ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А40-81931/15 от 29.06.2015 АС города Москвы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

г. Москва                                                                                        Дело № А40- 81931/2015

29 июня 2015 года

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Сизовой О.В., (шифр судьи 84-668)

рассмотрев в порядке упрощенного производства (глава 29 АПК РФ) дело

по заявлению: ОАО «Детский мир»

к ответчику/заинтересованному лицу: Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии

о признании незаконным и отмене постановления № 04-0147 пл.в-пс/0225-2015 от 16 апреля 2015 года о назначении  административного наказания по делу.

без вызова сторон,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Детский мир» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии № 04-01477 пл.в-пс/0225-2015 от 16 апреля 2015 года о привлечении к административной ответственности по  ст. 8.1 КоАП г.Москвы в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой    29 АПК РФ.

Рассмотрев материалы настоящего дела, суд приходит к выводу о неподведомственности настоящего спора Арбитражному суду г.Москвы по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу действия части 2 статьи 207 указанного Кодекса производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.

Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.

Оспариваемым постановлением административного органа № 04-0147 пл.в-пс/0225-2015 от 16 апреля 2015 года общество привлечено к административной ответственности по ст. 8.1  КоАП  РФ.

В соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 8.1 включена в главу 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" КоАП Российской Федерации.

Диспозицией названной статьи установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Анализ взаимосвязанных положений статей 3, 11, 12 и 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 29 и 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", нарушение требований которых вменено Обществу, позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что правовая норма, предусматривающая состав указанного выше административного правонарушения, имеет объектом посягательства установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования общественных отношений по соблюдению экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

В рассматриваемом случае привлечение к административной ответственности связано не с осуществлением Обществом предпринимательской деятельности (финансирование строительства и последующая эксплуатация магистральных нефтепроводов), а с необходимостью соблюдения экологических требований в области охраны окружающей среды, в том числе, и при эксплуатации такого объекта капитального строительства как магистральный нефтепровод (такая обязанность возложена на любое лицо вне зависимости от характера осуществляемой им деятельности).

Таким образом, статья 8.1 КоАП Российской Федерации направлена на охрану правоотношений в области соблюдения экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, следовательно, и на соблюдение действующего законодательства в области охраны окружающей среды, в связи с чем дело об оспаривании постановления N 05-098/2014 от 23 декабря 2014 года о назначении административного наказания неподведомственно арбитражному суду.

Более того, в соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, жалобы юридических лиц на постановления административных органов о привлечении к административной ответственности за нарушение действующего законодательства в области охраны окружающей среды в любом случае подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции.

Таким образом, независимо от субъектного состава спора, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, в частности, в связи с нарушением правил в области благоустройства территории,  подведомственны суду общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах,  спор не имеет экономического характера, не связан с предпринимательской деятельностью и не относится к специальной подведомственности, предусмотренной ст.33 АПК РФ,  в связи с чем, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 150 п.1 ч. 1, 151, 159, 184, 207 АПК РФ, суд

                                                  О П Р Е Д Е Л И Л:

Прекратить производство по делу № А40-81931/2015 (84-668) по заявлению ОАО «Детский мир» о признании незаконным и отмене постановлений Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании незаконным и отмене постановления №04-0147 пл.в-пс/0225-2015 от 16.04.2015 года о назначении административного наказания.

Определение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

СУДЬЯ:                                                                                                      О. В. Сизова