ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-113811/13 от 07.11.2013 АС города Москвы

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о принятии обеспечительных мер

Дело № А40-113811/13

07 ноября 2013 года   г. Москва 20-419

шифр судьи по данному делу

Арбитражный суд в составе:

Судьи   Бедрацкой А.В.

Рассмотрев вопрос о принятии обеспечительных мер по делу по заявлению

Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов "ГИНЦВЕТМЕТ" (ОГРН: <***>; ул. Академика Королева, д. 13, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по г. Москве (ОГРН: <***>; ул. Сельскохозяйственная, д.11, корп.4, <...>)

о признании недействительным решения от 03.07.2013г. № 13-14/1503

без вызова сторон

УСТАНОВИЛ:   Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов "ГИНЦВЕТМЕТ" (ОГРН: <***>; ул. Академика Королева, д. 13, <...>) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решение № 13-14/1503 от 03.07.2013г.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов "ГИНЦВЕТМЕТ" (ОГРН: <***>; ул. Академика Королева, д. 13, <...>), через канцелярию суда подало заявление о принятии обеспечительных мер в виде: приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по г. Москве № 13-14/1503 от 03.07.2013г., о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 3 ст. 199 по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта.

При рассмотрении ходатайства о приостановлении действия оспариваемого акта, суд руководствуется соответствующими положениями Главы 8 АПК РФ, в том числе об основаниях обеспечительных мер.

Согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в т.ч. если исполнение судебного акта предполагается за пределами РФ, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В определении от 06.11.03г. № 390-О Конституционный суд РФ указал, что целью обеспечительных мер в арбитражном процессе и являющихся срочными, временными мерами, направленными на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя является недопущение затруднения или несвоевременности исполнения судебного акта, а также предотвращение причинения значительного ущерба заявителю (части 1 и 2 статьи 90 АПК РФ).

Доказывание наличия обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 90 АПК РФ возложено на заявителя, который должен обосновать причины обращения с заявлением об обеспечении требований конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер и представить доказательства, подтверждающие его доводы (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 г. № 55).

Оспариваемое решение является правовым основанием для возможного взыскания с налогоплательщика денежных средств в размере 20 119 004,07 р., что приведет к неисполнению договорных, налоговых и финансовых обязательств, что будет являться основанием для применения к Обществу мер гражданско-правовой ответственности, штрафных санкций со стороны его контрагентов и государственных органов. В случае изъятия указанной суммы из хозяйственного оборота, Общество не сможет осуществлять первоочередные платежи.

Как установлено п. 1 Обзора практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда от 07.07.04), арбитражный суд удовлетворяет заявление о применении предварительных обеспечительных мер о приостановлении действия оспариваемого акта, если заявитель мотивировал, хотя бы одно из оснований их применения, предусмотренных ч. 2 ст. 90 АПК РФ.

В обоснование заявления о принятии обеспечительных мер заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

ФГУП «Институт «ГИНЦВЕТМЕТ» - комплексный, многопрофильный научно-исследовательский институт, выполняющий фундаментальные, поисковые и прикладные исследования, направленные на создание научно-технической базы в металлургии цветных, редких и благородных металлов.

ФГУП «Институт «ГИНЦВЕТМЕТ» входит в состав отраслевого холдинга Госкорпорации «Ростех» - ОАО «РТ-Металлургия».

Важнейшей задачей для Гинцветмета является участие в создании технологической платформы «Материалы и технологии металлургии», которая создается в целях концентрации финансовых и административных ресурсов, направленных на создание современной отрасли по производству нового поколения материалов металлургии в части разработки и внедрения в серийное производство энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий изготовления и переработки конструкционных и функциональных материалов, а также техническое перевооружение и оснащение металлургических предприятий роботизированным, автоматизированным и компьютеризированным оборудованием для реализации современных технологических процессов на базе цифровых IT-технологий и нейронного управления, включая полный логистический цикл изготовления и переработки от исходного сырья до конечного продукта и изделий для различных отраслей промышленности и товаров народного потребления, что позволит обеспечить переход металлургии на новый качественный уровень (к шестому технологическому укладу).

В силу ст. 46 НК РФ начисленные суммы могут быть взысканы инспекцией в безакцептном порядке до разрешения судом спора о законности начисления этих сумм (до рассмотрения заявленных требований налогоплательщика), следовательно, возможность причинения значительного ущерба следует из существа оспариваемого решения.

Сама возможность списания со счета заявителя значительной суммы налогов, пени, штрафа - более 20 000 000 млн. рублей свидетельствует о возможности причинения налогоплательщику значительного ущерба.

Списание суммы налогов по решению инспекции в бесспорном порядке повлечет фактическую остановку финансово-хозяйственной деятельности Предприятия, в связи с невозможностью исполнения им своих обязательств по осуществлению уставной деятельности, оплате труда, расчетам с контрагентами, выполнению текущих, в том числе налоговых, обязательств.

Согласно данных бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2013г. заявитель владеет имуществом, балансовая стоимость которого составляет 107 011 р., что значительно превышает спорную задолженность по налоговому обязательству. Большая часть активов Предприятия размещена в основных средствах (объекты недвижимого имущества), стоимость которых составляет 84 210 р. Кроме того Предприятие имеет дебиторскую задолженность на общую сумму 14 047 р. Указанные имущественные активы в совокупности почти в 5 раз превышают спорную задолженность.

Стоимость активов Предприятия более чем в 5 раз превышает указанные в оспариваемом решении суммы, что свидетельствует о том, что заявитель обладает достаточными средствами для незамедлительного исполнения оспариваемого решения в случае, если Предприятию будет отказано в удовлетворении заявленных требований.

ФГУП «Институт «ГИНЦВЕТМЕТ» является стабильно действующим государственным предприятием. Заявитель участвует в реализации государственной политики в стратегически важных отраслях экономики, Федеральных целевых программ, в рамках которых разрабатываются важнейшие методические и технологические основы деятельности; является участником Национальной технологической платформы.

В соответствии со справкой о предполагаемых результатах финансовой деятельности, движении денежных средств на 2013-2014 гг.:

Движение денежных средств:

Прогнозируемые поступления денежных средств ежемесячно составляют
 14 500 000 р.

Прогнозируемые расходы денежных средств ежемесячно составляют 13 000 000 р.

Чистые денежные средства (ежемесячно) составляют 1 500 000 р.

Результаты финансовой деятельности:

Прогнозируемая выручка (ежемесячно без НДС) составляет 12 280 000 р.

Прогнозируемые расходы (ежемесячно без НДС) составляют 10 925 000 р.

Прогнозируемый финансовый результат (ежемесячный) - 1 355 000 р.

Согласно ежемесячному реестру поступлений и платежей 2013, общий объем ежемесячных поступлений в 2013 году составил в среднем 14 907 807 р., общий объем ежемесячных платежей по краткосрочным обязательствам составил в среднем 13 436 000 р., в том числе по обязательствам по оплате заявителем как единоличным балансодержателем здания, расположенного по адресу: <...>, стр.1,2,4, электрической энергии (Договор № 11002001 от 03.01.2011 с ОАО «Мосэнергосбыт»), тепловой энергии (Договор № 38-48 от 27.07.2000 с ОАО «Горэнергосбыт»), водоснабжения (Договоры №№ 00015257 от 01.06.2005, № 0015423-1/2007 от 01.05.2007, № 0015493 от 10.10.2005 с ОАО «Мосводосбыт»).

В настоящий момент Предприятие имеет 2 действующих расчетных счета:

40502810400080000002, открытый в КБ «Нефтяной Альянс» (ОАО). Остаток денежных средств на расчетном счете по состоянию на 28.10.2013г. составляет 273 125,05 р. Обороты за сентябрь 2013г. составили: поступления (обороты по дебету) на сумму 14 015 246,19 р., расходы (обороты по кредиту) на сумму 13 922 545,71 р.

40502810500000002725, открытый в КБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО). По состоянию на 28.10.2013г. по счету имеется очередь распоряжений, картотека 1 на сумму 16 091,73 р., картотека 2 на сумму 1 280 р., обороты за август 2013г. составили: поступления (дебет) 7 919,92 р., расходы (кредит) - 0 руб.

В случае взыскания с заявителя спорных сумм налогов, штрафов, пеней, сроки выплаты заработной платы работникам могут быть существенно нарушены, что повлечет для заявителя возникновение таких неблагоприятных последствий как выплата её с уплатой процентов за каждый день задержки на основании ст. 236 Трудового кодекса РФ; в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив заявителя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы согласно ст. 142 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, поскольку обязанность по уплате налога в установленный срок обеспечивается уплатой пени (ст. 75 НК РФ), потери бюджета от несвоевременного получения сумм налога в случае разрешения спора в пользу налогового органа будут в силу закона компенсированы уплатой заявителем пени. На компенсационную природу пени указал, в частности, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 17.12.1996 № 20-П.

На основании ст. 46 НК РФ налоговый орган вправе взыскать налог и пени в бесспорном порядке в случае неисполнения направленного заявителю требования об уплате сумм недоимок и пени.

Взыскание налога производится путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Исполнение судебного акта о признании недействительным ненормативного акта государственного органа направлено на устранение всех последствий принятия такого акта.

В случае принятия арбитражным судом решения о признании недействительным оспариваемого решения инспекции, бесспорное взыскание налога (пени), оспариваемых налогоплательщиком, будет препятствовать немедленному восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов заявителя, нарушенных принятием оспариваемого ненормативного акта.

Как указывает ВАС РФ в п. 4 Постановления Пленума от 09.07.03, при разрешении вопроса о необходимости принятия обеспечительных мер суд, исходя из предмета заявленного требования и возможного судебного решения по данному иску, должен удостовериться в том, что в случае удовлетворения искового требования непринятие именно этой меры затруднит, или сделает невозможным исполнение судебного акта.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 14.02.02 № 4-П разъяснил, что по смыслу ст. 2,17,18, 46 Конституции РФ «участникам судопроизводства гарантируется право на судебную защиту в полном объеме, эффективное восстановление в правах посредством правосудия (ч. 2 п. 3)». Аналогичная позиция Конституционного суда РФ изложена в Постановлении от 24.01.02 № 3-П (абзац 7 п. 3).

При таких обстоятельствах заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-исследовательский институт цветных металлов "ГИНЦВЕТМЕТ" о приостановлении действие решения Инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по г. Москве № 13-14/1503 от 03.07.2013г., о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит удовлетворению.

Приостановление действия решения № 13-14/1503 от 03.07.2013г. включает в себя приостановление всех действий направленных на исполнение оспариваемого акта.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 90-92, 184, 185, 199 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Приостановить действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по г. Москве № 13-14/1503 от 03.07.2013г., о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, до вступления в законную силу судебного акта по существу спора.

Определение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый арбитражный апелляционный суд.

Судья А.В. Бедрацкая

тел. <***>