ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-23456/16 от 19.10.2016 АС города Москвы

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Москва Дело № А40-23456/16-24-39Б

01 ноября 2016 года

Резолютивная часть определения объявлена 19 октября 2016 года

Определение в полном объеме изготовлено 01 ноября 2016 года

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи Мироненко Э.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ионовой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании требования Департамента транспорта и

развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы к АО «РВ-Метро»

при участии сторон согласно протоколу

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.07.2016г.(резолютивная часть объявлена 28.06.2016г.) в отношении АО «РВ-Метро» введена процедура конкурсного производства по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден ФИО1, о чем опубликованы сведения в газете «КоммерсантЪ» от 16.07.2016г.

В Арбитражный суд города Москвы 26.08.2016г. поступили требования Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы о включении в реестр требований кредиторов АО «РВ-Метро» 120 090 235 руб. 66 коп.

В настоящем судебном заседании подлежали рассмотрению обоснованность требований Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Представитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы на требованиях настаивал, в обоснование требований указал, что Главным контрольным управлением города Москвы в период с 23.03.2015г. по 29.05.2015г. в отношении департамента проведена плановая выездная проверка целевого и эффективного использования средств бюджета города Москвы, выделенных на подпрограмму «Автовокзалы и транспортные пересадочные узлы» программы «Развитие транспортной системы» на период с 01.01.2013г. по 31.12.2014г.

Также на основании приказа Главного контрольного управления города Москвы от 17.04.2015 № 109 в период с 20.04.2015г. по 19.05.2015г. проведена встречная выездная проверка объемов фактически выполненных работ и осуществленных затрат, компенсированных за счет предоставленной Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортерной инфраструктуры города Москвы субсидии, в отношении ОАО «РВ-Метро» за период с 01.01.2013г. по 31.12.2014г. включительно на основании договора от 06.06.2014г. № 31-ДТиРДТИ-С «О предоставлении субсидии ОАО «РВ-Метро» на возмещение затрат на проведение работ по проектированию, благоустройству, созданию систем безопасности и иных работ на транспортно-пересадочных узлах».

В ходе проверки было выявлено неправомерное субсидирование расходов ОАО «РВ-Метро» в общей сумме 120 090 235 руб. 66 коп.

06.07.2016г. департамент в адрес АО «РВ-Метро» направил требование о возврате излишне уплаченных денежных средств по договору от 06.06.2014 № 31-ДТиРДТИ-С, которое удовлетворено не было, что по служило основанием для обращения в суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов.

Представитель конкурсного управляющего должника по требованию возражал по мотивам, письменного отзыва.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав требования кредитора и материалы дела, арбитражный суд признает требования Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы необоснованными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Согласно п. 1 ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих факт наличия тех или иных обстоятельств.

Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения, должны быть допустимыми, относимыми и достаточными.

В частности, как указано в п. 2 ст. 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ. Так, в соответствии с указанной нормой обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.

Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.

Согласно п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Как следует из требования, заявленная сумма ко включению в реестр требований кредиторов должника состоит из: - включение в «Отчет о затратах на ТПУ, компенсируемых за счет средств субсидии города Москвы» излишних расходов по оплате разработки проектов планировки территорий четырех ТПУ - Нагатинская, Новогиреево (платформа), Щелковская и Теплый Стан, не являющихся объектами капитального строительства, на общую сумму 61 558 683 руб. 43 коп. (разработка проектов планировки территорий указанных ТПУ не предусмотрена Техническим заданием, утвержденным Департаментом);

- завышение стоимости проектирования плоскостных ТПУ, за счет включения излишней площади в расценку принятую по п.6.1 «Транспортные развязки в одном уровне» таблицы 3.3.1 «Городские магистрали, транспортные развязки» МРР-3.2.06.07-10 «Сборника базовых цен на проектные работы для строительства, осуществляемых с привлечением средств бюджета города Москвы», утвержденного распоряжением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 01.10.2010 № 56-р и включенную в сметы № 11 «Организация транспортно-пересадочного узла» (приложение к договорам на выполнение проектных работ от 05.04.2013 №267-622/13 и № 267-623/13), на общую сумму 13 103 978 руб. 69 коп., из них: 6 311 764 руб. 82 коп. по договору от 05.04.2013 № 267-622/13 (17 объектов) и 6 792 213 руб. 87 коп. по договору от 05.04.2013 № 267-623/13 (23 объекта);

- оплата завышенной стоимости принятой АО «РВ-Метро» работы по проектированию благоустройства территорий - озеленения ТПУ площадью 171,9 га (29 объектов) на общую сумму 44 610 498 руб. 81 коп., из них: 22 681 143 руб. 06 коп. по договору от 05.04.2013 № 267-622/13 (17 объектов) и 21 929 355 руб. 75 коп. по договору от 05.04.2013 № 267-623/13 (23 объекта);

- оплата завышенной стоимости проектирования зонирования плоскостных ТГТУ, в результате необоснованного применения повышающего коэффициента 1,1, учитывающего местоположение плоскостных ТГТУ в городе Москве, между Садовым кольцом и Московской окружной железной дорогой (МКЖД), тогда как все плоскостные ТГТУ расположены за пределами МКЖД, по договорам от 12.02.2013№ 267-597/13 и от 12.02.2013 № 267-599/13 на - общую сумму 817 074 руб. 73 коп.

При этом, как пояснил представитель конкурсного управляющего должника в судебном заседании, вся указанная в заявлении заявителя документация разрабатывалась за счет собственных средств АО «РВ-М», а затем посредством договора на предоставление субсидии осуществлялась компенсация понесенных затрат. Копии всех первичных документов были предоставлены заранее на согласование заявителю письмом от 04.06.2014г. № 61-10-1166/4. После согласования которых, был заключен договор от 06.06.2014г. № 31-ДТиРДТИ-С о предоставлении субсидии на возмещение затрат на проведение работ по проектированию, благоустройству, созданию систем безопасности и иных работ на транспортно-пересадочных узлах.

Письмом от 02.07.2014г. №02-07-14-И-8 должник направлял заявителю отчет о подтверждении исполнения обязательств по данному договору, после согласования заявителем отчета в соответствии с условиями договора от 06.06.2014г. №31-ДТиРДТИ-С, между должником и заявителем был подписан акт сверки взаиморасчетов № 42, без замечаний.

Также представитель конкурсного управляющего пояснил, что все спорные денежные средства были направлены на оплату работ Государственному унитарному предприятию города Москвы Научно-исследовательскому и проектному институту городского транспорта города Москвы «МосгортрансНИИпроект».

Относительно включения в «Отчет о затратах на ТПУ, компенсируемых за счет средств субсидии города Москвы» затрат по разработке проектов планировки территорий четырех ТПУ - Нагатинская, Новогиреево (платформа), Щелковская и Теплый стан на общую 61 558 683 руб. 43 коп., судом установлено:

Согласно постановлению Правительства Москвы № 413-ПП от 06.09.2011 «О формировании транспортно-пересадочных узлов в городе Москве» (в ред. постановления Правительства Москвы № 649-ПП от 15.11.2012) реализация данных ТПУ предусматривалась как плоскостные ТПУ - I этап и соответственно как капитальные ТПУ -II этап. Границы организации плоскостных ТПУ были определены решениями Градостроительной земельной комиссии города Москвы, соответствующими решениями Градостроительной земельной комиссии города Москвы были также утверждены границы проектов планировки территорий капитальных ТПУ, также заказчиком работ было определено АО «РВ-М». При этом границы реализации капитальных ТПУ включают в себя границы организации плоскостных ТПУ и предусматривают сооружение на месте размещения плоскостных ТПУ объектов капитальных ТПУ.

АО «РВ-М» была заказана (договор № 267-622/13 от 05.04.2013г. и № 267-623/13 от 05.04.2013г.) разработка проектной документации необходимой для организации плоскостных ТПУ (по факту - реализация первого этапа) и разработка проектов планировки территории (договор №267-620/13 от 24.06.2013г.), в рамках которого должны быть определены границы земельных участков, ТЭПов предназначенных для строительства капитальных объектов ТПУ Нагатинская, Новогиреево (платформа), Щелковская и Теплый стан (по факту - реализация второго этапа).

Работы по организации плоскостных ТПУ производились в соответствии с графиком благоустройства и строительства ТПУ утвержденным руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы. Работы по формированию капитальных ТПУ производились в соответствии с графиком утвержденным Мэром Москвы. Таким образом технические требования, объемы и сроки выполнения работ устанавливались, соответствующими подразделениями города, а не руководством АО «РВ-М».

Учитывая, что в рамках выделенной субсидии денежные средства были направлены сначала на компенсацию затрат по плоскостным ТПУ, а затем на компенсацию по капитальным ТПУ данное расходование денежных средств является обоснованным.

Касательно включения в Сметы № 11 «Организация транспортного пересадочного узла» стоимости проектирования по расценке п.6.1 таблицы 3.3.1 МРР-3.2.06.07-10. установлено, что согласно п. 2.6 ТЗ необходимо было разработать проектно-сметной документации на планировку и благоустройство примыкающей территории. Данный расчет был произведен на основании Сборника МРР-3.2.06.07-10 Табл. 3.2.1.

Согласно п.2.6 ТЗ была предусмотрена разработка проектно-сметной документации (ПСД) на объекты транспортной инфраструктуры ТПУ.

Расчет стоимости объектов (п.п.2, 3, 8, 17-23)произведен на основании Сборника МРР - 3.2.06.07-10 «Сборник базовых цен на проектные работы для строительства, осуществляемые с привлечением средств бюджета города Москвы» по таблице 3.3.1 раздела «Городские магистрали и узлы» по натуральным показателям.

Учитывая, что на момент подготовки смет натуральные показатели не были определены и находились в работе, были утверждены Департаментом транспорта города Москвы, Москомархитектурой, РВ-Метро только границы ТПУ, расчет был произведен по комплексной минимальной расценке, не зависящей от размеров ТПУ в га, применительно по табл. 3.3.1 «Городские магистрали, транспортные развязки» п. 6.1 «Транспортные развязки в одном уровне». Данный подход позволил сформировать твердую договорную цену и приступить к выполнению работ в требуемые сроки.

Согласно п. 2.7 ТЗ необходимо было разработать ПСД на следующие инженерные системы, систему водоснабжения и водоотведения, систему электроснабжения и освещения (внутриплощадочную и внутри модульную), систему ливневой канализации, дистанционные шлагбаумы на въезде и выезде парковок, для модульных конструкций систему отопления (от электрической сети) систему вентиляции и кондиционирования воздуха, для расчета данных систем были применены расценки сборника МРР-3.2.06.07-10 Табл.3.10.8, Табл. 3.10.7а и 3.10.3.

В связи с тем, что Раздел 3.3 «Городские магистрали и транспортные узлы» сборника МРР-3.2.06.07-10 не учитывает проектирование озеленения и благоустройства бульваров, скверов и придорожных территорий шириной более 5 м, а также проектирование, переустройство и вынос из зоны строительства всех видов инженерных сетей и коммуникаций, стоимость указанных проектных работ определяется на основании расценок сборника МРР-3.2.06.07-10 по табл. 3.2.1, табл.3.10.8, табл. 3.10.7а и табл. 3.10.3.

При этом площадь благоустройства определялась на основании утвержденных Департаментом транспорта города Москвы, Москомархитектурой, РВ-Метро (ДЖВ филиал ОАО «РЖД») границ ТПУ.

Представитель конкурсного управляющего пояснил, что в процессе проектирования, согласования (в том числе с ОПС ГУЛ «Мосгоргеотрест») и увязки проектной документации с ранее выпущенными проектными решениями, разработанными сторонними организациями, потребовалась корректировка границ проектирования ТПУ. Факторы, повлекшие изменение конечных границ ТПУ, невозможно предусмотреть на этапе подготовки смет на выполнение проектных работ, т.к. многие из них выявляются в процессе проектирования и получения согласований.

Таким образом, суд соглашается с доводами представителя конкурсного управляющего о том, что является обоснованным применение расценки сборника МРР-3.2.06.07-10 табл. 3.3.1 «Городские магистрали, транспортные развязки» п. 6.1 «Транспортные развязки в одном уровне».

Касательно оплаты стоимости принятых и оплаченных работ по проектированию благоустройства ТПУ (29 объектов) на общую сумму 44 610 498 руб. 81 коп. судом установлено, что должник - общество специально созданное в соответствии с п. 2.2.1. Соглашения о сотрудничестве в области развития проектов создания в городе Москве транспортно-пересадочных узлов с обустройством прилегающих территорий № 77-549/1307 от 11.11.2011, заключенным между Правительством Москвы и ОАО «РЖД».

В соответствии с п. 2.2.2. Соглашения организация участия в уставном капитале АО «РВ-М» со стороны ОАО «РЖД» обеспечивается - ОАО «РЖД-Развитие вокзалов», со стороны Правительства города Москвы - ГУП «Московский метрополитен». В связи со сложностью и длительностью проведения корпоративных процедур со стороны ПУЛ «Московский метрополитен» 10.02.2012г., со стороны ОАО «РЖД-Развитие вокзалов» было принято решение о создании ОАО «РВ-Метро». 12.03.2012г. в установленном порядке зарегистрировано ОАО «РВ-Метро», при этом фактическое ведение операционно-хозяйственной деятельности общество начало осуществлять в декабре 2012 года.

При этом решениями Градостроительной земельной комиссии города Москвы (протоколы № 18 от 17.05.2012г., № 19 от 25.05.2012г., № 22 от 21.06.2012г. и № 29 от 16.08.2012г.) были утверждены границы организации плоскостных ТПУ. В соответствии с данными решениями ГЗК города Москвы, на основании соответствующих распоряжений Департамента земельных ресурсов города Москвы в аренду ОАО «РВ-Метро» для целей благоустройства, проектирования и организации плоскостных ТПУ были предоставлены необремененные земельные участки в пределах утвержденных границ.

На основании заключенных договоров аренды земельных участков в утвержденных границах организации плоскостных ТПУ были заключены договоры (№ 267-622/13 от 05.04.2013г. и № 267-623/13 от 05.04.2013г.) на разработку проектно-сметной документации по объектам ТПУ с ГУП «МосгортрансНИИпроект». Площадь проектирования ТПУ и стоимость указанных договоров были определены исходя из площади границ организации плоскостных ТПУ, утвержденных на ГЗК города Москвы. По результатам разработки и согласования проектно-сметной документации был определен конкретный перечень и объем строительно-монтажных работ необходимых для организации плоскостных ТПУ. При этом объем фактического проектирования был выполнен в соответствии с условиями заключенных договоров и технических заданий к ним, стоимость работ была твердой и изменению не подлежала.

Работы по проектированию и организации плоскостных ТПУ производись в сроки, указанные в графике благоустройства и строительства ТПУ утвержденном руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

В соответствии с п. 2.7 технического задания на проектирование необходимо было разработать проектно-сметную документацию на следующие инженерные системы: систему водоснабжения и водоотведения, систему электроснабжения и освещения (внутриплощадочную и внутримодульную), систему ливневой канализации, дистанционные шлагбаумы на въезде и выезде парковок, для модульных конструкций систему отопления (от электрической сети) систему вентиляции и кондиционирования воздуха, для расчета данных систем были применены расценки сборника МРР-3.2.06.07-10 Табл.3.10.8, Табл. 3.10.7а и 3.10.3. Согласно п. 2.6 Технического задания необходимо было разработать проектно-сметную документацию на планировку и благоустройство примыкающей территории. Данный расчет был произведен на основании Сборника МРР-3.2.06.07-10 Табл. 3.2.1.

Стоимость вышеуказанных разделов была включена в расчет стоимости на основании п. 3 Раздела 3.3 «Городские магистрали и транспортные узлы» сборника МРР-3.2.06.07-10, согласно данному пункту: «Приведенные в данном разделе базовые цены на основные проектные работы по городским магистралям и транспортным узлам не учитывают проектирование озеленения и благоустройства бульваров, скверов и придорожных территорий шириной более 5 м, а также проектирование, переустройство и вынос из зоны строительства всех видов инженерных сетей и коммуникаций. Стоимость указанных проектных работ определяется на основании соответствующих разделов «Сборника»».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оплата стоимости принятых и оплаченных работ по проектированию благоустройств территорий плоскостных ТПУ не завышена, а возмещение понесенных затрат обоснованно.

Относительно стоимости проектирования зонирования плоскостных ТПУ, в результате необоснованного применения повышающего коэффициента 1,1 на общую сумму 817 074 руб. 73 коп. судом установлено, что стоимость зонирования ТПУ производилась применительно на основании Рекомендаций по определению стоимости разработки градостроительного обоснования размещения объекта в городе Москве МРР-3.2.39.02-06 с использованием местоположения объекта в городе и застроенности территории, согласно таблице № 1 и № 2.

Перевод базовых в текущие цены по состоянию на 1 квартал 2013 года производился на основании Приказа Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 19.03.2013 № 16, коэффициентом равным 3,063.

Таким образом, суд полагает, что стоимость принятых и оплаченных работ по проектированию зонирования плоскостных ТПУ не завышена, а возмещение понесенных затрат обоснованно.

На основании вышеизложенного, во включении в реестр требований кредиторов Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 4, 16, 32, 71, 134, 137, 142 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст.ст. 176, 184, 185, 223 АПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

Отказать Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы во включении в реестр требований АО «РВ-Метро» требований в размере 120 090 235,66 руб.

Определение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в 10-дневный срок.

Судья Э.В. Мироненко