О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
О принятии обеспечительных мер
г. МоскваДело № А40-163371/15
21 сентября 2015 г.
Судья Паршукова О.Ю. (140-1316)
рассмотрев заявление о принятии обеспечительных мер ОАО "ВО Технопромэкспорт"
по делу по заявлению ОАО "ВО Технопромэкспорт"
к МИ ФНС по к/н № 4; МИ ФНС по к/н № 3
о признании частично недействительным решения МИ ФНС по к/н № 4 от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 и требование № 49 МИ ФНС по к/н № 3 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 25.06.2015.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "ВО Технопромэкспорт" повторно обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с ходатайством о принятии обеспечительных в виде:
- приостановления действие решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 о привлечении к налоговой ответственности в части: 1) выводов инспекции в разделе 1.2. решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 - по эпизоду неправомерности включения в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затрат по выполнению контракта 5305190400 на строительство ТЭС «Горозал» и доначисления в п.1, 2, 3 резолютивной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 налога на прибыль в размере 6 186 585 руб. за 2011 год, снижения размера убытков в сумме 80 486 785 руб. за 2012 год , штрафа за неуплату налога на прибыль по ст. 122 НК РФ в размере 1 237 317 руб., соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на прибыль; 2) выводов инспекции в разделе 2.1. решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 - по эпизоду неправомерности применения ставки № 0 % в отношении реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и уменьшения НДС заявленного к возмещению в размере 11 589 921 руб., в том числе в 1 квартале 2012 года в размере 1 811 183 руб. НДС и во втором квартале 2012 года в размере 9 778 738 руб. НДС. и уменьшения возмещения НДС в п. 5 резолютивной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 на сумму 11 589 921 руб.; 3) выводов инспекции в разделе п. 3.2 решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 части неправомерности по эпизоду неправомерности применения льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ и доначисления в п.1, 2, 3 резолютивной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 налога на имущество в размере 61 567 618 руб. за 2011 год и 49 002 880 руб. за 2012 год, штрафа за неуплату налога на имущество по ст. 122 НК РФ в размере 22 114 099, 06 руб., соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на имущество; 4) вывода инспекции в разделе 4.1.мотивировочной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 о несвоевременной уплате НДФЛ в качестве налогового агента на сумму 6 128 280 рублей НДФЛ и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 225 656 рублей; 5) привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление НДФЛ путем снижения указанного штрафа в 100 раз в части 2 848 906 руб. (2 877 682 - 28 777 руб.) с учетом смягчающих обстоятельств, в порядке ст. ст. 112-114 НК РФ.
- приостановления действия требования Межрегиональной инспекции ФНС по России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 об уплате налогов, пеней, штрафов № 49 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 25.06.2015 в части обязания уплатить: 1) 6 186 585 руб. налога на прибыль за 2011 год, 1 237 317 руб. штрафа за неуплату налога на прибыль, соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на прибыль; 2) 11 589 921 руб. НДС, в том числе в 1 квартале 2012 года в размере 1 811 183 руб. НДС и во втором квартале 2012 года в размере 9 778 738 руб. НДС; 3) 110 570 488 руб. налога на имущество, в том числе 61 567 618 руб. за 2011 год и 49 002 880 руб. за 2012 год, штрафа за неуплату налога на имущество по ст. 122 НК РФ в размере 22 114 099, 06 руб., соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на имущество; 4) 1 225 656 рублей штрафа по ст. 123 НК РФ - своевременное перечисление НДФЛ; 5) 2 848 906 руб. штрафа по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление НДФЛ.
Ходатайство о принятии обеспечительных мер мотивировано тем, что взыскание сумм налогов, пеней, штрафов, указанных в оспариваемых ненормативных актах налогового органа, причинит значительный ущерб заявителю.
Рассмотрев заявление ОАО "ВО Технопромэкспорт", суд считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Межрегиональной Инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 (далее - МИФНС России по КНП № 4) была проведена выездная налоговая проверка ОАО «Внешнеэкономическое объединение «Технопромэкспорт» (далее - ОАО «ВО «Технопромэкспорт», Общество) по результатом которой принято решение от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислены налоги, пени, штрафы.
На основании решения Межрегиональной ИФНС России по КНП № 4 от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 в адрес ОАО «Технопромэкспорт» направлено Межрегиональной ИФНС России по КНП № 3 требование № 49 об уплате налога, пени, штрафа, в котором Обществу предложено в срок до 07.07.2015 уплатить суммы недоимки, пени и штрафа.
Не согласившись с позицией налогового органа ОАО «ВО «Технопромэкспорт» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительным решения МИФНС России по КНП № 4 4 от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 и признании частично недействительным требования № 49 МИФНС по КНП № 3.
Арбитражный суд своим определением от 04.09.2015 г. за № А-40-163371/15-140-1316 принял исковое заявление и возбудил производство по делу № А-40-163371/15.
Общество не согласно с доначисленными по решению от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 суммами налогов, пени, штрафов по основаниям, указанным в заявлении о признании частично недействительным ненормативного правового акта налогового органа и требованием № 49.
В соответствии с ч. 3 ст. 199 АПК РФ по ходатайству заявителя суд может приостановить действие оспариваемого ненормативного акта.
В силу статьи 91 АПК РФ в качестве меры по обеспечению иска суд может запретить ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
Согласно ч. 2 ст. 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Названная норма указывает на право суда применять такие меры и предполагает их применение в случаях реальной угрозы невозможности в будущем исполнения судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В ч. 3 ст. 93 АПК РФ указано, что в обеспечении иска может быть отказано только в случае, если отсутствуют предусмотренные ст. 90 АПК РФ основания для принятия мер по обеспечению иска.
Общество обратилось в суд с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения, в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю и создания ситуации, когда исполнение судебного акта будет затруднено.
Относительно наличия возможности совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств судом установлено следующее.
Согласно п. 2 ст. 70 и п. 3 ст. 101.3 НК РФ. вынесенное налоговым органом по результатам налоговой проверки решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности влечет за собой обязанность инспекции направить ему в двадцатидневный срок требование об уплате налогов.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 № 13592/04 указано, что выставление требования об уплате налога является мерой предупредительного характера. С момента направления такого требования начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации. Взыскание налога - длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму.
Направление Обществу требования № 49 об уплате налога по состоянию на 25.06.2015 фактически означает, что на основании оспариваемого решения от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 в отношении общества проводится процедура принудительного исполнения обязанности по уплате недоимки, штрафа и пени.
Вместе с тем, налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.
Необходимо отметить, что принудительное взыскание сумм недоимки и пеней в порядке ст. ст. 46 и 47 НК РФ является не правом, а обязанностью налогового органа. Следовательно, по истечении установленного требованием срока погашения недоимки, налоговый орган в обязательном порядке применит меры, установленные ст. 46 и 47 НК РФ.
Следовательно, применение обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования непосредственно связаны с предотвращением причинения имущественного ущерба заявителю, поскольку предметом заявленных требований является признание недействительным решения налогового органа, мерой, гарантирующей возможность реализовать решение суда по данному делу, для налогоплательщика является предотвращение неблагоприятных последствий, связанных с возможностью совершения налоговым органом действий по бесспорному взысканию денежных средств на основании оспариваемых документов, вытекающую из обязанностей налогового органа, установленных НКРФ.
Денежные средства на счетах в банках Общества необходимы для произведения расчетов по сделкам, связанным с обеспечением финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оплаты по договорам с контрагентами, выполнением иных принятых на себя обязательств.
В случае выставления инкассовых поручений действия, направленные на подачу заявления о принятии обеспечительных мер займут не менее 2-3 дней (подача и рассмотрение заявления, направление исполнительного листа в банк и др.). За указанный период приостановление операций по счетам в банках, в связи с направлением инкассовых поручений может нанести предприятию значительный ущерб в результате невыполнения текущих обязательств Общества, выраженных в денежной форме.
Таким образом, сам факт выставления требований об уплате налога на основании обжалуемого решения означает начало принудительного взыскания налога и может причинить значительный ущерб заявителю.
Направление инкассового поручения не носит вероятностного характера, а является обязанностью налогового органа, следовательно, принудительное взыскание неизбежно.
Кроме того, кратковременное приостановление операций по счетам Общества в банках повлечет значительный ущерб.
Относительно существенности ущерба усматривается следующее.
Взыскание вышеуказанных сумм недоимки, пеней и штрафов причинит значительный ущерб деятельности Общества, поскольку означает отвлечение существенных денежных средств из текущей деятельности предприятия. Причиненный ущерб будет являться значительным для ОАО «ВО «Технопромэкспорт» исходя даже из совокупного размера доначисленных налогов, пеней и штрафов, оспариваемых налогоплательщиком, который составляет в общей сумме более 175 000 000 руб.
Общество в рамках своей деятельности осуществляет строительство энергетических объектов: тепловых электростанций, включая парогазовые комбинированного типа, газотурбинные, дизельные, гидроэлектростанции, объекты электросетевого комплекса, объекты нефтегазовой, химической и нефтехимической промышленности. ОАО «ВО «Технопромэкспорт» также осуществляет модернизацию и реконструкцию тепловых и гидроэлектростанций, в том числе с повышением единичной мощности энергоблоков, комплексное послегарантийное обслуживание энергообъектов, поставку оборудования, сервисное обслуживание, комплексный технологический аудит, производство тепло и электроэнергии.
В настоящее время в рамках выполнения стратегических задач по обеспечению регионов Российской Федерации электрической и тепловой энергией, а также в рамках международного сотрудничества Общество в качестве подрядчика исполняет обязательства по строительству электростанций по следующим договорам (контрактам):
- Контрактное соглашение на поставку оборудования для Теплоэлектростанции «Сисак-«С» от 31.05.2007 № 5304163200 Заказчик «НЕР PROIZVODNJA» (Хорватия), Подрядчик ОАО «ВО «Технопромэкспорт»;
- Контракт № 2013/29/KDM № 29/SKTM/2013 на проектирование, инжиниринг, поставку мобильных дизельных блоков, электромеханического оборудования. З/ч. шеф-надзор за строиельством, шеф-надзор за монтажом, транспортировка, страхование, обучение персонала, пуско-наладочные работы и ввод в эксплуатацию дизельных электростанций, ФИО1 T.M. Spa (Алжир), подрядчик ОАО "ВО «Технопромэкспорт»;
- Контрактное соглашение на поставку оборудования для реконструкции блоков 2 и 3 ФИО2 ICB MoE-ICB 1/2007 - ТПЭ № 5305780100 апрель 2009 - проект срочной реконструкции энергосистемы Заказчик Министерство по электроэнергии Ирака, Подрядчик ОАО «ВО «Технопромэкспорт»;
- Договор на выполнение комплекса работ «Поставка оборудования и ввод в эксплуатацию вспомогательных объектов и сооружений для ПГУ-420 МВТ ст. № 12 Верхнетагильской ГРЭС (в составе Гидротехнические сооружения, Хозяйство аварийоного жидкого топлива, Система газоснабжения)» от 17.06.2014 № 5315400125 Заказчик ОАО «Интер РАО - Электрогенерация», Подрядчик ОАО «ВО «Технопромэкспорт»;
- Договор подряда на выполнение работ «под ключ» № 153-ПГ/СМР-2014 от 25.06.2014 (выполнение комплекса строительно-монтажных и пусконаладочных работ «под ключ», в том числе работ по осуществлению технологического присоединения энергоблока № 4 филиала Пермская ГРЭС ОАО «Интер РАО - Электрогенерация» к электросетям ОАО «ФСК «ЕЭС» в рамках реализации проекта «Строительство энергоблока ПГУ-800 Пермской ГРЭС» Заказчик ОАО «Группа Е4», Подрядчик ОАО «ВО «Технопромэкспорт»;
- Договор от 14.11.2008 № 5304782500/01-НСЧГРЭС-1141-08 на проектирование, поставку, строительство в связи с проектом «Строительство двух энергоблоков мощностью по 225 МВт на Черепетской ГРЭС на условия «инжиниринг, поставки, строительство (ИИПС)» Заказчик ОАО «ОГК-3» (в дальнейшем «Интер РАО - Электрогенерация»), Подрядчик ОАО «ВО Технопромэкспорт»;
- Договор от 04.07.2014 № 344562 на выполнение работ по разработке рабочей документации, поставке МТРиО, выполнению СМР и ПНР по титулу: «Заходы ВЛ 500 кВ Троицкая ГРЭС - Шагол В РУ 500кВ Южноуральской ГРЭС-2» Заказчик ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», Подрядчик ОАО «ВО «Технопромэкспорт».
- Договор № 250/14-ЯСПГ от 23.06.2014 на проектирование. МТО, строительство, пуско-наладку и ввод в эксплуатацию электростанции для завода сжиженного газа Ямал-СПГ, Заказчик ОАО «Ямал СПГ», Подрядчик ОАО «ВО Технопромэкспорт»;
Программа по проекту Комплексного освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения призвана обеспечить поступления в бюджет ЯНАО налоговых поступлений и обеспечить создание рабочих мест. В настоящее время в целом по проекту на строительной площадке задействовано порядка 5 000 работников, в том числе порядка 200 специалистов по линии ОАО «ВО «Технопромэкспорт».
Программа по проекту Комплексного освоения Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения является основой для дальнейшего социально-экономического развития ЯНАО и отвлечение финансовых ресурсов от этой программы может негативно сказать на ходе ее реализации.
Договор подряда на строительство энергоблока 3.1. Нижневартовской ГРЭС от 20.07.2011 г. № 53151110300, Заказчик ОАО «Интер РАО - Электрогенерация», Подрядчик ОАО «ВО «Технопромэкспорт»;
Все вышуказанные контракты, а также проекты в рамках целевой государственной программы, направлены на строительство объектов электроэнергетики, которые относятся к социально-значимым и жизненно-важных объектам.
Невыполнение обязательств Общества, как подрядчика по указанным контрактам ввиду отвлечения незапланированных денежных средств на уплату спорных налогов, вместо обеспечения выполнения указанных контрактов и целевой государственной программы путем приобретения оборудования, основных средств, выплаты заработной платы персоналу Общества приведет к негативным последствиям для государства в целом и причинит значительный ущерб Обществу с точки зрения деловой репутации.
В отношении обязательств перед контрагентами по договорам согласно Перечней основных кредиторов по состоянию на 16.09.2015 размер краткосрочной кредиторской задолженности Общества, предусмотренной к погашению в ближайшие три месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь 2015 года) составляет 3 169 348 483,89 руб., 10 532 606,75 долларов США. 26 256 966,41 евро и 7 392 258 индийских рупий, из общей суммы кредиторской задолженности 22 703 196 тыс. руб., которая отражена в бухгалтерском балансе на 30.06.2015.
В отношении затрат на оплату заработной платы персонала, работающего по трудовым договорам необходимо отметить следующее:
По состоянию на конец августа 2015 г., согласно бухгалтерской справки, среднесписочная численность работников налогоплательщика составила 710 человек.
Общество ежемесячно выплачивает около 90 млн. руб. заработной платы работникам, что подтверждается Справками по заработной плате.
Размер начисленной и выплаченной заработной платы составил:
• в августе 2015 года 82 966 830 руб., включая Исполнительный аппарат (включая филиалы и представительства за рубежом 63 917 907 руб., Филиал - Черепецкая ГРЭС 2 150 000 руб., Филиал в Нижневартовске 1 961 771 руб., Филиал в Новом Уренгое 320 000 руб., Филиал - Ямал 14 500 000 руб.. Филиал в Калининграде 117 152 руб.
• в июле 2015 года 88 634 906 руб., включая Исполнительный аппарат (включая филиалы и представительства за рубежом 68 967 680, Филиал - Черепецкая ГРЭС 2 351 076, Филиал в Нижневартовске 2 650 957, Филиал в Новом Уренгое 329 137, Филиал-Ямал 14 218 904, Филиал в Калининграде 117 152,
• в июне 2015 года 98 093 907 рублей, включая Исполнительный аппарат (включая филиалы и представительства за рубежом 77 267 032, Филиал - Черепецкая ГРЭС 3 087 294 Филиал в Нижневартовске, 2 049 311 Филиал в Новом Уренгое 486 932, Филиал - Ямал 15 097 844, Филиал в Калининграде 105 494,
• в мае 2015 года 89 784 804,97 руб., включая 70 654 611, 45 руб. (исполнительный аппарат), 102 473. 68 руб. (представительство Калининград), 2 201 333, 10 руб. (Нижневартовск), 400 750 руб. (представительство Новый Уренгой), 3 109 344, 34 (представительство Черепецкая ГРЭС), 13 316 292, 40 руб. (представительство Ямал);
• в апреле 2015 года 91 127 980,06 руб., включая 69 763 620, 84 руб. (исполнительный аппарат), 125 000 руб. (представительство Калиниград), 2 629 492, 05 руб. (представительство Нижневартовск), 407 570 руб. (представительство Новый Уренгой), 4 440 936, 52 руб. (представительство Черепетская ГРЭС), 13 761 360, 65 руб. (представительство Ямал)
• в марте 2015 года 95 317 686, 25 руб., включая 70 654 611, 45 руб. (исполнительный аппарат), 102 473 руб. (представительсто Калининград) , 2 201 333,10 руб. (представительство Нижневартовск). 441 979. 24 руб. (представительство Новый Уренгой), 7 980 446, 91 руб. (представительство Черепетская ГРЭС), включая 13 936 842, 55 руб. (представительство Ямал)
Таким образом, приостановление операций по счетам может повлечь несвоевременные выплаты заработной платы, что является нарушением прав работников Предприятия, и как следствие может привести к созданию напряженной ситуации в трудовом коллективе, лишению сотрудников Общества своих рабочих мест.
Для выполнения своих обязательств Обществом привлечены кредиты по договорам, по которым ежемесячно уплачиваются проценты за пользование привлеченными деньгами.
Кредитным соглашением об открытии кредитной линии от 27.06.2014 № 206/14р между ОАО «Газпромбанк» (Кредитор) и ОАО «ВО «Технопромэкспорт» (Заемщик) Обществу открыта кредитная линия в рамках лимита выдачи 1000 000 000 руб. под 12 процентов годовых (с 01.01.2015 - 17 процентов) с ежемесячной уплатой процентов на срок до 30.06.2016.
В соответствии с п.6.10 кредитного соглашения от 27.06.2014 № 206/14р невыполнение обязательств заемщиком по указанному кредитному соглашению повлечет требование банка уплатить неустойку в размере 0,04 процента за каждый день просрочки как на сумму просроченной задолженности по основному долгу, так и просрочке уплаты процентов за пользование кредитом.
Кроме этого при обстоятельствах просрочки в соответствии с п. 7 Кредитного соглашения банк вправе потребовать досрочно погасить всю сумму кредита 1 ООО ООО ООО руб.
Кредитным договором от 04.08.2014 № 445кл/14 между ЗАО АКБ «Новикомбанк» (Кредитор) и ОАО «ВО «Технопромэкспорт» (заемщик) Обществу предоставлена кредитная линия в размере 1 500 000 000 руб. под 13 процентов годовых с ежемесячной уплатой процентов на срок до 03.05.2015.
В соответствии с п. 10 кредитного договора от 04.06.2014 № 445кл/14 за неисполнение обязательств по договору заемщик обязуется уплатить Кредитору повышенные проценты в размере ставки по кредиту, увеличенной на 5 процентов, которые начисляются за каждый календарный день просрочки. Кроме этого в соответствии с п. 12 кредитного договора от 04.08.2014 № 445кл/14 при нарушении Заемщиком даты погашения кредита кредитор вправе досрочно истребовать задолженность по кредиту, начисленным процентам, уплате комиссий.
Кредитным соглашением об открытии кредитной линии от 21.07.2015 № 72/15-Р между ОАО «Газпромбанк» (Кредитор) и ОАО «ВО «Технопромэкспорт» (Заемщик) Обществу открыта кредитная линия в рамках лимита выдачи 280 000 000 руб. под 14,25 процентов годовых с ежемесячной уплатой процентов на срок до 26.12.2016.
В соответствии с п.6.10 кредитного соглашения от 21.07.2015 № 72/15-Р невыполнение обязательств заемщиком по указанному кредитному соглашению повлечет требование банка уплатить неустойку в размере 0,04 процента за каждый день просрочки как на сумму просроченной задолженности по основному долгу, так и просрочке уплаты процентов за пользование кредитом. Кроме этого при обстоятельствах просрочки в соответствии с п. 7 Кредитного соглашения банк вправе потребовать досрочно погасить всю сумму кредита 280 000 000 руб.
Соответственно, при единовременном списании с расчетного счета Общества денежных средств в счет уплаты 178 810 893 руб. налогов, пеней, штрафов, доначисленных по решению инспекции Общество не сможет исполнить текущие обязательства по уплате процентов по кредитным соглашениям об открытии кредитной линии.
Это обстоятельство повлечет значительный ущерб для Общества в виде начисленной неустойки, и приведет к риску предъявления требования банка о досрочном возврате кредита, что сорвет выполнение текущих обязательств Обществом перед своими контрагентами.
Таким образом, в случае обращения взыскания на наличные денежные средства, имущество налогоплательщика, Общество будет вынуждено приостановить, либо вообще прекратить работы на строительстве энергетических объектов.
Кроме того, предполагаемый ущерб будет значительным для Заявителя в силу следующего:
Применение положений ст. 76 НК РФ о приостановлении операций по счетам налогоплательщика - организации приведет к кризису платежей и негативным последствиям.
Неисполнение обязательств по Договорам в срок повлечет санкции, установленные Договорами, а также гражданским законодательством, что в свою очередь повлечет дополнительные расходы Общества на выплату неустойки, пени, штрафа, а также вызовет расторжение договорных отношений.
Данные расходы налогоплательщик несет только по основному виду своей деятельности, в то время как существуют и иные обязательства, связанные с обеспечением основного вида деятельности, по которым у предприятия также существуют денежные обязательства, подлежащие выполнению.
У Общества запланировано к поступлению за сентябрь, октябрь, ноябрь 2015 года 8 170 362 тыс. руб., что подтверждается Планом поступлений денежных средств июль-сентябрь 2015 года.
Запланированные собственные денежные средства Общества являются недостаточными для выполнения обязательств по уплате доначисленных сумм налогов и соответствующих сумм пени и одновременной выплате по заключенным договорам, что повлечет для предприятия неблагоприятные последствия в виде финансовых санкций, в связи с неисполнением договорных обязательств, и, в конечном итоге, необходимости привлечения кредитных денежных средств и уплаты по ним процентов.
В случае принятия арбитражным судом решения о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции, бесспорное взыскание налога (пеней), оспариваемых налогоплательщиком, будет препятствовать немедленному восстановлению нарушенных прав и охраняемых законом интересов Общества, нарушенных принятием оспариваемого ненормативного акта.
Следует учесть, что в случае реализации налоговым органом своего права на взыскание налога, пени и штрафа в бесспорном порядке, восстановление нарушенного права будет возможно только в усложненном порядке и по прошествии продолжительного периода времени, что окажет негативное воздействие на финансово-хозяйственную деятельность Общества, приведет к задержкам платежей контрагентам, выплат по заработной плате сотрудникам Общества, расчетом с бюджетом, что в свою очередь повлечет срыв выполнения обязательств по выполняемым работам, то есть негативно отразится на деятельности предприятия.
Не приостановление действия оспариваемого решения Инспекции вызовет необходимость восстановления нарушенных прав заявителя в усложненном порядке. Такой порядок установлен статьей 79 НК РФ и предусматривает, что возврат излишне взысканных сумм налогов и пени осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое решение принимается налоговым органом в течение двух недель с момента подачи заявления налогоплательщиком.
Возврат излишне взысканных налогов и пени осуществляется налоговым органом в течение одного месяца с момента принятия решения о возврате.
В случае непринятия налоговым органом решения о возврате излишне взысканных сумм налогов, возврат осуществляется арбитражным судом в исковом порядке, то есть спустя 6-10 месяцев после подачи налогоплательщиком заявления в арбитражный суд (с учетом рассмотрения дела судами первой, апелляционной и в случае необходимости - судом кассационной инстанций).
В этом случае списанные со счетов Заявителя денежные средства будут выведены из оборота предприятия на срок более одного года, что повлечет причинение значительного ущерба Обществу и приведет к существенному нарушению прав и охраняемых законом интересов не только Заявителя, но и сотрудников предприятия.
В случае непринятия судом мер по обеспечению доначисленные суммы налоговых обязательств подлежат взысканию с Общества, то есть Заявитель будет лишен права владеть, пользоваться и распоряжаться указанной суммой.
В порядке ст. 79 НК РФ налоговый орган произведет возврат указанной суммы, как излишне взысканной, однако право заявителя по осуществлению правомочий собственника в отношении данных денежных средств в период с момента взыскания до момента возврата, а также упущенная выгода, восстановлены не будут.
Рассматривая вопрос возврата средств, необходимо также учитывать не только наличие денежных средств в бюджете, но и процедуру возврата.
В силу принципа целевого характера бюджетных средств, иммунитета бюджета, а также требования об исполнений бюджетов по расходам в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете с соблюдением обязательных, последовательно осуществленных процедур санкционирования и финансирования возврат взысканных сумм налогов и пеней будет осуществлен в длительный промежуток времени, а также потребует дополнительных материальных затрат для бюджета, поскольку выплата процентов на сумму излишне взысканного налога будет производится за счет общих поступлений в бюджет и, соответственно, увеличит расходную часть бюджета, что не может быть признано оправданным, (ст. 79 НК РФ и ст. ст. 38, 219, 239 Бюджетного кодекса РФ).
При этом размер процентов, определенный как 1/360 ставки рефинансирования, намного ниже ставок по кредитным договорам, применяемым в настоящее время. Поэтому привлечение кредитных ресурсов, в случае вообще наличия такой возможности в период финансового кризиса, для пополнения оборотных средств в следствие взыскания оспариваемых сумм налогов не сможет компенсировать предприятию ущерба в виде прямых расходов по процентам по кредитам.
Потери же бюджета в связи с принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых решений налогового органа невозможны, так как в случае неудовлетворения требований заявителя налог будет взыскиваться с учетом пеней, возросших за период неуплаты налога.
Следует также принять во внимание, что согласно п. п. 3, 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83 недопустимо приостановление действия актов, решений государственных и иных контролирующих органов, только если есть основания полагать, что приостановление действия акта, решения может нарушить баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также может повлечь за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Общество является предприятием, осуществляющим строительство социально-значимых и жизненно-важных объектов электроэнергетики в том числе и в труднодоступных регионах Росси, например полуостров Ямал. От деятельности Общества зависит судьба работающего персонала на объектах и в представительствах Общества по всей России.
В силу этого деятельность Общества преследует не только цели, связанные с извлечением прибыли, но и является социально-значимой, поскольку обеспечивает публичные интересы, заключающиеся в обеспечении потребителей жизненно-важными ресурсами электрической и тепловой энергии. От деятельности Общества зависит международный авторитет России, поскольку срыв международных контрактов затронет и интересы нашего государства, участвующего в заключении части контрактов.
Кроме того, как указывалось выше, в настоящее время Общество находится в финальной стадии строительства двух энергоблоков мощностью по 225 МВт на Черепетской ГРЭС (Заказчик - «Интер РАО - Электрогенерация») и Энергоблока 3.1. на базе паро-газовой установки, номинальной мощностью 400 МВт Нижневартовской ГРЭС. Деятельность указанных предприятий регулируется, в том числе. "Положением о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период" (утв. решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба), протокол от 06.07.2012 N 10).
В соответствии с пунктом 4 "Положения о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период" Минэнерго РФ создает комиссии по проверке готовности субъектов электроэнергетики, владеющих на праве собственности или ином законном основании объектами по производству электрической энергии, суммарной установленной мощностью 400 МВт и выше. В соответствии с пунктом 8 указанного Положения готовность субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период проверяется ежегодно и проводится в период с 1 октября по 15 ноября.
Списание денежных средств с расчетного счета Общества приведет к тому, что Общество:
- фактически приостановит работы по осуществлению строительства на вышеуказанных объектах, реализация которых находится в финальной стадии,
- лишится возможности оплачивать выполненные субподрядными организациями работы на объектах (на площадках строительства на текущий момент работают 178 специалистов 16 субподрядных организаций), что приведет к ухудшению финансового состояния указанных организаций и может привести к задержкам в выплате заработной платы.
Указанные обстоятельства поставят под угрозу получение ОАО «Интер РАО -Электрогенерация» и ЗАО «Нижневартовская ГРЭС» паспорта готовности к осенне-зимнему периоду, приведет к риску ограничения выработки электроэнергии на указанных объектах, приведет к риску ограничения теплоснабжения объектов жилищного фонда города Суворова (Тульская область) с населением в 17829 человек и поселка Излучинска (ХМАО) с населением в 18706 человек, а также приведет к дополнительным штрафам в отношении Общества, размер которых может достигать 3 638 000 рублей в день (пункт 74.1 Договора от 14.11.2008 № 5304782500/01-НСЧГРЭС-1141-08. п.8.5. Договора от 20.06.2011 № 53151110300).
Следовательно, принятие мер обеспечения не только не нарушит публичных интересов, но и будет направлено на предотвращение срыва строительства объектов электроэнергетики.
Что касается утраты возможности исполнения оспариваемого акта, решения при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора, то следует подчеркнуть, что как следует из Бухгалтерского баланса Общества на 30.06.2015 г., Общество в текущей ситуации обладает необходимыми активами для погашения текущих обязательств, а также будет способно к погашению обязательств по окончании судебного процесса по оспариванию решения Межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 4 от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4.
Общество согласно бухгалтерского баланса по состоянию на 30.06.2015 и ведомости основных средств обладает основными средствами, остаточная стоимость которых по состоянию на 30.06.2015 составляет 2 561 704 тыс. руб.
По состоянию на 30.06.2015 дебиторская задолженность Общества (строка 5500) составляет 22 832 712 руб., Финансовые вложения Общества (5301 строка) составляют 4 423 124 тыс. руб., финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов (5305 строка по балансу) составляют 231 000 тыс. руб.
Одним из основных активов, которым владеет ОАО «ВО «Технопромэкспорт» на текущий момент, является станция ТЭС «Международная», которая производит электрическую и тепловую энергию.
ОАО «ВО «Технопромэкспорт» реализует прямое и косвенное владение активами станции, в том числе через свое 100-процентное дочернее общество ОАО «ТПЕ-Сити». Выписка из реестра владельцев именных ЦБ от 16.04.2015 и Свидетельства о праве собственности на объекты ТЭС «Международная» прилагаются.
Рыночная стоимость активов станции по заключению независимой оценки ООО «Институт проблем предпринимательства» составляет по состоянию на 31.12.2013 г. 3,5 млрд. рублей, и подтверждается отчетом оценщика.
Относительно одновременного роста дебиторской и кредиторской задолженности суд обращает внимание на следующие обстоятельства:
Рост дебиторской и кредиторской задолженности за последние несколько лет обусловлен спецификой реализуемых ОАО «ВО «Технопромэкспорт» контрактов на сооружение энергетических объектов в России и за рубежом.
ОАО «ВО «Технопромэкспорт» заключает долгосрочные контракты на строительство энергетических объектов, выступая в качестве генерального подрядчика. В большинстве случаев условиями реализуемых контрактов предусматривается приемка-сдача законченного строительством объекта при передаче такого объекта в гарантийную эксплуатацию, то есть по завершении контракта.
Таким образом, в процессе исполнения контракта, сдача-приемка промежуточных этапов не производится.
В тоже время денежные расчеты и заказчиками осуществляются в течение всего срока исполнения контракта и работы выполняются также в течение всего срока исполнения контракта.
Таким образом, соответствующие хозяйственные операции по получению денежных средств отражаются в балансе ОАО «ВО «Технопромэкспорт» как авансы полученные и формируют кредиторскую задолженность, а выполненные, но фактически не принятые заказчиком объемы работ, отражаются в отчетности как дебиторская задолженность заказчика, то есть отражаются в финансовой отчетности развернуто. Такой порядок отражения в финансовой отчетности установлен законодательством РФ о бухгалтерском учете и отчетности и, в частности, Положением по бухгалтерскому учету 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина РФ от 24.10.2008 № 116Н). По завершении строительства дебиторская и кредиторская задолженность одновременно закрывается.
Таким образом, рост дебиторской и кредиторской задолженности для ОАО «ВО «Технопромэкспорт» означает то, что реализуемые контракты находятся в основной стадии их исполнения.
Указанные доводы указывают на то, что Общество является действующим предприятием, добросовестным налогоплательщиком, сама сфера деятельности которого исключает возможность попыток прекращения деятельности и увода активов. Однако, изъятие из оборота существенных денежных средств может негативно сказаться на текущей деятельности предприятия.
На добросовестность Общества и способность в случае отказа в удовлетворении требований о признании недействительным Решения налогового органа указывают также и размеры налогов и страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в 2011-2013 гг., а также на текущий момент.
Так, Заявителем за периоды 2011-2014 гг. согласно бухгалтерской справки уплачено налогов (НДФЛ, НДС, транспортный налог, налог на имущество организаций) и страховых взносов в ФСС, ПФ, ФОМС на общую сумму 309 869 091. 13 руб. за 2011 год, 330 120 578, 23 руб. за 2012 год, 296 563 989, 75 руб. за 2013 год, 690 135 634. 76 руб. за 2014 г.
Обществом первое полугодие 2015 г. было уплачено налогов на общую сумму более 170 000 000,00 руб.
Приведенные показатели свидетельствуют о стабильной положительной динамике экономического роста Общества даже в условиях финансового кризиса и добросовестности его, как налогоплательщика.
Следовательно, отсутствуют основания полагать, что принятие определения об обеспечительных мерах нарушит баланс частных и публичных интересов, а также повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта при отказе в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
В соответствии с ч. 1 ст. 90 АПК Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 АПК Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если неприятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнения судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Учитывая все выше сказанное, суд считает заявление ОАО "ВО Технопромэкспорт" о принятии обеспечительных мер подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 90-93, ч. 3 ст. 199, 184 АПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление ОАО "ВО Технопромэкспорт"о принятии обеспечительных мер удовлетворить.
Приостановить действие решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 от 11.03.2015 № 03-1-28/1/4 о привлечении к налоговой ответственности в части: 1) выводов инспекции в разделе 1.2. решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 - по эпизоду неправомерности включения в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затрат по выполнению контракта 5305190400 на строительство ТЭС «Горозал» и доначисления в п.1, 2, 3 резолютивной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 налога на прибыль в размере 6 186 585 руб. за 2011 год, снижения размера убытков в сумме 80 486 785 руб. за 2012 год , штрафа за неуплату налога на прибыль по ст. 122 НК РФ в размере 1 237 317 руб., соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на прибыль; 2) выводов инспекции в разделе 2.1. решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 - по эпизоду неправомерности применения ставки № 0 % в отношении реализации работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и уменьшения НДС заявленного к возмещению в размере 11 589 921 руб., в том числе в 1 квартале 2012 года в размере 1 811 183 руб. НДС и во втором квартале 2012 года в размере 9 778 738 руб. НДС. и уменьшения возмещения НДС в п. 5 резолютивной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 на сумму 11 589 921 руб.; 3) выводов инспекции в разделе п. 3.2 решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 части неправомерности по эпизоду неправомерности применения льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 11 ст. 381 НК РФ и доначисления в п.1, 2, 3 резолютивной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 налога на имущество в размере 61 567 618 руб. за 2011 год и 49 002 880 руб. за 2012 год, штрафа за неуплату налога на имущество по ст. 122 НК РФ в размере 22 114 099, 06 руб., соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на имущество; 4) вывода инспекции в разделе 4.1.мотивировочной части решения № 03-1-28/1/4 от 11.03.2015 о несвоевременной уплате НДФЛ в качестве налогового агента на сумму 6 128 280 рублей НДФЛ и привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 1 225 656 рублей; 5) привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление НДФЛ путем снижения указанного штрафа в 100 раз в части 2 848 906 руб. (2 877 682 - 28 777 руб.) с учетом смягчающих обстоятельств, в порядке ст. ст. 112-114 НК РФ.
- приостановить действия требования Межрегиональной инспекции ФНС по России по крупнейшим налогоплательщикам № 3 об уплате налогов, пеней, штрафов № 49 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 25.06.2015 в части обязания уплатить: 1) 6 186 585 руб. налога на прибыль за 2011 год, 1 237 317 руб. штрафа за неуплату налога на прибыль, соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на прибыль; 2) 11 589 921 руб. НДС, в том числе в 1 квартале 2012 года в размере 1 811 183 руб. НДС и во втором квартале 2012 года в размере 9 778 738 руб. НДС; 3) 110 570 488 руб. налога на имущество, в том числе 61 567 618 руб. за 2011 год и 49 002 880 руб. за 2012 год, штрафа за неуплату налога на имущество по ст. 122 НК РФ в размере 22 114 099, 06 руб., соответствующих пеней за просрочку уплаты налога на имущество; 4) 1 225 656 рублей штрафа по ст. 123 НК РФ - своевременное перечисление НДФЛ; 5) 2 848 906 руб. штрафа по ст. 123 НК РФ за несвоевременное перечисление НДФЛ до вступления в законную силу судебного акта по делу.
Выдать исполнительный лист.
Определение может быть обжаловано в месячный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Судья Паршукова О.Ю.
Телефон: <***>