Арбитражный суд Московской области
http://asmo.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности
г. Москва Дело № А41-64340/15
«09» сентября 2019 года
Резолютивная часть определения объявлена «18» июля 2019 г. Определение в полном объеме изготовлено «09» сентября 2019 г.
Арбитражный суд Московской области
в составе: судья Торосян М. Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Салимовым Э. А.,
рассмотрев в судебном заседании по делу о несостоятельности (банкротстве) ООО «РУК ФАВОРИТ» заявление ООО «ЭКОИНФОРМСИСТЕМЫ» о привлечении Администрации г.о. Рошаль и ФИО1 к субсидиарной ответственности по обязательствам должника,
при участии в заседании: согласно протоколу,
установил:
Решением Арбитражного суда Московской области от 14.12.2015 г. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ РОШАЛЬСКАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ «ФАВОРИТ» (ООО РУК «ФАВОРИТ») (ИНН <***>, ОГРН <***>) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на 6 месяцев, до 07.06.2016 г., конкурсным управляющим должника утвержден член НП «МСК СРО ПАУ «СОДРУЖЕСТВО» ФИО2.
Сообщение об открытии конкурсного производства опубликовано в газете «Коммерсантъ» от 26.12.2015 г. № 240.
Срок конкурсного производства в отношении должника неоднократно продлевался и последним определением суда от 05.03.2019 г. был продлен на 6 месяцев, до 07.09.2019 г.
ООО «ЭКОИНФОРМСИСТЕМЫ» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении Администрации г.о. Рошаль и ФИО1 к субсидиарной ответственности.
В обоснование заявления заявитель ссылается на положения ст.ст. 61.10, 61.11, 61.12, 61.16 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), утверждая, что действиями (бездействием) указанных лиц предприятие было доведено до банкротства.
Ответчики с доводами, изложенными в заявлении, не согласились, представили письменные отзывы на заявление, в которых указали, что в их действиях отсутствуют правовые основания для привлечения к субсидиарной ответственности.
Согласно ст. 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее АПК РФ), с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, в отзывах на него, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.
Обстоятельства, которые послужили основанием для подачи заявления о привлечении вышеуказанных лиц к субсидиарной ответственности, возникли в 2010-2011 гг.
Дело о несостоятельности ООО «РУК ФАВОРИТ» было возбуждено по заявлению ООО «Инвестгазпром» 21.08.2015г.
Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в частности изложенных в постановлениях от 22.04.2014 г. № 12-П и от 15.02.2016 № 3-П, преобразование отношения в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки общему (основному) принципу действия закона во времени, нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный принцип имеет своей целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его действий; только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу, либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм.
Федеральным законом от 29.07.2017 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Закон о банкротстве дополнен главой III.2 «Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве».
Согласно п.3 ст. 4 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрение заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, предусмотренной ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), которые поданы с 1 июля 2017 г., производится по правилам Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона).
По смыслу п.2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.04.2010 г. № 137 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 28.04.2009 г. № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также исходя из общих правил о действии закона во времени (п.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации) положения Закона о банкротстве в редакции Закона № 266-ФЗ о субсидиарной ответственности соответствующих лиц по обязательствам должника применяются, если обстоятельства, являющиеся основанием для их привлечения к такой ответственности (например, дача контролирующим лицом указаний должнику, одобрение контролирующим лицом или совершение им от имени должника сделки), имели место после дня вступления в силу Закона № 266-ФЗ.
Если же данные обстоятельства имели место до дня вступления в силу Закона № 266-ФЗ, то применению подлежат положения о субсидиарной ответственности по обязательствам должника Закона о банкротстве в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 266-ФЗ, независимо от даты возбуждения производства по делу о банкротстве.
Однако предусмотренные Законом о банкротстве в редакции Закона № 266-ФЗ процессуальные нормы о порядке рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности подлежат применению судами после 01.07.2017 г. независимо от даты, когда имели место упомянутые обстоятельства или было возбуждено производство по делу о банкротстве.
Поскольку период, когда имели место обстоятельства, вменяемые отвечающим по заявлению лицам, имели место до введения в действие вышеуказанных изменений Закона о банкротстве, их ответственность при рассмотрении настоящего спора регулируется положениями ст. ст. 9, 10 Закона о банкротстве в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ, несмотря на то, что ст. 10 Закона о банкротстве с 30.07.2017 г. утратила силу.
Аналогичный подход к определению редакции Закона о банкротстве, которая подлежит применению к отношениям по субсидиарной ответственности, возникшим до внесения в него изменений, отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.08.2018 г. № 308-ЭС17-6757(2,3), который в частности указал, что поскольку субсидиарная ответственность по своей правовой природе является разновидностью ответственности гражданско-правовой, материально-правовые нормы о порядке привлечения к данной ответственности применяются на момент совершения вменяемых ответчикам действий (возникновения обстоятельств, являющихся основанием для их привлечения к ответственности).
При этом, согласно ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Этот принцип является общеправовым и универсальным, в связи с чем, акты, в том числе изменяющие ответственность или порядок привлечения к ней (круг потенциально ответственных лиц, состав правонарушения и размер ответственности), должны соответствовать конституционным правилам действия правовых норм во времени.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в настоящем случае к положения главы III.2 Закона о банкротстве в части определения оснований для привлечения указанных конкурсным управляющим лиц к субсидиарной ответственности применению не подлежат.
В ст. 2 Закона о банкротстве, в редакции в ред. Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ, указано, что контролирующее должника лицо – это лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем два года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом (в частности, контролирующим должника лицом могут быть признаны члены ликвидационной комиссии, лицо, которое в силу полномочия, основанного на доверенности, нормативном правовом акте, специального полномочия могло совершать сделки от имени должника, лицо, которое имело право распоряжаться пятьюдесятью и более процентами голосующих акций акционерного общества или более чем половиной долей уставного капитала общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью).
Доказательств того, что выбранные заявителем в качестве лиц, отвечающих по заявленным требованиям, Администрация г.о. Рошаль и ФИО1 являются контролирующими по отношению к должнику в смысле указанной нормы Закона о банкротстве в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Ссылка заявителя на протоколы заседания Штаба ЧС, а также протоколы оперативных совещаний такими доказательствами не являются.
При таких обстоятельствах арбитражный суд признает заявление о привлечении к субсидиарной ответственности необоснованным и отказывает в его удовлетворении.
Руководствуясь ст. ст. 184-185, 176, 223 АПК РФ, ст. 61.16 Закона о банкротстве, Арбитражный суд Московской области
определил:
В удовлетворении заявления отказать.
Определение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его вынесения.
Судья М. Г. Торосян