АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Москва Дело № А40-176306/17-112-1670 28 апреля 2018 года
Резолютивная часть определения объявлена 27 апреля 2018 года Полный текст определения изготовлен 28 апреля 2018 года Арбитражный суд города Москвы в составе:
председательствующего - судьи Шариной Ю.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловым С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ответчика об отсрочке исполнения решения суда по делу по иску ПАО "ГТЛК" к ГУП ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "АЭРОПОРТ ОРЕНБУРГ" о взыскании 28 449 987,86 руб. задолженности и пени по договорам № ДЛ0473-006-К/2014 от 03.12.2014; № ДЛ0473-007-К/2014 от 03.12.2014
в заседании приняли участие:
от истца - ФИО1 по дов. От 17.03.2017 № 079
УСТАНОВИЛ:
ПАО "ГТЛК" обратилось с иском к ГУП ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "АЭРОПОРТ ОРЕНБУРГ" о взыскании 28 449 987,86 руб. задолженности и пени по договорам № ДЛ0473- 006-К/2014 от 03.12.2014; № ДЛ0473-007-К/2014 от 03.12.2014
Арбитражным судом г. Москвы принято решение от 22.11..2017 г. взыскать с ГУП ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "АЭРОПОРТ ОРЕНБУРГ" в пользу ПАО "ГТЛК" задолженность в размере 17 015 689,80 руб. (семнадцать миллионов пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят девять рублей) 80 коп, неустойку в размере 3 789 567,86 руб. (три миллиона семьсот восемьдесят девять тысяч пятьсот шестьдесят семь рублей) 86 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 127 026,29 руб. (сто двадцать семь тысяч двадцать шесть рублей) 29 коп.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 года, решение Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2017 года оставлено без изменения.
Представитель заявителя в заседание 27.04.2018 года. не явился, 25.04.2018 поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствии заявителя, возражения на отзыв.
В судебном заседании представить истца возражал по заявлению, поддержал возражения изложенные в письменных пояснениях и отзыве на заявлении, представленные в судебное заседание 28.03.2018 года, просил в заявлении отказать.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд установил, что заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-0).
К ним относятся неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
В обоснование предоставления отсрочки исполнения судебного акта, заявитель ссылается на следующие обстоятельства:
В соответствии с пунктом 8 статьи 40 ВК РФ и Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2016 года № 726 -р «Об утверждении перечня аэропортов федерального значения»,
Международный Аэропорт Оренбург является аэропортом федерального значения, необходимый для организации воздушного сообщения между городами федерального значения Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем и административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации.
Аэропорт Оренбург является основным элементом транспортной инфраструктуры Оренбургской области и обеспечивает связь региона с основными экономическими и культурными центрами Российской Федерации.
Аэропорт Оренбург представляет собой крупный региональный аэропорт, обслуживающий пассажиров и грузоотправителей Оренбургской области и сопредельных районов Республики Башкортостан, Челябинской области, и приграничных районов республики Казахстан и играет значимую роль в обеспечении связи южных регионов Приволжского федерального округа с крупными регионами Российской Федерации и зарубежными странами.
Для социально экономического развития Оренбургской области, участия и социально значимых программах по развитию межрегиональных и внутренних воздушных перевозок, для обеспечения транспортной доступности жители региона, с 2013 года ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.01.2013 г. № 1 начало выполнять внутренние региональные перевозки пассажиров воздушным транспортом по маршрутам, связывающим Оренбург с крупнейшими городами Приволжского и Уральского федеральных округов.
Для реализации данного проекта было приобретено десять самолетов L-410 на условиях финансового лизинга, в том числе 5 самолетов- в 2013 году, 2 самолета- в 2014 году, 3 самолета- в 2016 году. Первые семь воздушных судов учитываются на балансе ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», 3 воздушных судна, полученные в 2016 году учитываются на балансе лизингодателя.
Общая стоимостью приобретенных в финансовую аренду (лизинг) воздушных судов 4 031 969 117,00 рублей. Приобретение самолетов обусловлено решением социальных задач по развитию региональных авиаперевозок в соответствии с Законом № 1452/435-V-03 «Об организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом Оренбургской области», является для ответчика социально значимой деятельностью, но заведомо убыточной, не приносящей доход.
Небольшая вместимость Л-410 (17 кресел) при высоких постоянных затратах на его содержание (лизинг, поддержание летной годности, постоянная заработная плата пилотов и технического состава, налог на имущество), не позволяют получать прибыль без поддержки государства.
Рейс продолжительностью 1 час покрывает расстояние 300-350 км, которое значительно дешевле можно преодолеть на автомобиле, ж/д транспорте или междугородном автобусе. Поэтому даже субсидируемые рейсы с низкими тарифами не загружаются на 100%. Большая часть пассажиров - это маломобильные граждане и население с детьми, которым затруднительно находиться много часов в дороге. Применение коммерческих тарифов в условиях снижения покупательской способности, приведет к отсутствию пассажиропотока из-за недоступности для населения авиаперевозок.
Себестоимость одного кресла, за 1 час полета, при 100% загрузке самолета 5 155 рублей. Следовательно стоимость перелета на самолете Л 410 из Оренбурга до Москвы обойдется для пассажира 25 000 - 30 000 тысяч рублей (при стоимости билета на самолет на другом воздушном судне 4 000 - 6 000 рублей). При этом предприятие не получит прибыль.
Наименование статей затрат | Сумма | на 1 час полета, руб. | Структура себестоимости кресла, руб.за 1 час |
Аэропортовое и наземное | 26 664 | 1 568 | |
Заработная плата летного и инженерно-технического составов и | 14 478 | 852 | |
Техническое обслуживание, капитальный ремонт, ПЛГ | 6 349 | 373 | |
Лизинг ВС | 30 722 | 1 807 | |
Прочие производственные и накладные расходы | 9 426 | 554 | |
Итого: | 87 640 | 5 155 |
Поэтому на осуществление заведомо убыточных межрегиональных перевозок, Предприятие получает субсидии из федерального бюджета РФ, и бюджетов субъектов РФ.
Для осуществления Социального проекта по развитию внутренних региональных и местных воздушных перевозок, а так же для формирования региональной маршрутной сети, Правительством РФ разработаны следующие программы субсидирования:
О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.12.2013 N 1242;
Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям, региональным унитарным предприятиям, не являющимся российскими авиакомпаниями, части затрат на уплату лизинговых или арендных платежей за воздушные суда, получаемые указанными организациями по договорам лизинга или аренды для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок" утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1212;
"О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Дриволжском федеральном округе", утвержденное Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1168. (Прекратило действие с 2017 года);
В 2016г на 1 ВС приходилось 51,5 млн. субсидий в год, при среднем лизинговом платеже на 1 ВС - 39,8 млн./год, остаток - 11,7 млн./год., даже не покрывает расходов Предприятия на заработную плату летчиков (20 млм./год на 1 Воздушное судно), а соответственно для покрытия затрат на поддержание летной годности, страхование, налоги и взносы, погашение процентов по банковской гарантии, форменное обмундирование, обучение летного и технического состава, осуществление модернизации оборудования, для повышения безопасности пассажиров и граждан находящихся на территории Аэропорта и приаэропортовой территории, субсидируется Предприятием. (Аудиторская отчетность страницы 32,33, страница 8 Плана (Программы) финансово-хозяйственной деятельности ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» на текущий 2017 и плановый период 2018-2010 гг).
В 2017г. при субсидиях на 1 ВС 40,7 млн. руб., сумма лизинговых платежей на 1ВС в год - 48,7 млн. руб., т.е. выделенных субсидий не хватает даже для покрытия лизинговых платежей.
Таким образом, за счет предприятия осуществляются социально значимые программы Российской Федерации, по развитию межрегиональных и внутренних воздушных перевозок.
Спад по показателям деятельности Должника связан с общим спадом на рынке авиаперевозок, банкротством базировавшейся в Аэропорту авиакомпании «Оренбургские авиалинии» и снижением чартерных перевозок на фоне геополитической мировой обстановки.
В результате сокращения количества субсидируемых маршрутов и введения жестких ограничений регулирования тарифной политики (с июля 2016 г. спецтариф был уменьшен в два раза), Предприятие вынуждено было осваивать новые маршруты уже полностью на коммерческой основе. (Страница 6 Плана (Программы) финансово-хозяйственной
деятельности ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» на текущий 2017 и плановый период 2018-2020 гг.).
Среднесписочная численность работников, в общем, по предприятию в 2016 году составила 1 010 человек. Среднемесячная заработная плата в целом по предприятию составила 39 802 тыс.руб. (на 4,5% больше по сравнению с 2015 годом), а по летной службе - 95 113 руб. (на 3,8% выше, чем в 2015 г. в связи с повышением ставок покилометровой оплаты). (Страница 7 Плана (Программы) финансово-хозяйственной деятельности ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» на текущий 2017 и плановый период 2018-2010 гг.).
Предприятие в течение 2017 года пользовалось кредитными средствами для выплаты заработной платы сотрудникам при отсутствии собственных средств. Просрочек при погашении задолженности и процентов по кредитам не было. (Копия договора № 46149 от 28.12.2016 года).
В результате финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год, Предприятием получен убыток от основной деятельности в размере 807 510 тыс. руб., который сложился за счет убытка от авиационной деятельности (-931 614 тыс. руб.), при себестоимости услуг 2 046 501 тысяч рублей.
Убыток от авиационной деятельности частично компенсируется прибылью от технического обслуживания и аэропортовой деятельности (+124 104 тыс. руб.), субсидиями за региональные и местные авиаперевозки в размере 402 848 тыс. руб., субсидиями на первоначальный лизинговый платеж в связи с приобретением в лизинг трех ВС типа Л-410 в размере 193 770 тыс. руб., субсидией за выполнение поисково-спасательных работ 129 тыс. руб. и прочими доходами в сумме 17 891 тыс. руб.
В целом, по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2016 год, Предприятием получен убыток в размере 151 018 тысяч рублей, (подтверждается бухгалтерской отчетностью), при этом: Рентабельность выручки по чистой прибыли составляет 0,12% при выручке в размере 1 238 991 тысяч рублей, убыток Предприятия составил 151 018 тысяч рублей.
Среднемесячные выплаты в размере 156 224 тысяч рублей (с учетом кредитов 178 120 тысяч рублей), более чем на 2 503 тысяч рублей, превышают поступления в размере 154 121 тысяч рублей. При этом в объеме платежей, приходящихся на объем <0 работ, выполненных собственными силами, 33,5% (51 667 тысяч рублей) составляют расходы, связанные с выплатой заработной платы 1010 штатным сотрудникам Общества и связанных с оплатой налоговых платежей. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2017 год со сроком исполнения 12 месяцев, составила 534 647 тысяч рублей, задолженность перед ПАО
«ГТЛК» по лизинговым платежам на 01.10.2017 год составляет 296 934 тысяч рублей (копии договоров лизинга имеются в материалах дела, страница 10 Плана (Программы) финансово- хозяйственной деятельности ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» на текущий 2017 и плановый период 2018-2010 гг).
Ежемесячно выплачиваемая заработная плата предприятия составляет 38 900 тысяч рублей, социальные налоги 13 277 тысяч рублей;
При этом заработная плата выплачивается регулярно без задержек. Без задержек выплачиваются налоги и сборы в бюджеты всех уровней.
В подтверждение вышеуказанных обстоятельств, заявитель представил: аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности; бухгалтерский баланс за первое полугодие 2017 года; бухгалтерский баланс за первый квартал 2017 года; программу развития региональных авиаперевозок Оренбургской области на период до 2030 года; договор об овердрафтном кредите № 46149 от 28.12.2016 года, а также иные документы на которые ссылается заявитель
На основании изложенного и руководствуясь ст. 184, 324, АПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Предоставить отсрочку исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 22.11.2017 года по делу № А40-176306/17-112-1670 о взыскании с ГУП ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "АЭРОПОРТ ОРЕНБУРГ" в пользу ПАО "ГТЛК" задолженности в размере 17 015 689,80 руб. (семнадцать миллионов пятнадцать тысяч шестьсот восемьдесят девять рублей) 80 коп, неустойку в размере 3 789 567,86 руб. (три миллиона семьсот восемьдесят девять тысяч пятьсот шестьдесят семь рублей) 86 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 127 026,29 руб. (сто двадцать семь тысяч двадцать шесть рублей) 29 коп.
Определение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый апелляционный
арбитражный суд.
Судья Шарина Ю.М.