ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А41-36436/21 от 29.06.2021 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

  053 , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/ 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва

30 июля 2021 года                                                                                           Дело № А41-36436/21

Резолютивная часть определения оглашена 29 июня 2021 года;

Определение в полном объеме изготовлено: 30 июля 2021года.

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Петропавловской Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.Л. Евдокимовой., рассматривает в судебном заседании дело по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ЩЕЛКОВСКИЙ БИОКОМБИНАТ" (141142, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ ГОРОД, БИОКОМБИНАТА ПОСЕЛОК, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 27.09.2002, ИНН: <***>,)  к СОВЕТУ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ (141150, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 02.06.2006, ИНН: <***>)

о признании решения от 17.02.2021 №2/1 в части недействительным, об обязании внести изменения

При участии в судебном заседании согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ЩЕЛКОВСКИЙ БИОКОМБИНАТ" (далее – "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к СОВЕТУ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ (далее – "заинтересованное лицо") о признании решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 17.02.2021 № 2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области» в части указания в таблице 2.3.1 «Санитарно-защитные зоны предприятий и иных объектов городского округа Лосино-Петровский (существующие)», пункта 2.3 Санитарно-защитные зоны, гигиенические разрывы, раздела 2. Охрана окружающей среды, том II Охрана окружающей среды информацию о Федеральном казенном предприятии «Щелковский биокомбинат» (Планировочный район Анискинский) недействительной; признании решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 17.02.2021 № 2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области» в части указания на карте функциональных зон муниципального образования (лист 3. Положение о

территориальном планировании) о прохождении автодороги «Пушкино – Ивантеевка - Фрязино - Щёлково - Лосино-Петровский - М-7 «Волга», обхода п.п. Чкаловский и Свердловский по территории земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:76 недействительным; обязании Совет депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский внести соответствующие изменения.

Определением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2021 года указанное заявление принято судом к производству.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, оценив все представленные в материалы дела письменные доказательства, суд считает, что настоящее дело подлежит передачи в Московский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

На основании части  6 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке документов территориального планирования также должны учитываться и положения о территориальном планировании, содержащиеся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.      

           В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются генеральные планы городских округов.

           В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа. Генеральный план содержит:

1) положение о территориальном планировании;

2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.

           В силу части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 настоящей статьи, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 указанной статьи).

В соответствии с ч. 21 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Как указывает заявитель в своем заявлении решением Совета депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 17.02.2021 № 2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области» утверждено внесение изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области.

Посчитав, что принятое решение нарушает права и законные интересы ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЕ "ЩЕЛКОВСКИЙ БИОКОМБИНАТ", оно обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в соответствующей части.

Согласно подпункту 1 статьи 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

В соответствии со статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании действий, решений, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Поскольку в рассматриваемом случае заявитель в качестве способа защиты нарушенного права, со ссылкой на статьи 198, 199 АПК РФ, избрал признание недействительным решения Совета депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 17.02.2021 № 2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области», при рассмотрении данного спора суд должен руководствоваться главой 24 АПК РФ, устанавливающей порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, и, прежде всего установить, является ли обжалуемый документ ненормативным правовым актом.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Так, следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, Российской Федерации).

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы 21 КАС РФ, главы 23 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

           Согласно части 12.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в случаях, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, осуществляют проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение двадцати рабочих дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решение о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по такой документации, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 46 настоящего Кодекса, об утверждении такой документации или о направлении ее на доработку.

Кроме того, норма части 4 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет правовой статус документов территориального планирования, включающий их обязательный характер для соответствующих органов власти, а также обязательное соответствие содержанию документов территориального планирования Российской Федерации.

Согласно дефиниции, содержащейся в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Исходя из системного толкования пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 и Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II, существенные признаки нормативного правового акта проявляются в его содержании:

- устанавливает новую норму права (правило поведения), изменяет или отменяет действующую норму права, тем самым регулируя общественные отношения;

- является общеобязательным;

- адресован неопределенному кругу лиц;

- рассчитан на многократное применение (причем он может носить временный характер, но не должен быть связан с регулированием конкретного правоотношения).

Решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 17.02.2021 № 2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области» отвечает признакам нормативного правового акта, поскольку издано в установленном порядке компетентным органом местного самоуправления, официально опубликовано, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.

Следовательно, указанное решение также будет носить нормативно-правовой характер.

          В соответствии с частью 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченными органами местного самоуправления принимаются решения о подготовке документации по планировке территории, а также обеспечивается ее подготовка.

Таким образом, ввиду общих начал нормотворчества, принимая о внимание, что указанное решение направлено на изменение действующей нормы права, обязательно для неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что Решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 17.02.2021 № 2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области»  является нормативным правовым актом.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.1 АПК РФ, части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

- об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

- об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с АПК РФ отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, исходя из совокупности установленных фактических обстоятельств спора, поскольку судом установлено, что Решение Совета депутатов муниципального образования городской округ Лосино-Петровский от 17.02.2021 № 2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области» является нормативно-правовым актом, требования ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ЩЕЛКОВСКИЙ БИОКОМБИНАТ неподведомственны арбитражному суду, соответственно, производство по делу подлежит прекращению на основании пп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 39, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный  суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Передать дело Арбитражного суда Московской области № А41-38436/21 по заявлению ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ЩЕЛКОВСКИЙ БИОКОМБИНАТ к СОВЕТУ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛОСИНО-ПЕТРОВСКИЙ о признании недействительным в части решения от 17.02.2021 №2/1 «О внесении изменений в генеральный план городского округа Лосино-Петровский Московской области» в Московский областной суд (143402, Московская область, Красногорский район, п/о «Красногорск-2», МКАД 65-66 км) для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Определение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья                                                                               Ю.С. Петропавловская