Арбитражный суд Московской области
107053, 107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о процессуальном правопреемстве
Резолютивная часть определения объявлена 16 апреля 2019 года
Полный текст определения изготовлен 17 мая 2019 года
Арбитражный суд в составе судьи Дубровской Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовым Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Алион» о процессуальном правопреемстве по делу № А41-10401/18,
при участии в судебном заседании лиц, согласно протоколу судебного заседания от 16 апреля 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алион" (ООО "Алион") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области (далее Администрация) о взыскании задолженности по Муниципальному контракту № Ф.2017.412387 от 25 сентября 2017 года в размере 3345960 рублей 36 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в размере 31259 рублей 52 копеек за период с 26 декабря 2017 года по 07 февраля 2018 года.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу заявленных требований, от Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области поступило встречное исковое заявление о взыскании суммы фиксированного штрафа в размере 308340 рублей 09 копеек по Муниципальном контракту № Ф.2017.412387 от 25 сентября 2017 года, неустойки 67125 рублей.
Встречное исковое заявление принято к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2018 года первоначальный иск удовлетворен. Суд первой инстанции взыскал с Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Алион" задолженность в размере 3345960 рублей 36 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами 31259 рублей 52 копейки, а всего 3377219 рублей 88 копеек.
Встречный иск удовлетворен частично. Суд первой инстанции взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Алион" в пользу администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области штраф в размере 308340 рублей 09 копеек. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.
Судом первой инстанции произведен зачет взаимных требований. Суд первой инстанции окончательно взыскал Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области в пользу общества с ограниченной
ответственностью "Алион" задолженность в размере 3068879 рублей 79 копеек.
Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции в части удовлетворения первоначального иска отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 3 октября 2018 года решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2018 года по делу № А41- 10401/18 в обжалуемой части оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 декабря 2018 года решение Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2018 года по делу № А41-10401/2018 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
В адрес Арбитражного суда Московской области от общества с ограниченной ответственностью «Алион» поступило заявление о замене ответчика (должника) по делу № А41- 10401/2018 с Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района (ИНН <***>, ОГРН <***>) на его правопреемника Администрацию Коломенского городского округа Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>).
Представитель заявителя в судебное заседание явился, заявление поддержал, просил произвести процессуальную замену ответчика (должника), изложил суду доводы.
Представитель Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района в судебное заседание явился, по заявлению возражал, представил отзыв на заявление, в соответствии с которым указано, что для организаций, находящихся в стадии ликвидации, законодательством предусмотрен специальный порядок погашения задолженности, в том числе признанной вступившим в законную силу решением суда.
Также ответчик в отзыве указал на то, что на момент рассмотрения заявления о процессуальном правопреемстве Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района находится в стадии ликвидации, сведений о прекращении его деятельности и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц не имеется, в связи с чем, возложенные на должника решением суда по настоящему делу обязанности по выплате задолженности не могут быть переданы иному, вновь образованному юридическому лицу.
Ввиду изложенного ответчик полагает, что данные обстоятельства не являются основанием для осуществления процессуального правопреемства в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Между тем суд отмечает, что, основываясь на положениях статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), определяющей последствия ликвидации юридических лиц, следует учитывать наличие специальной нормы, содержащейся в части 10 статьи 85 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ), регулирующей вопросы правопреемства при преобразовании муниципальных образований.
В части 10 статьи 85 Закона № 131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных
образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 13 Закона N 131-ФЗ).
Основанием поданного заявления явились обстоятельства того, что Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района находится в стадии ликвидации, правопреемником является Администрация Коломенского городского округа Московской области.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Соответственно, исходя из положений данной нормы права, основанием процессуального правопреемства является правопреемство в материальном правоотношении.
В силу пункта 3 статьи 49 ГК правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.
Согласно части 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Суд, исследовав представленные заявителем выписки из единого государственного реестра юридических лиц, учитывая Закон Московской области от 06 апреля 2017 года № 36/2017-ОЗ "О преобразовании городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевское Коломенского муниципального района, сельского поселения Биорковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" (принят постановлением Мособлдумы от 23.03.2017 № 42/19-П), Решение Совета депутатов Коломенского городского округа № 88 от 28 ноября 2017 года "Об утверждении Положения об Администрации Коломенского городского округа Московской области", Решение Совета депутатов сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района № 100/28/28с от 20 июля 2017 года "О ликвидации Администрации сельского поселения Хорошовское", Решение Совета депутатов Коломенского городского округа № 86 от 28 ноября 2017 года "О создании Администрации Коломенского городского округа Московской области", установил, что Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района находится в стадии ликвидации.
Порядок ликвидации юридического лица и предъявление к нему требований кредитора регулируется статьями 61 - 64.1 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 63 ГК РФ, ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном
законом о государственной регистрации юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что в правоотношениях, возникших из Муниципального контракта № Ф.2017.412387 от 25 сентября 2017 года Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района выступила в качестве муниципального заказчика от имени, в интересах и для нужд Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района, являющегося публично- правовым образованием, осуществляющим предусмотренные Законом № 131-ФЗ функции.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 августа 2018 года в пользу заявителя с Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области взыскана задолженность в размере 3068879 рублей 79 копеек.
Таким образом, Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области по делу № А41-10401/2018 несет на себе обязательства не как юридическое лицо, а как орган местного самоуправления, осуществляющего распоряжение и управление муниципальной собственностью и являющимся получателем (главным распорядителем) бюджетных средств, поскольку взысканная сумма подлежит уплате за счет средств местного бюджета, а не за счет имущества, принадлежащего органу местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным распорядителем бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) является, в том числе, орган местного самоуправления, имеющее право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом. Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган местного самоуправления, имеющий право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
До урегулирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.
В силу части 6 статьи 4 вышеуказанного Закона от 06 апреля 2017 года № 36/2017-ОЗ, со дня формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа прекращаются полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц городского округа Коломна, городского поселения Пески Коломенского муниципального района, сельского поселения Акатьевское Коломенского муниципального района, сельского поселения
Биорковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Заруденское Коломенского муниципального района, сельского поселения Непецинское Коломенского муниципального района, сельского поселения Пестриковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Проводниковское Коломенского муниципального района, сельского поселения Радужное Коломенского муниципального района и сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района и Коломенского муниципального района.
Частью 1 статьи 6 Закона от 06 апреля 2017 года № 36/2017-ОЗ предусмотрено, что полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах преобразуемых муниципальных образований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и их исполнением до даты формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа осуществляют органы местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований.
С момента формирования органов местного самоуправления Коломенского городского округа полномочия, связанные с внесением изменений в решения о местных бюджетах преобразуемых муниципальных образований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов и их исполнением до конца 2017 года осуществляют органы местного самоуправления Коломенского городского округа раздельно по каждому преобразуемому муниципальному образованию в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом в части 2 данной статьи содержится условие о том, что с 2018 года в межбюджетных отношениях с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации бюджет Коломенского городского округа учитывается как бюджет единой территории.
Именно со дня формирования (создания) данного органа местного самоуправления он является правопреемником органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции, на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
При этом внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности ликвидируемого органа местного самоуправления не имеет отношение к вопросу о правопреемстве, так как произошло выбытие стороны (ответчика) по настоящему делу.
Согласно части 3 статьи 48 АПК РФ, для правопреемника все действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник заменил.
Пунктом 1.8 Положения об Администрации Коломенского городского округа Московской области установлено, что Администрации Коломенского городского округа является правопреемником Администраций преобразованных муниципальных образований согласно положений Закона от 06 апреля 2017 года № 36/2017-ОЗ.
Исходя из вышеизложенного, материалами дела подтверждено, что Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района прекратило существование в связи с объединением на основании статьи 13 Закона № 131-ФЗ территорий муниципальных образований, входящих в состав Коломенского городского округа Московской области, с образованием нового муниципального образования - Администрации Коломенского городского округа Московской области.
Таким образом, в силу закона вновь образованное муниципальное образование является правопреемником по обязательствам, возникшим у сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района в связи с заключением в лице Администрация сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района вышеуказанного муниципального контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену данной стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на
любой стадии арбитражного процесса.
При этом необходимым условием процессуального правопреемства должна являться замена стороны в материальном правоотношении, то есть процессуальное правопреемство означает переход процессуальных прав и обязанностей от одного субъекта соответствующего материального правоотношения к другому, что влечет занятие правопреемником процессуального статуса правопредшественника.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявитель представил в материалы дела доказательства, подтверждающие, выбытие ответчика по настоящему делу из правоотношения, установленного решением суда по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым произвести замену Администрации сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области а на Администрацию Коломенского городского округа Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; находящуюся по адресу: 140407, Московская область, город Коломна, площадь Советская, дом 1, кабинет 514).
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 17.36 «Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)", утвержденной Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013г. № 100 при описках, арифметических ошибках, процессуальном правопреемстве, смене наименования и т.д. действует ранее выданный исполнительный лист с учетом соответствующего судебного акта арбитражного суда о внесенных изменениях. Новый исполнительный лист не выдается. При этом судебный акт, содержащий изменения, вносимые в исполнительный лист, подписывается судьей, председательствующим в судебном заседании, и заверяется гербовой печатью суда.
Руководствуясь статьями 48, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Заявление удовлетворить.
Заменить ответчика Администрацию сельского поселения Хорошовское Коломенского муниципального района Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) на Администрацию Коломенского городского округа Московской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 140407, Московская область, город Коломна, площадь Советская, дом 1, кабинет 514).
Определение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня вынесения.
Судья Е.В. Дубровская