АРБИТРАЖНЫЙ СУД ГОРОДА МОСКВЫ
115191, г.Москва, ул. Большая Тульская, д. 17
http://www.msk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о принятии обеспечительных мер
г. Москва | Дело № А40-76854/12 |
07 июня 2012 года | 99-439 |
Арбитражный суд в составе:
судьи Карповой Г.А.
рассмотрев заявление Общества с ограниченной ответственностью Авиапредприятие «Газпром авиа» (дата регистрации – 22.03.1995; 142131, Московская область, Подольский район, п/о Рязаново, аэропорт «Остафьево»; ОГРН 1025007509768; ИНН 7736046504) (далее – общество, заявитель)
о принятии обеспечительных мер
по делу по заявлению общества
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области (дата регистрации – 23.12.2004; 129110, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 47, стр. 3; ОГРН 1047702060075; ИНН 7702335321) (далее – инспекция, налоговый орган)
о признании недействительными решений от 28.02.2012 № 07-30/13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 78 067 475 руб. и № 07-35/21 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога в сумме 24 673 593 руб.
УСТАНОВИЛ: заявитель ходатайствует о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения от 28.02.2012 № 07-30/13 и о запрещении налоговому органу совершать любые действия, направленные на принудительное исполнение указанного решения.
В обоснование заявитель указал, что взыскание доначисленной суммы налога в размере 78 067 475 руб. может причинить ему значительный ущерб, а в случае признания судом указанного решения недействительным последующий возврат денежных средств может быть затруднен, поскольку необходимо будет обращаться с
новыми требованиями о возврате из бюджета денежных средств во внесудебном и судебном порядке.
Рассмотрев ходатайство, суд находит его подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры могут быть приняты судом, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Частью 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность приостановления судом действия оспариваемого акта по ходатайству заявителя.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительной мерой может быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.
По результатам камеральной налоговой проверки 28.02.2012 принято решение № 07-30/13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 78 067 475 руб.
При списании в безакцептном порядке денежных средств со счетов заявителя по оспариваемому решению в порядке ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае полного или частичного удовлетворения заявленных требований по существу спора для восстановления нарушенного права заявителю придется обращаться с новыми требованиями о возврате из бюджета денежных средств во внесудебном и судебном порядке.
Следовательно, в случае признания судом указанного решения недействительным последующий возврат денежных средств может быть затруднен для заявителя и не приведет к немедленному восстановлению прав заявителя ввиду необходимости обращения с новыми требованиями о возврате из бюджета денежных средств во внесудебном и судебном порядке. Это свидетельствует о затруднительности немедленного исполнения судебного акта.
Также суд считает, что взыскание ответчиком в бесспорном порядке оспариваемой суммы может повлечь причинение значительного материального ущерба и дестабилизировать финансово-хозяйственную деятельность заявителя, поскольку затруднит расчеты по текущим платежам, в том числе по оплате труда, выполнению налоговых, кредитных и других обязательств.
Деятельность общества имеет важное значение для обеспечения нормального функционирования единой системы газоснабжения, поскольку им оказываются услуги
по доставке вахтового персонала и рабочих бригад к месту назначения до места вахты и услуги по мониторингу объектов магистрального газоснабжения.
Одним из направлений, по которым проводится перевозка вахтового персонала, является доставка персонала и рабочих бригад на Ямбургское и Заполярное месторождение. Данные работы выполняются заявителем для ООО «Газпром добыча Ямбург», ООО «Газпром трансгаз Югорск».
При этом общества является единственной авиакомпанией, которая осуществляет регулярные полеты в город Ямбург, то есть доставка вахтового персонала на месторождения силами другой авиакомпании практически невозможна.
В случае изъятия из текущего оборота заявителя денежных средств регулярная доставка вахтовых бригада к месту назначения может быть прекращена, что приведет к приостановке работ на заполярных газовых месторождениях полуострова Ямал.
Аналогичные услуги по доставке вахтового персонала к месту назначения в удаленные регионы (Новый Уренгой, Надым, Салехард, Тюмень и др.) оказываются заявителем для предприятий ОАО «Газпром» - ООО «Газпром трансгаз Югорск», ООО «Газпром бурение», ООО «Газпромэнерго», ООО «Газпром добыча Надым», ООО «Газпром подзмеремонт Уренгой» и др.
Также одним из важнейших направлений авиационных услуг, которые оказываются обществом предприятиям системы ОАО «Газпром», является мониторинг объектов магистральных газопроводов путем облетов трасс газопровода для обеспечения безопасности эксплуатации и предотвращения возможных аварий на газопроводах. Облет территории газопровода проводится с целью выявления механических повреждений газопроводов, правильной эксплуатации и возможных нарушений на территории газопровода. Несвоевременное диагностирование состояния газопровода или позднее обнаружение неполадок приводит к неправильной эксплуатации газопроводов и, как следствие, к значительному числу аварий.
Следовательно, услуги, оказываемые заявителем для предприятий системы ОАО «Газпром», имеют важное значение не только для сторон договора, но и для обеспечения безопасности эксплуатации газопроводов в целом, т.к. оказываются для большинства дочерних обществ ОАО «Газпром».
Изъятие из текущего оборота заявителя денежных средств в объеме суммы, указанной в оспариваемом решении, может повлечь нарушение договорных обязательств заявителя перед контрагентами, которым оказываются услуги по облету газопроводов, что, в свою очередь, может повлечь за собой сбой мониторинга состояния магистральных газопроводов и возможные аварии на данных участках.
Общество (в лице Ямбургского филиала) имеет статус эксплуатанта аэропорта
Ямбург, что подтверждается сертификатом. Данный аэропорт является базовым для освоения и обслуживания заполярных месторождений полуострова Ямал: «Ямбургское», «Заполярное» и «Тазовское» и используется для доставки вахтовых бригад на объекты этих месторождений. Кроме того, одной из основных задач заявителя является авиационное обеспечение проектов ОАО «Газпром» по освоению месторождений шельфа арктических морей.
При этом общество (в лице Ямбургского филиала) как эксплуатант аэропорта города Ямбург выполняет следующие работы: аэродромное обеспечение полетов; обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов (в т.ч. опасного) на внутренних воздушных рынках; электросветотехническое обеспечение; авиатопливообеспечение воздушных перевозок; штурманское обеспечение; обеспечение авиационной безопасности; радиотехническое обеспечение полетов ВС и авиационной электросвязи; обслуживание (управления) воздушного движения; осуществление качества контроля ГСМ; метеорологическое обеспечение; обслуживание воздушного движения.
Как видно из перечня работ, которые заявитель выполняет в соответствии с имеющимися сертификатами, его деятельность в аэропорту города Ямбург затрагивает не только сферу деятельности самого общества, но и деятельность самого аэропорта, который используется не только заявителем, но и сторонними перевозчиками.
Таким образом, без поддержания инфраструктуры аэропорта в надлежащем состоянии решение этих задач будет крайне затруднено. В случае дезорганизации работы аэропорта он не сможет принимать и выпускать воздушные суда не только заявителя, но и иных перевозчиков.
Заявитель также является эксплуатантом аэропорта Остафьево, расположенного а Подольском районе Московской области, п/о Рязаново.
Согласно имеющимся сертификатам соответствия заявитель выполняет следующие работы: аэродромное обеспечение; обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и груза; электросветотехническое обеспечение; обеспечение авиационной безопасности; поисковое и аварийно-спасательное обеспечение; штурманское обеспечение; авиатопливообеспечение воздушных перевозок; инженерно- авиационное обеспечение; метеорологическое обеспечение; обслуживание воздушного движения; др. работы.
Общество является предприятием воздушного транспорта. В соответствии с п. 3 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации транспортные средства являются источниками повышенной опасности.
В силу повышенной опасности эксплуатируемых транспортных средств (воздушных судов) заявитель обязан соблюдать специальные правила по поддержанию
их летной годности. В соответствии с п. 3.1.1 Временного положения об организации и проведении работ по установлению ресурсов и сроков службы авиационной техники, утвержденного приказом ФАС РФ от 19.02.1998 № 47, назначенные ресурсы и сроки службы воздушного судна должны устанавливаться исходя из требования обеспечения безопасности эксплуатации. В целях соблюдения требований данного нормативного акта заявитель ежегодно несет значительные расходы, которые являются обязательными в силу специфики его деятельности, поскольку эксплуатация воздушных судов за пределами сроков назначенных ресурсов не допускается.
Для поддержания парка воздушных судов, а также объектов инфраструктуры аэропортов заявителем производятся мероприятия по текущему освидетельствованию и ремонту в соответствии с планами ремонтов воздушных судов, поддержанию летной годности, сертификации, повышению безопасности полетов на 2012 год.
Согласно планам ремонта воздушных судов в 2012 году предполагается провести достаточно большой объем работ как по ремонту самолетов, так и техническому обслуживанию различных воздушных судов. При этом размер расходов на ремонт, текущее обслуживание в 2012 году составляет 1 089 821 тыс. руб., что подтверждается выпиской из бюджета доходов и расходов на 2012 год по обязательным платежам на ГСМ, аэропортовые сборы и т.п.
Кроме того, у заявителя имеются постоянные и обязательные расходы на авиационное топливо, аэропортовое обслуживание, что также подтверждается соответствующей выпиской из бюджета на 2012 год.
Незапланированное отвлечение денежных средств заявителя в ближайшее время может привести к невозможности несения им обязательных расходов, сокращению парка допущенных к эксплуатации воздушных судов, невозможности эксплуатации аэропортов и, соответственно, к непредсказуемым последствиям - таким, как прекращение снабжения вахтовых поселков, сокращение объемов добываемого газа, замедление темпов освоения новых месторождений, срывы поставок газа электростанциям, коммунально-бытовому сектору и существенное удорожание газа для его потребителей. Также под угрозой может оказаться надлежащее выполнение обязательств по поставке газа за рубеж.
Таким образом, бесспорное взыскание более 78 млн. руб. может вызвать неисполнение заявителем предписаний закона об обеспечении поддержания в безопасном состоянии воздушных судов, как источников повышенной опасности, привести к подрыву энергетической безопасности страны и нанести значительный ущерб заявителю, другим лицам, а также негативно сказаться на экономике ряда регионов.
По данным бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2012 года финансовым результатом деятельности общества является убыток. Убыток до налогообложения за указанный отчетный период составил – 353 686 тыс. руб., чистый убыток отчетного периода – 344 065 тыс. руб.
Списание со счетов общества доначисленной суммы будет дополнительным фактором, усугубляющим сложную финансовую ситуацию.
Таким образом, в случае бесспорного списания с банковских счетов общества доначисленной суммы в полном объеме общество не сможет осуществлять текущие платежи, срок исполнения которых наступил или наступит во 2 квартале 2012 года.
Согласно выписке из бюджета на 2012 год на ближайшее время у общества планируются платежи, которые имеют непосредственное отношение либо:
- к основной деятельности: расходы на ГСМ – 2 966 176 тыс. руб. (справка о росте затрат по ГСМ); расходы на аэропортовое обслуживание – 250 469 694 тыс. руб. (сведения о ежемесячных платежах по текущей деятельности по состоянию на 01.06.2012);
- к налоговым платежам – 56 500 135 тыс. руб. и к платежам, связанным с заработной платой – 122 735 153 тыс. руб. (справка о размере ежемесячных обязательств по заработной плате и налоговых обязательствах на 26.04.2012).
Как следует из бюджета доходов и расходов, расходы на 2012 год составляют 19 924 318 тыс. руб. Планируемое поступление денежных средств по расчетам за услуги составляет 19 684 318 тыс. руб. Таким образом, сумма планируемых поступлений не сможет обеспечить полное покрытие запланированных расходов.
Масштабы деятельности общества обеспечивают стабильное получение доходов, но также требуют постоянного осуществления значительных по величине расходов на ремонт, регламентные работы на эксплуатируемых воздушных судах и т.п., которые возрастают из года в год в связи с общим ростом цен на товары (работы, услуги).
Бюджет доходов и расходов учитывает все планируемые денежные и имущественные поступления, а также расходование и тем самым отражает реальную возможность заявителя исполнять свои денежные обязательства. Каких-либо резервов, которые могут быть направлены на незапланированные траты, бюджет доходов и расходов не содержит.
В настоящий период в обществе постоянно работает 3600 человек, фонд заработной платы составляет 122 735 153 тыс. руб.
Задержка (неполная выплата) заработной платы на предприятии, объекты которого расположены в различных регионах России, в т.ч. в отдаленных районах
Западной Сибири (например, аэропорт Ямбургский), в районах с суровыми природно- климатическими условиями и обслуживаемыми преимущественно вахтовым методом, может привести к обострению социальной обстановки и конфликтной ситуации.
Это, в свою очередь, может отрицательным образом сказаться на производственной деятельности заявителя, в том числе, на обслуживании воздушных судов, увеличить вероятность возникновения нештатных ситуаций и аварий, предъявлению к заявителю имущественных претензий.
Статья 236 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов в размере не ниже 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
Вместе с тем, у суда нет оснований полагать, что в случае отказа обществу в удовлетворении заявленных требований у него не будет достаточных средств для незамедлительного исполнения требования и решения налогового органа, чем может быть нарушен баланс публичных и частных интересов.
Согласно данным бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2012 года у общества имеются основные средства в размере 14 704 858 тыс. руб., запасы – 1 200 354 тыс. руб.
Кроме того, в соответствии со ст. 94 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем предоставлено встречное обеспечение в виде подлинной банковской гарантии ОАО «ГАЗПРОМБАНК» № 4207ГА/12-Р от 17.05.2012 № НЧ-55/3914 на сумму 39 814 412 руб., что составляет более 50 % от доначисленной по оспариваемому решению суммы, со сроком действия до 01.05.2013.
Поэтому в случае отказа судом в удовлетворении заявленных требований интересы государства не будут ущемлены, т.к. согласно ст. 386 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после вступления в силу решения суда денежных средств заявителя на расчетном счете будет недостаточно, банк обязан выплатить недостающую сумму в доход государства.
Руководствуясь ст.ст. 90-96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Приостановить действие решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Московской области от 28.02.2012 № 07-30/13 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 78 067 475 руб., запретив налоговому органу совершать любые
действия, направленные на принудительное исполнение указанного решения.
Определение может быть обжаловано в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья | Г.А. Карпова |
14363780633
2
3
4
5
6
7
8