ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-136754/17-120-1159 от 04.09.2017 АС города Москвы

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Москва

11 сентября 2017 года                                                  Дело № А40-136754/17-120-1159

Резолютивная часть определения объявлена 04 сентября 2017 года

Полный текст определения изготовлен  11 сентября 2017 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе

судьи Блинниковой И.А. 

протокол ведет секретарь судебного заседания Сигидова В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по  заявлению:  Департамент торговли и услуг г.Москвы

ответчик: ООО «Старый Лес»

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 14.07.2017 г. № 41

с участием:

от заявителя: ФИО1 дов. от 04.04.2017 г. № И/01-301/7

от ответчика: ФИО2 дов. от 17.07.2017 г. б/н

УСТАНОВИЛ:

Департамент торговли и услуг г.Москвы обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО «Старый Лес» по ч. 1 ст. 14.17  КоАП РФ  на основании протокола об административном правонарушении от 14.07.2017 г. № 41.

Заявитель поддерживает заявленные требования в полном объеме.

Ответчик представил суду письменный отзыв, против удовлетворения заявителя возражает, полагает, что заявитель неправильно квалифицировал правонарушение.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и иными федеральными законами,  с участием иных органов, образований, не имеющих статуса юридического лица.

  В соответствии с ч. 1 ст. 202 АПК РФ арбитражными судами рассматриваются дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов.

На основании ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 - 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.50, 14.43 - 14.49, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 138-ФЗ, от 27.07.2006 N 139-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 09.04.2007 N 45-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ, от 06.12.2011 N 404-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 21.12.2013 N 365-ФЗ).

Судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33 настоящего Кодекса (абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ).

Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" подведомственность арбитражным судам дел о привлечении к административной ответственности установлена абзацем третьим части 3 статьи 23.1 Кодекса.

В силу этой нормы дела по правонарушениям, предусмотренным перечисленными в ней статьями КоАП, подведомственны арбитражным судам только в том случае, когда соответствующие правонарушения совершены юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

По факту реализации алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований административным органом в отношении ООО "Старый Лес" 14.07.2017 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Департамент обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.

Пунктом 5 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Одновременно абзацем вторым пункта 5 данной статьи органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу названной продукции.

В Москве региональным нормативно-правовым актом, устанавливающим ограничения и запреты продажи алкоголя, является Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года № 1069-ПП.

В приложении № 2 данного Постановления указаны дополнительные ограничения и условия продажи алкогольной продукции в столице.

Нарушение требований регионального законодательства, принятого на основании пункта 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, должно влечь привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, что указано и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2008 года N 5378/08.

Таким образом, действия Общества, выразившиеся в розничной продаже алкогольной продукции с 23.00 часов до 08.00 часов по местному времени должны быть квалифицированы по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.

Изложенное также соответствует позиции, изложенной в Постановлении ВС РФ от 10.11.2014 г. № 18-АД14-59.

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

Поскольку приведенные положения административного законодательства соотносятся как нормы специального и общего характера соответственно,  суд пришел к верному выводу о возможности разграничения предусмотренных ими составов исходя характера допущенного правонарушения, в связи с чем квалификация противоправных действий ООО "Старый Лес" по норме части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законной и обоснованной.

Между тем, положениями части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда.

Из разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 8 Постановления от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" следует, что в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния. Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.

На основании изложенного суд, руководствуясь разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 31 Постановления от 28 мая 2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", пришел к законным выводам о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу.

Руководствуясь  ст.ст. 184-186,  ст. 202, п.1 ч. 1 ст. 150, ст. 229 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по делу по заявлению Департамента торговли и услуг г.Москвы о привлечении ООО «Старый Лес» к административной ответственности по ч.1 ст. 14.17 КоАП РФ.

         Определение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья                                                                           И.А.Блинникова