О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. МоскваДело № А40-16636/11-21-139
11 апреля 20011 г.
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Председательствующего судьи: Каменской О.В.
Членов суда: Судей - Петровского С.П., Аксеновой Е.А.
протокол ведет секретарь судебного заседания Курлаева Е.А.
проводит судебное заседание дело по иску (заявлению)ФИО1
к заинтересованному лицу Министерство финансов Российской Федерации
о признании незаконным пункта 141 «Административного регламента ФНС России по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков
В судебное заседание явились:
от истца (заявителя) – ФИО2 (по дов.от 14.03.2011)
от ответчиков – Каширских Н.В. (по дов. № 01-05-08/223 от 19.10.2010
суд
УСТАНОВИЛ:
Рассматривается заявление гражданина ФИО1 к Министерству Финансов РФ о признании недействующим
пункта 141 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения» утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008г. № 9н .
Ответчик до слушания дела по существу заявил ходатайство о прекращении производства по делу со ссылкой на то, что поскольку предметом судебного разбирательства является оспаривание нормативного правового акта, ответчик является федеральным органом исполнительной власти, дело не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде города Москвы в силу п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ.
Изучив представленные доказательства, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд первой инстанции приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 Информационного письма Президиума от 22 декабря 2005 года N 99 "Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в случае, когда при рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта недействительным будет установлено, что указанный правовой акт является нормативным, а федеральным законом дело об оспаривании такого акта отнесено к компетенции арбитражных судов, оно рассматривается по существу с соблюдением порядка, предусмотренного главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правил подсудности.
Оспариваемый заявителем Административный Регламент адресован в отношении неопределенного круга лиц и устанавливает их права и обязанности , а также является обязательным для исполнения, зарегистрирован в Министерстве Юстиции РФ, таким образом, данный акт является нормативным актом .В то же время, в соответствии с Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 34 АПК РФ Высший Арбитражный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции, в том числе, дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 ст. 39 АПК РФ, Арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня в случае, если ответчик, место нахождения или место жительства которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в арбитражный суд по месту его нахождения или месту жительства; обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств; при рассмотрении дела в суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности; при рассмотрении дела в суде было установлено, что лицом, участвующим в деле, является тот же арбитражный суд; после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам невозможно сформировать состав суда для рассмотрения данного дела.
В ходе судебного заседания, судом установлено, что оспариваемый Регламент является нормативным правовым актом, поскольку названный Регламент распространяется на неопределенный круг лиц, оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как подача деклараций 3-НДФЛ за 2008г. и 2009 г. заявителем были поданы в качестве Индивидуального предпринимателя.
Таким образом, суд установил, что настоящее дело подсудно Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, в связи с чем, с учетом ч. 2 ст. 39 АПК РФ и применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, производство по делу подлежит прекращению, так как спор неподведомствен Арбитражному суду города Москвы и ввиду отсутствия процессуальной возможности в соответствии с нормами АПК РФ направления дела в ВАС РФ судом первой инстанции после его принятия к производству, подлежит прекращению.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 Налогового кодекса РФ уплаченная по делу госпошлина в размере 200 руб. подлежит возврату.
Руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 34, ч. 2 ст. 39 п. 1 ч. 1 ст. 150, ст. 151, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Прекратить производство по делу по заявлению гражданина ФИО1 к Министерству Финансов РФ о признании недействующим пункта 141 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения» утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.01.2008г. № 9н .
Возвратить гражданину ФИО1 госпошлину в размере 200 руб.
Определение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: О.В. Каменская
Судьи: Е.А. Аксенова
С.П.Петровский