ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-158968/17-30-176Ф от 23.12.2021 АС города Москвы

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ

115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17

http://www.msk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Москва                                                                              Дело № А40-158968/17-30-176 Ф

14 января 2022 г.

Резолютивная часть определения объявлена 23.12.2021

Определение в полном объеме изготовлено 14.01.2022

Арбитражный суд города Москвы в составе:

судьи М.И. Кантара,

при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Батаевым,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело о признании несостоятельным (банкротом) гражданина-должника ФИО1 вопрос принятия заявления финансового управляющего об истребовании доказательств,

при участии: от МИД России – ФИО2 по дов. от 12.01.2021;

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21.09.2018г. в отношении ФИО1 введена процедура реализации имущества гражданина сроком на шесть месяцев. Финансовым управляющим утвержден ФИО3.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 10.09.2019г. освобожден арбитражный управляющий ФИО3 от исполнения обязанностей финансового управляющего ФИО1 Финансовым управляющим должника утверждена ФИО4.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 03.07.2020г. ФИО4 освобождена от исполнения обязанностей финансового управляющего ФИО1. Финансовым управляющим ФИО1 утверждена ФИО5 (ИНН <***>, адрес для корреспонденции: 630102, г. Новосибирск, а/я 62).

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 19.03.2021 г. освобождена ФИО5 от исполнения обязанностей финансового управляющего ФИО1, финансовым управляющим ФИО1 утвержден ФИО6 (ИНН <***>, адрес для направления корреспонденции: 119048, г. Москва, а/я 122), являющегося членом МСО ПАУ.

28.09.2021 от финансового управляющего поступило заявление об истребовании у Министерства внутренних дел Российской Федерации (119991, <...>), а также Министерства иностранных дел Российской Федерации (119200, <...>) доказательств (согласно списку).

В настоящем судебном заседании подлежала рассмотрению обоснованность заявленного ходатайства.

Через канцелярию суда от ГУ МВД России по г. Москве заблаговременно поступил отзыв на заявление.

Представитель МИД России возражал по заявлению, не возражал против приобщения отзыва к материалам дела.

Судом в порядке ст.ст. 131, 159, 184 АПК РФ приобщен к материалам дела представленный отзыв на заявление.

Исследовав и оценив в совокупности материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право, в том числе, запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. Указанные физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Абзацем 5 пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве предусмотрено право финансового управляющего получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Необходимость истребования запрашиваемых сведений обусловлена исполнением финансовым управляющим возложенных на него статьей 213.9 Закона о банкротстве обязанностей (принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; подавать в арбитражный суд от имени гражданина заявления о признании недействительными сделок).

Пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве предусмотрено, что гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Как следует из разъяснений п. 41 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» в силу пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан по требованию финансового управляющего предоставлять ему любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней со дня получения требования об этом. При исчислении названного пятнадцатидневного срока следует руководствоваться правилами главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункту 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Таким образом, с даты признания гражданина банкротом финансовый управляющий вправе распоряжаться имуществом должника от имени последнего, обеспечивая должную степень сохранности указанного имущества.

Согласно пункту 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органах и органов местного самоуправления;

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе имущественных правах, и об обязательствах, запрошенные временным управляющем у физических лиц, юридических лиц, в государственных органах, органах местного самоуправления, предоставляются указанными лицами и органами временному управляющему в течение семи дней со дня получения запроса арбитражного управляющего без взимания платы.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим ходатайством Финансовый управляющий просил истребовать из Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации следующих сведений в отношении ФИО1 (ИНН <***>, СНИЛС <***>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт серия <...>, выдан 15.10.2015, код подразделения 770-074, место рождения гор. Москва, адрес регистрации: 121096, <...>, копр. 1, кв. 38):

сведений о наличии у ФИО8, а также ФИО7 (супруги ФИО8, 17.01.1974 г., место рождения г. Москва, паспорт серия <...>, выдан 13.05.2002 г. код подразделения 772-086, зарегистрирована по адресу: <...>) вида на жительство в иностранных государствах, в том числе сведений из автоматизированных информационных систем «Гражданство МИД» и т.д.;

сведений о наличии у ФИО8, а также ФИО7 (супруги ФИО8) гражданств иностранных государств, в том числе сведений из автоматизированных информационных систем «Гражданство МИД» и т.д.;

сведения о текущем местоположении ФИО8, а в случае нахождения ФИО1 на территории Российской Федерации сведения о его фактическом месте проживания/месте нахождения;

сведения о пересечении должником государственной границы Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в период с 11.09.2014 г. по настоящее время, а также о государстве, в которое направлялся Должник при пересечении границы;

сведения обо всех выданных заграничных паспортах на ФИО1 и ФИО7;

сведения из государственной системы миграционного и регистрационного учета (система «Мир») об оформлении и выдаче виз на ФИО1 и ФИО7

В обоснование заявленного ходатайства, финансовый управляющий пояснил, что в рамках осуществления полномочий в процедуре реализации имущества ФИО8 финансовым управляющим были получены сведения из Росреестра об отсутствии у ФИО1 прав на недвижимое имущества на территории Российской Федерации (приложение 1 к настоящему заявлению). Движимое имущество (транспортные средства) было отчуждено ФИО1 накануне процедуры банкротства. Иного имущества, находящегося на территории Российской Федерации, выявлено не было.

В настоящее время сумма предъявленных к ФИО1 обязательств (требований, включённых в реестр требований кредиторов) составляет 1 316 335 809,54 руб. В конкурсной массе отсутствует имущество, достаточное для погашения таких требований.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2020 г. у ФНС России были истребованы сведения о зарубежных счетах и ином имуществе ФИО1 (ИНН <***>, адрес: 121096, <...>), полученные налоговым органом в порядке международного автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств.

В целях исполнения данного определения финансовым управляющим был направлен запрос в адрес ФНС России о предоставлении соответствующих сведений, однако в связи с положениями, предусмотренными в Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988 с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010 (далее - Конвенция), и многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29.10.2014, запрещающими разглашение данных третьим лицам, ФНС России сообщено о невозможности исполнения указанной информаций.

ФИО1 перед финансовым управляющим не раскрыты сведения о владении им зарубежным имуществом, зарубежными счетами.Взаимодействие с финансовым управляющим Должник не осуществляет. Должником не предоставлен ответ на запрос о наличии у него иностранных счетов и зарубежного имущества.

Как следует из налоговых деклараций ФИО1 по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 г., 2015 г., 2016 г. должником в качестве доходов от источников за пределами Российской Федерации были указаны иностранные компании: BrettaLtd(зарегистрировано в соответствии с законодательством Британских Виргинских островов); UMFinanceLimited(регистрировано в соответствии с законодательством Республики Кипр); UMManagementLimited(регистрировано в соответствии с законодательством Республики Кипр).Документов по владению акциями/долями в иностранных компаниях Должником не представлено.

Из документов, переданных предыдущим финансовым управляющим, следует, что в период c21.09.2015 г. по 15.01.2019 г. Должником были приобретены и использованы авиабилеты в Лондон, Тбилиси, Прагу, Ригу, Дубай и т.д. (приложение 5 к настоящему заявлению). Однако исходя из перемещений ФИО1 за указанный период, невозможно установить, в каком именно иностранном государстве у него могло бы находиться имущество.

В связи с непередачей соответствующей информации, в том числе по владению Перминовым С.Б. зарубежными счетами и имуществом, финансовым управляющим проводятся мероприятия, направленные на поиск принадлежащего Перминову С.Б. имущества, находящегося за пределами Российской Федерации (денежные средства, недвижимое имущество).

Согласно информации, содержащийся на сайте МВД РФ, ФИО1 в настоящее время находится в розыске, и, возможно, находится за пределами Российской Федерации.

С целью установления местонахождения ФИО8, и как следствие и его имущества, был направлен запрос в Федеральную службу безопасности Российской Федерации о предоставлении сведений о последнем факте пересечения границы Российской Федерации ФИО1 и его супругой ФИО9 (факт заключения брака подтверждается выпиской из записи акта о заключении брака № 977 от 04.04.1998 г., сведений о текущем местонахождении ФИО8, а также о государстве, в которое направлялись указанные лица при последнем пересечении границы. Однако ответом финансовому управляющему было отказано в предоставлении запрашиваемой информации по причине отсутствия соответствующих полномочий на сбор указанных выше сведений.

В этой связи был направлен запрос в Министерство внутренних дел Российской Федерации о предоставлении сведений относительно места жительства/места пребывания ФИО1, о наличии запрета на выезд ФИО8, о наличии возбужденных уголовных и административных дел в отношении ФИО1, о возбуждении розыска в отношении указанного лица, а также сведений о фактическом месте нахождения ФИО8. Ответом на указанный запрос было отказано в предоставлении запрашиваемых сведений, заявителю было предложено истребовать указанные документы через суд.

Также в Министерство внутренних дел Российской Федерации был направлен запрос о предоставлении сведений о наличии у ФИО8 гражданств иных государств, а также вида на жительство в иных государствах. Ответ на запрос не поступил в адрес финансового управляющего.

В Министерство иностранных дел Российской Федерации направлен запрос о предоставлении сведений обо всех выданных заграничных паспортах; сведений из государственной системы миграционного и регистрационного учета (система «Мир») об оформлении и выдаче виз на имя должника, а также о пересечении должником государственной границы Российской Федерации в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в период с 11.09.2014 г. по настоящее время; иных сведений, имеющих отношение к должнику, сведений о наличии у должника гражданства иностранного государства или вида на жительство в иностранном государстве, в том числе сведения содержащихся в автоматизированных информационных системах «Гражданство МИД» и иных системах. Ответ на запрос не поступил в адрес финансового управляющего.

Уклонение уполномоченных органов от предоставления запрашиваемой информации препятствует финансовому управляющему проводить мероприятия, направленные на поиск и выявление имущества должна. Доступа к информационным базам, находящихся в ведении уполномоченных органов, а также к соответствующей информации по запросу, финансовый управляющий не имеет.

В случае представления уполномоченными органами информации по запросу, возможно будет установить местоположение должника, а также сам факт наличия имущества ФИО1 в иностранных государствах.

Кроме того, финансовый управляющий обращает внимание, что в настоящий момент в производстве Арбитражного суда города Москвы по делу № А40-158968/2017 находится обособленный спор по заявлению финансового управляющего о предоставлении международно-правовой помощи, а также о направлении судебного поручения в Министерство юстиции Российской Федерации о получении у компетентного органа Великобритании, Королевства Испании, Франции, Швейцарии, Республики Кипр, Британских Виргинских Островов, Соединенных Штатов Америки сведений о наличии у ФИО8 иностранных счетов и имущества, в том числе акций/долей в иностранных компаний.

Истребуемые настоящим заявлением сведения могут указать на конкретное местонахождение ФИО8 или его супруги, а как следствие и имущества ФИО8, что может использоваться в качестве самостоятельного доказательства наличия у ФИО1 имущества в иностранном государстве, а также определить конкретное государство, в котором находится такое имущество.

В соответствии с Пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

В соответствии с абзацем вторым пункта 41 постановления Пленума от 13.10.2015 № 45 финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств (соответствующих сведений и документов, имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина) у третьих лиц (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

Как разъяснено в пункте 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан», целью положений Закона о банкротстве в их системном толковании является обеспечение добросовестного сотрудничества должника с судом, финансовым управляющим и кредиторами. Указанные нормы направлены на недопущение сокрытия должником каких-либо обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на возможность максимально полного удовлетворения требований кредиторов, затруднить разрешение судом вопросов, возникающих при рассмотрении дела о банкротстве, или иным образом воспрепятствовать рассмотрению дела.

Согласно п. 49 ч. 11 Указа Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 01.06.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» МВД России осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция формирует и ведет банки данных о гражданах в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит следующая информация: о лицах, совершивших административное правонарушение; о лицах, объявленных в розыск; о лицах - гражданах Российской Федерации, зарегистрированных и снятых с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства в пределах Российской Федерации; о лицах, получивших паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации, в том числе содержащий электронный носитель информации; о гражданах Российской Федерации, уведомивших о наличии у них гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; о лицах, поставленных на миграционный учет в Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» Министерство иностранных дел: ведет в порядке, устанавливаемом МИДом России, государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками; устанавливает порядок ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации; ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства; осуществляет в соответствии с нормами международного права защиту законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом.

Таким образом, наличие запрашиваемой информации у указанных органов подтверждается соответствующими положениями правовых норм.

Целью удовлетворения данного ходатайства является установление факта нахождения ФИО8, а как следствие и его имущества на территории иностранного государства.

В связи с изложенным, финансовый управляющий полагает возможным удовлетворение данного заявления, поскольку возможность самостоятельного получения запрашиваемой информации о Должнике и супруге ФИО8 исчерпана.

Удовлетворение данного заявления направлено на достижение целей проведения процедуры банкротства.

Отказ в удовлетворении ходатайства, по мнению финансового управляющего, фактически приведёт к ситуации, когда суд не способствует достижению целей проведения процедуры банкротства, в том числе розыску имущества должника для целей удовлетворения требований кредиторов, препятствует получению финансовым управляющим и кредиторами полной информации об имуществе должника и перспективах проведения процедуры банкротства, необходимости и обоснованности предусмотрения дополнительного финансирования процедуры за счет ресурсов лиц, на которых в соответствии с нормами права такая обязанность может быть возложена.

Согласно пункту 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества.

В соответствии с частью 4 статьи 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения. При удовлетворении ходатайства суд истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится.

В соответствии с частью 3 статьи 9 АПК РФ арбитражный суд оказывает содействие лицам, участвующим в деле, в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

В соответствии со статьями 23 и 24 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, кроме того сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

В Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиту прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, регламентирует Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152- ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон о персональных данных).

Согласно статье 3 Закона о персональных данных персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Такой информацией являются фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы, иные сведения, относящиеся к субъекту персональных данных.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), являются сведениями конфиденциального характера, а согласно статьям 2 и 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Закон об информации, информационных технологиях и защите информации) конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя, то есть является информацией ограниченного доступа.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 1253-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Супруна на нарушение его конституционных прав статьей 137 Уголовного кодекса Российской Федерации» конфиденциальным характером обладает любая информация о частной жизни лица, а потому она во всяком случае относится к сведениям ограниченного доступа. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера. Лишь само лицо вправе определить, какие именно сведения, имеющие отношение к его частной жизни, должны оставаться в тайне, а потому и сбор, хранение, использование и распространение такой информации, не доверенной никому, не допускается без согласия данного лица.

Право полиции осуществлять в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации формирование и ведение банков данных и обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах установлено пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции).

В соответствии со статьями 13 и 14 Закона об информации, информационных технологиях и защите информации в системе органов внутренних дел Российской Федерации создана федеральная информационная система, используемая в целях реализации полномочий органов внутренних дел (полиции) по предупреждению, выявлению, раскрытию, расследованию преступлений и предназначенная для информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов.

В соответствии со статьей 7 Закона о персональных данных лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона о полиции полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Закона о полиции полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с пунктом 5 статьи 17 Закона о полиции информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно пункту 10 статьи 213.9 Федерального закона Российской Федерации от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) сведения, составляющие личную, коммерческую, служебную, банковскую, иную охраняемую законом тайну, предоставляются в соответствии с требованиями, установленными федеральными законами.

Права финансового управляющего при участии в деле о банкротстве гражданина определены пунктом 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве.

Данные положения Закона о банкротстве не наделяют финансового управляющего правом на получение информации о частной жизни гражданина, содержащейся в банках данных полиции.

Вместе с тем, законодательными и иными нормативными правовыми актами определен механизм, позволяющий финансовому управляющему получать необходимые сведения о гражданине, в отношении которого проводится процедура банкротства.

В силу абзаца 1 пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об истребовании доказательств (абзац второй пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве).

Финансовый управляющий должен представить в материалы дела доказательства предпринятых им попыток самостоятельного получения в соответствии с пунктом 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве истребуемых сведений у должника путем направления требования об этом. Финансовый управляющий должен доказать, что исчерпал все возможные способы самостоятельного получения истребуемых у ГУ МВД России по г. Москве доказательств, а кроме того, каким образом получение им истребуемых сведений будет способствовать целям процедуры банкротства.

Возложение на финансового управляющего Законом о банкротстве обязанностей, в том числе по выявлению имущества должника и обеспечению сохранности этого имущества (пункт 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве), не может быть подтверждением права финансового управляющего на получение персональных данных.

Процессуальных норм, обязывающих суд производить сбор документов, необходимых для проведения процедуры банкротства, ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, ни Закон о банкротстве не содержит.

Сбор доказательств является обязанностью участвующих в деле о банкротстве лиц, которые должны проявить в этом вопросе должную активность. Наличие же в процессуальном законодательстве правил об оказании судом содействия названным лицам в получении доказательств, не означает, что указанные лица могут в полном объеме переложить на суд сбор доказательств.

Кроме того, полиция не осуществляет формирование и ведение банков данных о лицах, владеющих оружием. Данные полномочия законодательством Российской Федерации возложены на войска национальной гвардии.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом «ж» пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, на которую возложено решение основных задач по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия.

Согласно части 1 и пункту 2 части 3 статьи 14 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 226-Ф «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии вправе обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на войска национальной гвардии задач, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Внесению в банки данных о гражданах подлежит информация о лицах, владеющих оружием.

При таких обстоятельствах суд считает ходатайство финансового управляющего гражданина-должника ФИО1 ФИО6 об истребовании доказательств удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 9, 66, 184-188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

В удовлетворении ходатайства финансового управляющего об истребовании у Министерства внутренних дел Российской Федерации (119991, <...>), а также Министерства иностранных дел Российской Федерации (119200, <...>) доказательств отказать в полном объеме.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в установленный законом срок.

Судья                                                                                                М.И. Кантар