ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А39-7967/18 от 12.10.2018 АС Республики Мордовия

3/2018-48063(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № А39-7967/2018

город Саранск 12 октября 2018 года  Резолютивная часть определения объявлена 12 октября 2018 года. 

Определение в полном объеме изготовлено 12 октября 2018 года. 

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Александрова С.В., при  ведении протокола помощником судьи Ширшиковой О.Ю., рассмотрев в  предварительном судебном заседании дело по заявлению Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (ОГРН <***>, ИНН  <***>, Республика Мордовия, г.Саранск) 

к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН  <***>, г.Москва) 

к Управлению Федерального казначейства по Республике Мордовия (ОГРН  <***>, ИНН <***>, Республика Мордовия, г. Саранск) 

о признании незаконными действий Управления Федерального казначейства по  Республике Мордовия, выразившихся в направлении материалов по итогам камеральной  проверки Минсельхозпрода Республики Мордовия в Министерство финансов Российской  Федерации для применения бюджетных мер принуждения, 

о признании незаконными и отмене приказов Министерства финансов Российской  Федерации от 03.05.2018 № 386, № 387, № 388, № 389, 

при участии:

от заявителя: ФИО1 – начальника отдела правового обеспечения и земельных  отношений, доверенность № 4 от 12.04.2018 сроком действия 1 год, 

от заинтересованного лица (УФК по РМ): ФИО2 – специалиста-эксперта  юридического отдела, доверенность № 09-12-07/19-12628 от 02.10.2018 сроком до  31.12.2019, 

от заинтересованного лица (Минфина России): представитель не явился,

у с т а н о в и л:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее  по тексту – Минсельхозпрод РМ, заявитель) обратилось в суд с заявлением к 


Министерству финансов Российской Федерации (далее по тексту – Министерство  финансов РФ, Минфин России, ответчик) и Управлению Федерального казначейства по  Республике Мордовия (далее по тексту – УФК по РМ, ответчик) о признании  незаконными действий Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия,  выразившихся в направлении материалов по итогам камеральной проверки  Минсельхозпрода Республики Мордовия в Министерство финансов Российской  Федерации для применения бюджетных мер принуждения и о признании незаконными и  отмене приказов Министерства финансов Российской Федерации от 03.05.2018 № 386, 387,   № 388, № 389. 

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.09.2018 данное  заявление принято к производству и возбуждено производство по делу № А39-7967/2018. 

 Представитель Министерства финансов Российской Федерации в предварительное  судебное заседание не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим  образом. 

Информация о назначении предварительного судебного заседания по данному делу  размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Мордовия. 

Представитель заявителя просил удовлетворить заявленные требования в полном  объеме, в удовлетворении ходатайства Минфин России о передаче дела по подсудности в  другой суд – отказать. 

Представитель УФК по РМ поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, в  ходатайство Министерства финансов Российской Федерации просил удовлетворить,  передать дело на рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. 

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд  пришел к следующему. 

В соответствии с частью 3 статьи 130 АПК РФ арбитражный суд первой инстанции  вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство,  если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям  эффективного правосудия. 

Согласно части 5 статьи 130 АПК РФ о выделении требований в отдельное  производство или об отказе в этом арбитражный суд выносит определение. 

Из заявления Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики  Мордовия от 12.09.2018 установлено, что требования заявлены к двум заинтересованным 


лицам: Министерству финансов Российской Федерации и Управлению Федерального  казначейства по Республике Мордовия. 

Для рассмотрения требований к каждому из указанных лиц АПК РФ установлена  различная территориальная подсудность, в связи с чем, совместное рассмотрение  заявленных требований суд признает не соответствующим целям эффективного  правосудия. 

Кроме того, копии оспариваемых приказов Министерства финансов Российской  Федерации от 03.05.2018 № 386, № 387, № 388, № 389 заявителем в материалы дела не  представлены. 

Представитель Управления Федерального казначейства по Республики Мордовия  указала, что данные приказы находятся только в Министерстве финансов Российской  Федерации и в адрес УФК по РМ не представлялись. 

С учетом изложенного суд считает необходимым в порядке части 3 статьи 130 АПК  РФ выделить в отдельное производство требование, заинтересованным лицом по  которому является Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, что  соответствует елям эффективного правосудия. 

Далее, рассмотрев ходатайство Министерства финансов Российской Федерации,  выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о  необходимости передачи настоящего дела по подсудности на рассмотрение другого  арбитражного суда по следующим основаниям. 

В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации, никто не может  быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности  которых оно отнесено. 

Правительством Республики Мордовия заявлено требование о признании  недействительными и отмене приказов Министерства финансов Российской Федерации от  03.05.2018 № 386, № 387, № 388, № 389. 

Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в  арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных  интересов в порядке, установленном названным Кодексом. В частности, пунктом 2 части 1  статьи 29, частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и  иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и 


законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и  действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,  иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными  государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц  осуществляется в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Согласно части 1 статьи  197 АПК РФ, дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере  предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых  актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом  отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы,  осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных  приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам  искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями,  установленными в настоящей главе. 

В соответствии со статьей 35 АПК РФ иск предъявляется в Арбитражный суд  субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика. 

Как установлено в предварительном судебном заседании адресом места нахождения  Министерства финансов Российской Федерации является:109097, <...>. 

Таким образом, с учетом выделения требования, заинтересованным лицом по  которому является Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия в  отдельное производство, рассмотрение заявления по настоящему делу в части требований  к Министерству финансов Российской Федерации отнесено к подсудности Арбитражного  суда города Москвы. 

В соответствии с пункта 3 части 2 статьи 39 АПК РФ, арбитражный суд передает  дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если при  рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с  нарушением правил подсудности.  

Поскольку при рассмотрении дела выявлено, что оно принято к производству с  нарушением правил подсудности, дело на основании пункта 3 части 2 статьи 39 АПК РФ  подлежит передаче на рассмотрение по месту нахождения лица, указанного в ст. 197 АПК  РФ, а именно, в Арбитражный суд города Москвы. 


В предварительном судебном заседании объявлялся перерыв с 08.10.2018 до  12.10.2018. 

Руководствуясь статьями 35, 37, 39, 130, 159, 184-188 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики  Мордовия 

о п р е д е л и л:

Судья С.В. Александров