ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А39-5048/17 от 18.01.2019 АС Республики Мордовия

2022/2019-2246(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 

об оставлении заявления без движения

Дело № А39-5048/2017 

город Саранск 18 января 2019 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Юськаева Р.К.,

рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "Управление  строительства" 

к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия,
об уменьшении размера исполнительских сборов,

у с т а н о в и л:

заявление подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126, 199  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

В пункте 3 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17  ноября 2015 года № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении  некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что  требования, связанные с исполнением исполнительных документов и подлежащие  рассмотрению в порядке искового производства, относятся к компетенции судов общей  юрисдикции исходя из правил статьи 22 ГПК Российской Федерации и арбитражных судов -  в соответствии со статьями 27, 28 и 33 АПК Российской Федерации. 

Согласно части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражному суду  подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с  осуществлением предпринимательской деятельности. 

Частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном  производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) определено, что  исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае  неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного  исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им  исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с  момента получения копии постановления судебного пристава- исполнителя о возбуждении  исполнительного производства. 

На основании части 6 статьи 112 Закона об исполнительном производстве должник  вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с  заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании  исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении  его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. 

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного  документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств  отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его  размер, но не более чем на одну четверть (часть 7 статьи 112 Закона об исполнительном  производстве). 

Таким образом, Закон об исполнительном производстве предоставляет должнику право  оспорить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского  сбора в судебном порядке (в случае, если должник полагает, что взыскание 


В том случае, когда соответствующее постановление вынесено судебным приставом- исполнителем при наличии к тому законных оснований, должник вправе обратиться в суд с  заявлениями: 

- об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора;
- об уменьшении размера исполнительского сбора;
- об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При этом в статье 128 Закона об исполнительном производстве определена  подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов лишь по рассмотрению  споров об оспаривании постановлений (действий, бездействия) судебных приставов- исполнителей. 

Так, в соответствии с частью 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве  заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов,  его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях: 

исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в  пунктах 5 и 6 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в отношении организации  или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования  юридического лица; 

исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в  соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона, если должником  является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность  без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с  его предпринимательской деятельностью; 

в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством  Российской Федерации. 

В случаях, не указанных в части 2 статьи 128 Закона об исполнительном производстве,  соответствующее заявление подается в суд общей юрисдикции (часть 3 статьи 128 Закона об  исполнительном производстве) При определении подведомственности таких дел необходимо  учитывать следующее. 

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016),  утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года  (вопрос N 3 раздела "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике"),  указано, что основными критериями разграничения предметной компетенции судов общей  юрисдикции и арбитражных судов по требованию о признании незаконными действий  (бездействия) судебного пристава-исполнителя является не только субъектный состав или  экономический характер спора, но и то, каким судом (общей юрисдикции или арбитражным)  выдан исполнительный документ либо в каком суде (общей юрисдикции или арбитражном)  возможно оспорить несудебный исполнительный документ - части 2 и 3 статьи 128 Закона об  исполнительном производстве. 

При этом к предметной компетенции арбитражных судов не отнесена проверка  действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершенных в рамках  исполнительного производства, возбужденного по выданному судом общей юрисдикции  исполнительному документу (статья 29 АПК Российской Федерации, статья 128 Закона об  исполнительном производстве). 

Учитывая изложенное, заявителю необходимо обосновать подведомственность  обращения с заявленными требованиями в Арбитражный суд, изложенными в заявлении от  28 декабря 2018 года, либо конкретизировать (уточнить) требования в зависимости от того,  каким органом выдан исполнительный документ, на основании которого возбуждено  исполнительное производство. 

Руководствуясь статьей 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, арбитражный суд 

о п р е д е л и л:


1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Управление строительства"  оставить без движения. 

Судья Р.К. Юськаев


исполнительского сбора произведено незаконно).