ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в принятии искового заявления (заявления)
г. Москва Дело № А40-275738/18-33-3033
27 ноября 2018 года
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Ласкиной С.О.
рассмотрев вопрос о принятии к производству заявления ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» (ОГРН<***>)
к Правительству Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации ФИО1, Директору Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации ФИО2
о признании незаконными действий Директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации ФИО2, выразившиеся в отказе:Отменить «красные линии», проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> «Чертежа красных линий», ранее утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета»; Внести изменения, соответствующие п. 1 настоящего обращения, в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета» и соответственно внести соответствующие изменения в «Чертеж красных линий», ранее утвержденным данным распоряжением Правительства РФ;
о признании незаконным бездействия, допущенных Правительством РФ в лице Председателя Правительства РФ ФИО1 и Директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации ФИО2 выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении обращения ОАО «Балтик Экспо» 10.09.2018 года, поданное в Правительство РФ на имя Председателя Правительства РФ ФИО1; В не отмене «красные линии», проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> «Чертежа красных линий», ранее утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета»; В не внесении изменений, соответствующие п. 1 настоящего обращения, в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета» и соответственно внести соответствующие изменения в «Чертеж красных линий», ранее утвержденным данным распоряжением Правительства РФ; об обязании
УСТАНОВИЛ:ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц Правительства Российской Федерации в порядке главы 24 АПК РФ.
Рассмотрев указанное заявление, суд приходит к выводу, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в Арбитражном суде города Москвы по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 27 - 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.
Из заявления следует, что требования заявлены в связи с изданием Распоряжения Правительства РФ от 05 сентября 2014г. № 1735-р, Постановления Правительства Калининградской области от 25 марта 2015г. № 156, Постановления Правительства Калининградской области от 30 декабря 2014 г. № 929, которые, по мнению заявителя, нарушают его законные права и интересы.
Указанное распоряжение и последующие акты, принятые в целях его реализации, послужили основанием для изъятия земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29459 кв. метров в <...>«а» и объектов недвижимости, расположенных на нем, в целях государственных нужд.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2015г. № АКПИ15-735 в удовлетворении требований ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» и «CzechoslovakEnergy, OIL&GAS, a.s.» об оспаривании указанного распоряжения в части включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 отказано.
ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» обращается в суд, в том числе, с требованием о признании незаконным бездействия, допущенного Правительством РФ в лице Председателя Правительства РФ и Директора Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации, выразившегося в не отмене «красные линии», проходящих по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> «Чертежа красных линий», ранее утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета» и в не внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета» и соответственно внести соответствующие изменения в «Чертеж красных линий», ранее утвержденный данным распоряжением Правительства РФ.
ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» просит суд обязать Правительство РФ отменить «красные линии», проходящие по земельному участку с кадастровым номером: 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. метров в <...> «Чертежа красных линий», ранее утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета»; внести изменения в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р «Об утверждении основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета» и соответственно внести соответствующие изменения в «Чертеж красных линий», ранее утвержденный данным распоряжением Правительства РФ.
В силу положений главы 4 АПК РФ, заявленный спор, исходя из текста поданного заявления и сформулированных требований, не может быть отнесен к компетенции Арбитражного суда города Москвы, поскольку исходя из содержания заявления Общества, им по сути оспаривается не отмена (не внесение испрашиваемых изменений) в ранее изданное Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р.
Формулирование заявителем требований как оспаривание действий (бездействия) должностных лиц Правительства Российской Федерации, не изменяет существа спора, который направлен на отмену (изменение) Распоряжения Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р, которое ранее было предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации, которым решением от 24.05.2015г. № АКПИ15-735 в удовлетворении требований об оспаривании указанного распоряжения в части включения земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18 отказано.
Из заявления следует, что обращение, адресованное государственному органу и его должностным лицам, направлено на «административное» обжалование распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2015г. № 1735-р.
Следовательно, заявителем фактически ставится вопрос о законности ненормативного правового акта.
Однако для оспаривания ненормативного правового акта установлен иной способ защиты нарушенного права, отличный от избранного заявителем.
При этом в тексте заявления не содержится обоснования со ссылками на законы и иные подзаконные акты, исходя из которых заявитель считает, что данный спор относится к компетенции Арбитражного суда города Москвы.
При этом из содержания пункта 2 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 №3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" следует, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
По сути требования общества сводятся к понуждению арбитражным судом органа исполнительной власти Правительства Российской Федерации к отмене (изменению) Распоряжения Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р.
Такие требования также не могут быть отнесены к компетенции Арбитражного суда города Москвы.
В соответствии с принципом разделения властей, закрепленным в статье 10 Конституции РФ, суды не вправе вмешиваться в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих исполнительную власть, и предписывать им совершать те или иные действия, принимать какие-либо нормативные правовые акты в той или иной редакции.
Кроме того, в заявлении общество указывает, что "красные линии" "Чертежа красных линий", ранее внесенные в документацию по планировке территорий Московского района г. Калининграда в целях чемпионата мира по футболу ФИФА 2018г., проходящие по земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18, не внесение изменений в Распоряжение Правительства РФ от 05 сентября 2014 года № 1735-р, препятствуют осуществлению законных прав собственности, сложившемуся порядку землепользования.
Доводы и обстоятельства, изложенные по тексту заявления общества, касаются установления наличия прав на земельный участок после истечения срока действия актов, регулирующих вопрос изъятия земельного участка, срок действия которых, по мнению заявителя, истек в 2018 году. Из текста заявления видно, что процессуальная цель заявителя связана с правообладанием земельным участком, расположенным за пределами г. Москвы. Настоящее заявление подано в защиту прав на земельный участок и соответствующие строения.
Вместе с тем, положениями статьи 38 АПК РФ установлена исключительная подсудность в отношении споров, связанных с правами на недвижимое имущество, в данном случае, с правами на земельный участок.
Под видом формулирования требований об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц Правительства Российской Федерации, не может быть изменена исключительная подсудность спора.
Вместе с тем суд отмечает, что в рамках дел №А21-4363/2015, №А21-10444/2015, №А21-4672/2015, №А21-5679/2016, судом отказано в удовлетворении требований ОАО «Балтик-Экспо» об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, связанных с исполнением распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 г. №1735-р. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что, заявляя самостоятельные требования в рамках настоящего дела, заявитель фактически имеет целью пересмотр обстоятельств, установленных арбитражным судом Калининградской области при рассмотрении дел № А21-10444/2015, А21-4363/2015, №А21-5679/2016, №А21-4672/2015, Решения Верховного суда Российской Федерации от 24.07.2015г. по делу № АКПИ15-735, а также повторное обжалование распоряжения Правительства Российской Федерации от 05 сентября 2015г. № 1735-р, что не может быть реализовано в рамках главы 24 АПК РФ. При этом, различные формулировки заявленных требований, направленные на защиту одного и того же права на земельный участок и строения, не свидетельствуют о наличии различий в предмете спора.
В определении от 28.01.2016г. № 109-О Конституционным Судом Российской Федерации разъяснено, что из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О, от 15 апреля 2008 года N 314-О-О и др.).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 127.1 АПК РФ Судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде.
Госпошлина подлежит возвращению в порядке п. 2 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.27, 28, п.1 ч.1 ст. 127.1, ст.184, 185 АПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
1. Отказать ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» в принятии заявления.
2. Отказ в принятии искового заявления, заявления препятствует повторному обращению в суд с такими заявлениями к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
3. Возвратить ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» из средств Федерального бюджета госпошлину в размере 9 000 (девять тысяч) рублей, оплаченных по платежным поручениям № 247 от 13.11.2018 года и № 217 от 17.10.2018 года.
4.Определение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с даты его принятия.
5. Копию определения об отказе в принятии искового заявления (заявления) и приложенные к нему документы направить истцу (заявителю).
Приложения к копии определения: заявление ОАО «БАЛТИК ЭКСПО» на 15 л. и приложенные к нему документы полностью, справка на возврат госпошлины.
Судья Ласкина С. О.