ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А41-13969/19 от 16.04.2019 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области
 107053, 107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о процессуальном правопреемстве

Резолютивная часть объявлена 16.04.2019

Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи Е.М. Новиковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Т.И. Поповой,
рассматривая в открытом судебном заседании дело

по иску ООО "ПРОЕКТ ПОЛЮС" (ИНН 7736219281, ОГРН 1037739019966) к  АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ  КРАСКОВО ЛЮБЕРЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  (ИНН 5027036797, ОГРН 1025003213652) о взыскании 

при участии – согласно протоколу

УСТАНОВИЛ:

ООО "ПРОЕКТ ПОЛЮС" (истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации  муниципального образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской  области (ответчик) о взыскании, с учетом увеличения исковых требований, принятых судом в  порядке ст.49 АПК РФ, 992 538, 85 руб. процентов за пользование чужими денежными  средствами за период с 20.02.2019 по 18.03.2019. 

В судебном заседании представителем Администрацию муниципального образования  городской округ Люберцы Московской области заявлено письменное ходатайство о  процессуальном правопреемстве на стороне ответчика с Администрации муниципального  образования городского поселения Красково Люберецкого района Московской области  заменена на Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы  Московской области. 

Представитель истца возражал против удовлетворения ходатайства.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его подлежащим удовлетворению по  следующим основаниям. 

Согласно Закону Московской области от 28.12.2016 № 183/2016 «Об организации местного  самоуправления на территории Люберецкого муниципального района» объединены территории  городского поселения Красково, городского поселения Люберцы, городского поселения  Малаховка, городского поселения Октябрьский, городского поселения Томилино без изменения  границ территории Люберецкого муниципального района. 

Городское поселение, образованное путем вышеуказанного изменения состава территории  Люберецкого муниципального района, наделено статусом городского округа. 

Законом Московской области от 21.04.2017 № 56/2017-03 определены границы городского  округа Люберцы. 

Решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от  04.05.2017 № 31/4 избран Глава городского округа Люберцы. 


Решением Совета депутатов городского округа Люберцы Московской области от  07.06.2017 № 52/7 разрешен вопрос правопреемства органов местного самоуправления. 

Согласно п. 1 вышеуказанного решения Совета депутатов органы местного самоуправления  городского округа Люберцы в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками  органов местного самоуправления Люберецкого муниципального района и городских поселений  Люберцы, Красково, Малаховка, Томилино, Октябрьский в отношениях с органами  государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими  лицами. 

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы  местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые  представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными  полномочиями по решению вопросов местного значения. 

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов  местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования,  глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования,  иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные  уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению  вопросов местного значения. 

Как следует из содержания упомянутых нормативных правовых актов, субъектом  материально-правовых отношений, является публично-правовое образование (муниципальный  район, наделенный на основании Закона Московской области статусом городского округа), от  имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы местного  самоуправления. 

При таких обстоятельствах, то обстоятельство, что ликвидация Администрации городского  поселения Красково Люберецкого района Московской области не завершена и в ЕГРЮЛ в  настоящее время запись о ликвидации администрации городского поселения Красково  Люберецкого района Московской области не внесена, не имеет правового значения. 

Интересы публично-правового образования - городского округа Люберцы Московской  области (муниципального района, наделенного на основании Закона Московской области  статусом городского округа) в настоящем деле представляет Администрация муниципального  образования городской округ Люберцы Московской области. 

Представление интересов городского округа Люберцы Московской области (как публично- правового образования) Администрацией городского поселения Красково Люберецкого района  Московской области невозможно, поскольку полномочия Администрации городского поселения  Красково Люберецкого района Московской области, как органа местного самоуправления,  прекращены, Администрация городского поселения Красково Люберецкого района Московской  области не выступает главным распорядителем средств местного бюджета. 

Кроме того, на основании подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ,  Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения  арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» от имени  муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному  образованию о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов  местного самоуправления, выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального  образования. 

В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых  вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации»  указано, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени Российской  Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о  возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием)  государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих 


органов выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие  которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса. 

При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует  исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося  соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению  спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству  должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ как главный  распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового  образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства. 

В том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным  распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений,  утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному  органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования  надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент  рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие  полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично- правового образования. 

Согласно статье 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в  случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного  суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга,  смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд  производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.  Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса. Для правопреемника все  действия, совершенные в арбитражном процессе до вступления правопреемника в дело,  обязательны в той мере, в какой они были обязательны для лица, которое правопреемник  заменил. 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.48, 184-186 АПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Произвести процессуальную замену ответчика Администрацию муниципального  образования городское поселение Красково Люберецкого муниципального района Московской  области на Администрацию муниципального образования городской округ Люберцы  Московской области. 

Определение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в  месячный срок. 

Судья  Е.М. Новикова