АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
Дело № А39-982/2008-67/15
город Саранск 10 июня 2008 года
Арбитражный суд Республики Мордовияв составе:
председательствующего - судьи Артамоновой Л.А.,
членов суда – судей Евдокимовой Н.А. и Никишиной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседание секретарем судебного заседания Пинякшевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, г.Саранск, Республика Мордовия
к Совету депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, с.Торбеево, Республика Мордовия
о признании недействующими положений пункта 2.2 Порядка расчета годовой арендной платы за пользование нежилого помещения муниципального имущества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 06.09.2006 №234, в части применения коэффициента вида деятельности, устанавливающего дифференцированный подход к расчету арендной платы за 1 кв.м площади и представляющего преимущества для государственных и муниципальных аптек по сравнению с негосударственными аптеками и аптечными киосками, а также для редакций газет и журналов, учредителями которых выступает Правительство Республики Мордовия, по сравнению с другими средствами массовой информации негосударственной формы собственности, а также для отделений Сбербанка по сравнению с другими коммерческими банками
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1, ведущего специалиста-эксперта отдела надзора и контроля в сфере естественных монополий на товарных рынках, доверенность от 10.01.2008 №3
от ответчика – ФИО2, представителя, доверенность от 19.05.2008г.
установил: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия обратилось в арбитражный суд с заявлением к Совету депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о признании положений Порядка расчета годовой арендной платы за пользование нежилого помещения муниципального имущества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 06.09.2006 №234, устанавливающих дифференцированный подход к расчету арендной платы за 1 кв.м площади и представляющих преимущества для государственных и муниципальных аптек по сравнению с негосударственными аптеками и аптечными киосками, а также для редакций газет и журналов, учредителями которых выступает Правительство Республики Мордовия, по сравнению с другими средствами массовой информации негосударственной формы собственности, а также для отделений Сбербанка по сравнению с другими коммерческими банками, не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими в этой части.
В ходе судебного разбирательства представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил требования и просил признать недействующими положения пункта 2.2 Порядка расчета годовой арендной платы за пользование нежилого помещения муниципального имущества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Совета депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 06.09.2006 №234, в части применения коэффициента вида деятельности, устанавливающего дифференцированный подход к расчету арендной платы за 1 кв.м площади и представляющего преимущества для государственных и муниципальных аптек по сравнению с негосударственными аптеками и аптечными киосками, а также для редакций газет и журналов, учредителями которых выступает Правительство Республики Мордовия, по сравнению с другими средствами массовой информации негосударственной формы собственности, а также для отделений Сбербанка по сравнению с другими коммерческими банками.
Из материалов дела установлено, что Совет депутатов Торбеевского муниципального района зарегистрирован в качестве юридического лица, о чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1061308003074.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия проведена проверка нормативно-правовых актов, принимаемых Советами депутатов муниципальных районов Республики Мордовия, на соответствие их антимонопольному законодательству. В том числе объектом проверки явилось решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия от 06 сентября 2006 года №234 «Об утверждении Порядка расчета годовой арендной платы за пользование нежилого помещения муниципального имущества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия». Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района от 06.09.2006 №234 было опубликовано в районной газете «Торбеевские новости» от 15.09.2006 №38.
Вышеуказанным решением был утвержден Порядок расчета годовой арендной платы за пользование нежилым помещением муниципального имущества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия» (далее – Порядок расчета годовой арендной платы), в соответствии с пунктом 2.2 которого величина арендной платы за 1 кв. м площадей основного назначения в год определяется по формуле:
Бапо = Сб х Киз х Км х Кт х Кз х Квд х Кнж, где
Сб - базовая ставка годовой арендной платы за нежилое помещение;
Киз - коэффициент износа здания (от 0,75 до 1,0);
Км - коэффициент вида строительного материала (от 0,5 до 1,0);
Кт - коэффициент типа здания (от 0,1 до 1,0);
Кз - коэффициент территориальной зоны (от 0,9 до 1,2);
Квд - коэффициент вида деятельности (от 0,6 до 3,5);
Кнж - коэффициент качества нежилого помещения.
На расчёт арендной платы за 1 кв.м площади основного назначения оказывает влияние каждый из перечисленных коэффициентов. Коэффициенты износа здания, вида строительного материала, типа здания, территориальной зоны и качества нежилого помещения носят объективный характер, не зависят от каких-либо характеристик (свойств) хозяйствующих субъектов, арендующих муниципальное имущество.
Значение и категория дифференцирования коэффициента вида деятельности (Квд) устанавливаются в зависимости от основного вида деятельности хозяйствующего субъекта – арендатора, в зависимости от их формы собственности, а также по иным основаниям, в частности, для:
-государственных и муниципальных аптек устанавливается коэффициент - 1,0;
-негосударственных аптек и аптечных киосков устанавливается коэффициент- 2,5;
-редакций газет и журналов, учредителями которых выступает Правительство Республики Мордовия, устанавливается коэффициент - 0,8;
-иных средств массовой информации негосударственной формы собственности устанавливается коэффициент - 2,0;
-отделений Сбербанка устанавливается коэффициент - 3,0;
-коммерческих банков устанавливается коэффициент - 3,5.
Поскольку государственные и муниципальные аптеки, а также негосударственные аптеки и аптечные киоски осуществляют деятельность на рынке услуг по реализации лекарственных средств; редакции газет и журналов, учредителями которых выступает Правительство Республики Мордовия, и иные средства массовой информации осуществляют деятельность на рынке информационных услуг и услуг по распространению информации; отделения Сбербанка и иные коммерческие банки осуществляют деятельность на рынке банковских и иных финансовых услуг, то есть осуществляют деятельность на аналогичных товарных рынках (осуществляют одинаковые виды деятельности), определение коэффициента вида деятельности при расчете арендной платы за нежилое помещение в зависимости от формы собственности субъекта, по мнению заявителя, является необоснованным.
Считая, что установленный Порядок создает дискриминационные условия для деятельности неограниченного круга хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках по реализации лекарственных средств, информационных услуг и услуг по распространению информации, а также на рынке банковских и иных финансовых услуг по сравнению с государственными и муниципальными аптеками, редакциями газет и журналов, учредителями которых выступает Правительство Республики Мордовия, отделений Сбербанка, получившими льготу по арендным платежам, и ставит их в преимущественное положение, заявитель указывает на нарушение Советом депутатов Торбеевского муниципального района Республики Мордовия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Так как, частью 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести, к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В силу того, что Порядок регулирует публичные отношения (публичность определена характером собственности, в отношении которой принят акт), а муниципальное имущество Торбеевского муниципального района имеет социальное назначение и носит публичный характер, предполагается свободный и равный доступ для использования указанного имущества без предоставления каких-либо преимуществ.
Так как в соответствии с частью 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности признаются и защищаются в Российской Федерации равным образом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Однако, в ходе разбирательства по делу от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило заявление от 10.06.2008 №459 с отказом от заявленных требований в полном объеме, в связи с тем, что ответчиком в добровольном порядке устранены нарушения требований антимонопольного законодательства, а именно, Советом депутатов Торбеевского муниципального района на восьмой сессии четвертого созыва 04.06.2008 было принято решение №48 «О внесении изменений в Порядок расчета годовой арендной платы за пользование нежилого помещения муниципального имущества Торбеевского муниципального района Республики Мордовия, утвержденного решением Торбеевского районного Совета депутатов от 06.09.2006 №234», которым внесены изменения в оспариваемый нормативный акт. Решение Совета депутатов Торбеевского муниципального района от 04.06.2008 №48 опубликовано в районной газете «Торбеевские новости» от 06.06.2008 №24.
Поскольку данный отказ от заявленных требований не противоречит закону, не нарушает права других лиц, на основании пункта 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ судом принят.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу в случае отказа истца от иска и данный отказ принят судом.
Исходя из изложенного производство по делу подлежит прекращению.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине в заседании не рассматривался, в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу прекратить.
Определение может быть обжаловано в месячный срок с момента его вынесения в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий Артамонова Л.А.
Судьи Евдокимова Н.А.
Никишина Т.Л.