О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Москва
07 июля 2011 г. | Дело № | А40-71213/11 90-305 | ||
Арбитражный суд в составе: | ||||
Судьи: | ФИО1 | |||
рассмотрев заявление Закрытого акционерного общества «Первая Ипотечная Компания –Регион» (ОГРН <***>, 141800, Московская область, <...>) о принятии обеспечительных мер,
установил:
ЗАО «ПИК-Регион» обратилось в Арбитражный Суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решения МИ ФНС по КН по Московской области № 09-23/6 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» от 30.03.2011г. в части взыскания налога на прибыль за 2009г. в размере 23.313.843 руб., НДС в сумме 263.734.904 руб., пени в сумме 76.258.919 руб., штрафа в размере 40.756.136 руб. г., а также предложения внести в бухгалтерский и налоговый учет в части уменьшения убытка по акциям на сумму 59.020.490 руб., требования № 993 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.06.2011г. в части взыскания налога на прибыль за 2009г. в размере 23.313.843 руб., НДС в сумме 263.734.904 руб., пени в сумме 76.258.919 руб., штрафа в размере 40.756.136 руб. Определением от 01.07.2011 г. заявителю было отказано в принятии обеспечительных мер
- приостановления действия ненормативных актов – решения МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области № 09-23/6 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» от 30.03.2011г. и требования № 993 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 17.06.2011г. в части взыскания налога на прибыль за 2009г. в размере 23.313.843 руб., НДС в сумме 263.734.904 руб., пени в сумме 76.258.919 руб., штрафа в размере 40.756.136 руб., а также запрещения налоговому органу производить списание указанных денежных средств в бесспорном порядке со счетов ЗАО «ПИК-Регион» в банках до вступления судебного акта в законную силу.
Рассмотрев заявление ЗАО «ПИК-Регион» о принятии обеспечительных мер и приложенные к нему документы, суд считает данное ходатайство заявителя обоснованным по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд при рассмотрении заявления о признании недействительным ненормативного акта может по ходатайству заявителя приостановить его действие. Данное приостановление является по своей сути обеспечительной мерой, применяемой арбитражными судами по данной категории дел. В связи, с чем при рассмотрении заявлений о приостановлении действия ненормативных актов суд исходит из положений главы 8 АПК РФ.
Согласно ст. 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные, прежде всего на обеспечение иска.
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.92 АПК РФ заявитель должен обосновать причины обращения с заявлением о применении обеспечительных мер.
При оценке доводов заявителя в соответствии с ч.2 ст.90 АПК РФ суд принимает во внимание следующее:
- разумность и обоснованность заявления заявителя о применении обеспечительных мер;
- вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер;
- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;
- предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в п. 10 Постановления № 55 от 12.10.2005г. «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», при рассмотрении заявления о применении обеспечительных мер суд оценивает, насколько истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера связана с предметом заявленного требования, соразмерна ему и каким образом она обеспечит фактическую реализацию целей обеспечительных мер, обусловленных основаниями, предусмотренными частью 2 ст. 90 АПК РФ.
Кроме того, в соответствии с позицией, изложенной Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ в пунктах 3, 6 Информационного письма от 13.08.2004 № 83 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 3 ст. 199 АПК РФ» заявителем должны быть представлены доказательства того, что приостановление действия обжалуемого ненормативного акта не нарушит баланс интересов заявителя и интересов третьих лиц, публичных интересов, а также не повлечет за собой утрату возможности исполнения оспариваемого акта, в случае отказа в удовлетворении требования заявителя по существу спора.
Оценив заявленное ходатайство, суд находит основания для принятия обеспечительных мер, предусмотренных ст. 90 АПК РФ, поскольку существенность ущербазаявителем обоснована и с учетом представленных документов подтвержден.
По оспариваемому решению с заявителя подлежат взысканию денежные средства в общей сумме налогов, пени, налоговых санкций в сумме руб.
Существенность вреда, который может быть причинен заявителю непринятием обеспечительных мер подтверждается тем, что в этом случае вся сумма налоговых претензий в размере 404.063.802 руб., начисленных по оспариваемым ненормативным актам, будет списана с расчетного счета Заявителя.
При этом суд отмечает, что бесспорное взыскание денежных средств не позволит Обществу выполнять обязательства по гражданско-правовым договорам.
Суд учитывает, что ЗАО «ПИК-Регион» является инвестором-застройщиком на строительном рынке России и выступает государственным подрядчиком по строительству жилых объектов в городах Москвы и Московской области для нужд Правительства города Москвы, МЧС, ФСБ, что подтверждается представленными Обществом государственными контрактами (№ SBR1011110602-00044790-01 от 16.12.2010, № SBR1011110653-00044790-01 от 13.12.2010, №SBR1011110635-00044790-01 от 13.12.2010, № SBR1011110526-00044790-01 от 13.12.2010, №SBR1011110538-00044790-01 от 13.12.2010, № SBR1011110505-00044790-01 от 13.12.2010, №№ 15 от 04.08.2010, 17 от 04.08.2010, 16 от 04.08.2010, 26 от 07.09.2010, 54 от 21.12.2010, 51 от 15.12.2010, 50 от 15.12.2010, 49 от 14.12.2010, 44 от 26.11.2010, 36 от 21.10.2010, 35 от 21.10.2010, 31 от 21.09.2010, 29 от 07.09.2010, 28 от 07.09.2010, 27 от 07.09.2010 и №634-08-УЭФ от 31.12.2008.
Строительство жилых домов Общество осуществляет на территории городов Москвы, Нижнего Новгорода, Калининграда, Ярославля, Омска, Перми, а также Московской, Ростовской и Калужской областей.
Единственным 100%-ым акционером Общества выступает ОАО "Группа компаний «ПИК», входящее в десятку крупнейших строительных компаний России и признанное Правительством РФ системообразующей компанией в сфере жилищного строительства (перечень системообразующих организаций позиция 297).
В соответствии с приказом Минфина России от 04.12.2009 № 620 как основному дочернему предприятию системообразующей компании Обществу в 2009 году были предоставлены Государственные гарантии Правительства РФ на сумму 6 375 000 000 рублей, что подтверждается Государственной гарантией РФ №04-05-10/73 от 09.12.2009 и договором о предоставлении государственной гарантии РФ №01-01-06/04-409 от 09.12.2009 заключенным с Минфином России, действующим от имени Российской Федерации.
Под представленную Российской Федерацией государственную гарантию ОАО «Сбербанк России» открыло Обществу кредитную линию с лимитом до 12 750 000 000 руб. со сроком погашения до 12.09.2014 на основании договора <***> об открытии невозобновляемой кредитной линии от 18.09.2009.
Данный кредит был предоставлен Обществу в связи с недостатком собственных средств на осуществление строительной деятельности образовавшимся в результате последствий резкого падения спроса на жилую недвижимость в периоде экономического кризиса 2008-2009 г.г.
Как следует из представленного Обществом Плана движения денежных средств за 2011 год, полученные в рамках данного договора кредитные средства выступают в качестве основного источника компенсации недофинансирования строительной деятельности Общества. Данные Плана движения денежных средств в части расходов и доходов подтверждаются представленными оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам 51, 66, 67 и бухгалтерскими справками.
В соответствии с положениями подпункта «г» пункта 4.7 и пункта 5.11 указанного кредитного договора №5181 от 18.09.2009 в случае необеспечения Обществом соотношения показателя «Долг/EBITDA» (определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности ОАО «Группа Компаний ПИК») по итогам 2011 года на уровне не выше 5,1 кредитор вправе потребовать от Общества досрочно возвратить всю сумму кредита, обратить взыскание на заложенное имущество, а также предъявить требования гаранту в лице Российской Федерации на сумму 6 375 000 000 руб.
Из представленного Обществом в материалы дела Расчета показателя «Долг/EBITDA» по итогам 2011 года следует, что при обычных условиях хозяйственной деятельности данный показатель сохранится на уровне не выше 4,9.
Также из данного Расчета следует, что в случае взыскания налоговым органом оспариваемой суммы налоговых платежей, показатель «Долг/EBITDA» по итогам 2011 года составит - 5,2. При такой ситуации взыскание налоговым органом оспариваемых налоговых платежей в размере 404 063 802 руб. повлечет возникновение у Общества обязанности досрочно возвратить основной долг по Кредитному договору на сумму 10 192 655 543 рублей, а также внести иные платежи. При этом неспособность ЗАО «ПИК-Регион» возвратить основной долг приведет к возникновению субсидиарной ответственности Российской Федерации в размере 6.375.000.000 руб. (п. 1.2. договора о предоставлении государственной гарантии РФ №01-01-06/04-409 от 09.12.2009). При этом гарантия предоставлена без права регрессного -требования Российской Федерации к Обществу (п.1.4. договора №01-01-06/04-409 от 09.12.2009 о предоставлении государственной гарантии РФ), то есть расходы казны РФ по исполнению гарантии не будут компенсированы.
Таким образом, учитывая показатели бухгалтерского баланса Общества на 31.03.2011 по строкам код 1240, 1250, 1260, 1370, 1410, 1420, 1510, взыскание оспариваемых налоговых платежей приведет к угрозе изъятия всех оборотных средств, обращению взыскания на имущество Общества, а также к наступлению субсидиарной ответственности у Российской Федерации.
Суд учитывает, что при требовании досрочного возврата кредитных средств у Общества не останется источников финансирования строительства жилых домов, перечень - 305 объектов строительства прилагается. Следствием остановки производственных процессов по строительству возводимых жилых домов станет рост социальной напряженности среди контрагентов Общества - более 7.000 кредиторов - физических лиц.
Следовательно, незамедлительное взыскание оспариваемой суммы налогов может привести не только к затруднению обычной хозяйственной деятельности, но и к полной остановке всех производственных процессов, в том числе прекращению строительства объектов по указанным выше государственным контрактам со сроками сдачи объектов в 2011 году. Несвоевременное выполнение обязательств, в свою очередь приведет к срыву передачи строительных объектов конечным получателям - физическим лицам, сотрудникам указанных ведомств, а также социально незащищенным категориям населения.
Списание денежных средств приведет также к досрочному взысканию долга по кредитному договору с ОАО «Сбербанк России», несмотря на то что погашение долга запланировано в период до 2014 года, что не только причинит ущерб Обществу, но и повлечет невыполнение обязательств перед государственными органами и иных социально-важных обязательств по строительству жилья, а также может повлечь дополнительную нагрузку на бюджет РФ - уплату средств по государственной гарантии.
Связь возможного ущерба с предметом спора, а также необходимость и достаточность для его предотвращения испрашиваемых обеспечительных мер.
Требование об уплате налогов, пени и штрафа, направленное в адрес Общества является стадией и способом исполнения обжалуемого Решения налогового органа. То есть испрашиваемые налогоплательщиком обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемых актов находятся в прямой взаимосвязи с предметом заявления.
Необходимость и достаточность для предотвращения причинения Обществу значительного экономического ущерба принятием обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого акта обеспечивает соблюдение баланса публичных и частных интересов, поскольку предотвращает возможность необоснованного бесспорного списания денежных средств со счетов Общества до рассмотрения спора по существу (не нарушая тем самым п. 1 ст. 45 НК РФ), и в то же время не приостанавливает начисление пеней в соответствии со статьями 72 и 75 НК РФ.
Согласно бухгалтерскому балансу Общества на 31.03.2011 у Общества имеются основные средства с остаточной стоимостью 384 059 000 руб., и запасы -35 001 861 000 руб., что само по себе многократно превышает сумму 404 063 802 руб., оспариваемую по Решению. Сам факт предоставления государственной гарантии свидетельствует о подтверждении Минфином России экономической перспективности деятельности Общества.
Сведения баланса о финансовых вложениях во внеоборотные активы (1 190 461 000 руб.), о дебиторской задолженности (45 834 981 000 руб.), о финансовых вложениях в оборотные активы (2 648 558 000 руб.) и о денежных средствах (694 449 000 руб.) по состоянию на 31.03.2011, с динамикой на их увеличение по сравнению с предыдущими отчетными датами, подтверждают, что по окончании разбирательства по делу у Общества будет достаточно средств для незамедлительного исполнения оспариваемых ненормативных актов.
Таким образом, заявителем обосновано существенное причинение ему ущерба ввиду единовременного списания сумм по оспариваемым ненормативным актам.
Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» при оценке доводов заявителя судам следует иметь ввиду предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Приоритетными направлениями Программы является в т.ч. выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; в рамках Программы решается задача создания условий для развития кредитования застройщиков в целях жилищного строительства.
Общество по государственным контрактам, заключенным с ФСБ России, ГУ «УКС МЧС России», осуществляет строительство и участие в строительстве квартир для государственных нужд с целью обеспечения жильем категорий граждан, установленных законодательством.
Взыскание налоговым органом оспариваемых налоговых платежей и последующее взыскание кредитного долга повлечет невыполнение условий государственных контрактов, что нанесет ущерб государственным и общественным интересам в связи с невозможностью реализации федеральной целевой программы «Жилище» и иных задач в области социального развития и социальной поддержки населения.
В отношении Общества предоставлены государственные гарантии РФ по кредитному договору №5181 от 18.09.2009 в связи с системообразующей ролью в сфере жилищного строительства, в случае неисполнения обязательств Общества по Кредитному договору предусмотрена субсидиарная ответственность гаранта - Российской Федерации, в размере 6.375.000.000 руб.
Таким образом, стимулирование и развитие жилищного строительства относится к сфере публичных отношений, Общество осуществляет общественно-важную деятельность, участвует в федеральной целевой программе «Жилище», получает государственную поддержку. Принятие обеспечительных мер, направленных на сохранение существующего состояния отношений (statusquo) между сторонами, позволит обеспечить баланс интересов Общества и публичных интересов в сфере жилищного строительства и государственных долговых обязательств.
Общество является крупнейшим налогоплательщиком Московской области, своевременно исполняющим свои налоговые обязательства перед бюджетом. Так за первый квартал 2011 года в бюджетную систему Обществом перечислено 507 856 000 руб. налогов. По запланированным обязательствам Общества во втором и третьем квартале 2011 года налоговые платежи в бюджетную систему составят примерно 1 068 233 руб. (статья «Прочие выплаты по операционной деятельности» плана движения денежных средств за 2011 год).
Общество имеет стабильное финансовое положение, является постоянно действующей организацией в течение длительного времени, не признано недобросовестным, как для целей размещения заказов для государственных нужд, так и в налоговых правоотношениях, и зарегистрировано в качестве юридического лица с 1995 года, т.е. задолго до подписания налоговым органом оспариваемых ненормативных актов.
Способность Общества надлежащим образом самостоятельно исполнять свои обязательства, подтверждена ОАО «Сбербанк России» в ходе заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, что следует из протокола от 17.09.2009 № 20.
При таких обстоятельствах исполнение налоговым органом в бесспорном порядке оспариваемого Решения и Требования может причинить значительный ущерб Обществу, оказать негативное влияние на его финансовое положение и деловую репутацию и привести к невозможности немедленного восстановления прав и законных интересов налогоплательщика.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что обществом доказано наличие оснований для принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемых ненормативных актов.
В части запрещения налоговому органу производить списание указанных денежных средств в бесспорном порядке со счетов ЗАО «ПИК-Регион» в банках суд считает правомерным отказать, поскольку находит приостановление действия оспариваемых ненормативных актов достаточной мерой для соблюдения законных интересов заявителя и превентивной мерой предотвращения ему существенного ущерба.
Руководствуясь статьями 90, 184-186, п. 3 ст. 199 Арбитражного Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Приостановить действие решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области № 09-23/6 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» от 30.03.2011г. и требования № 993 «Об уплате налога, сбора, пени, штрафа», выставленного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области по состоянию на 17.06.2011 г. в части доначисления (предложения уплатить) налога на прибыль за 2009г. в сумме 23.313.843 руб., НДС в сумме 263.734.904 руб., пени в сумме 76.258.919 руб., штрафа в размере 40.756.136 руб. г. до вступления судебного акта в законную силу, в удовлетворении остальной части заявления, - отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению.
Настоящее определение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Девятый Арбитражный Апелляционный суд.
Судья И.О. ФИО1