ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А41-68524/17 от 11.04.2018 АС Московской области

Арбитражный суд Московской области

107053, , проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва

http://asmo.arbitr.ru/

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отказе во включении в реестр требований кредиторов

г.Москва

26 апреля 2018 года Дело №А41-68524/17

Резолютивная часть определения объявлена 11 апреля 2018 года

Полный текст определения изготовлен 26 апреля 2018 года

Арбитражный суд Московской области в составе судьи Левченко Ю.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Свешниковым П.А.,

рассмотрев требование Межрайонной ИФНС России №2 по Московской области к ФИО1 о включении в реестр требований кредиторов должника,

при участии в заседании – согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Московской области от 22.10.2017 по делу №А41-68524/17 ФИО1 (141076, <...>) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества.

Финансовым управляющим утверждена ФИО2.

Сообщение об открытии в отношении должника процедуры банкротства опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 02.12.2017 №225.

В порядке ст.213.24 и ст.100 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве) заявитель обратился с требованием о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 129 788, 51 руб., из которых: 107 100 руб. – транспортный налог, 15 966,52 руб. – пени обеспеченную мерами принудительного взыскания, с учетом принятых судом уточнений в порядке стать 49 АПК РФ.

От должника и от финансового управляющего поступили письменные возражения относительно заявленных требований.

В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.

Исследовав и оценив в порядке ст.71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ст.223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Из положений п.5 ст. 213.24 Закона о банкротстве следует, что в ходе процедуры реализации имущества гражданина требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст.100 настоящего Федерального закона.

По смыслу ст. 100 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить должнику свои требования, подтвержденные судебным актом или иными подтверждающими обоснованность этих требований документами.

Как следует из материалов дела, требования налогового органа основаны на неисполнении должником обязательств по уплате обязательных платежей по требованиям от 24.11.2014 №31255, от 08.10.2015 №27254, от 27.06.2015 №23468, 29.11.2015 №40637, 20.11.2016 №14948, 28.11.2016 №18067, 09.02.2017 №1848, на сумму 191 817,95 руб. из которых: 165 444 руб. – налог, 26 373,95 руб. пени.

30.08.2017 должником погашена задолженность в размере 6 582 руб., а также налоговым органом произведено частичное списание денежных средств, в связи с чем остаток задолженности составляет 62 487,93 руб. (пени).

Кроме того, в связи с неуплатой единого налога, у должника числится задолженность в размере 162,23 – пени.

В силу ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

Как разъяснено в п.26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 №35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве", при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Вместе с тем, как установлено по акту задолженности, учитываемая налоговым органом по Должнику, составляет по состоянию на 31.01.2016 -
119 544 руб. - недоимка по транспортному налогу и 12 509.08 руб. - пени.

Указанная задолженность сложилась следующим образом:

По состоянию на 31.01.2015 - 58 344 руб. - недоимка по транспортному налогу и 3 850,08 руб. - пени (за период с 01.01.15 по 30.01.15).

По состоянию на 31.01.2014 - 65 894,66 руб. - недоимка по транспортному налогу и 2 632,51 руб. - пени (за период с 01.01.14 по 30.01.14).

По состоянию на 31.01.2013 - 49 406,53 руб. - недоимка по транспортному налогу и 2 251,38 руб.- пени (за период с 01.01.13 по 30.01.13).

Таким образом, транспортный налог вменяется Должнику к оплате за периоды с 2012-9 мес.2015гг.

МИФНС России №2 по Московской области обратилось в Королёвский городской суд Московской области с заявлением о взыскании с ФИО1, которая сложилась в результате не уплаты транспортного налога в размере 61 200 руб., пени в размере 3 437,03 руб., всего на общую сумму
64 637,03 руб.

Решением Королёвский городской суд Московской области от 23.08.2017 по административному делу № 2а-2035/17 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Отказывая в удовлетворении административного иска, судом указано на то, что Законом Московской области от 24.11.2004 №151/2004-03 "О льготном налогообложении в Московской области" введена налоговая льгота, предоставляемая многодетным семьям, предусматривающая освобождение одного из родителей (законных представителей) в многодетной семье, имеющего удостоверение многодетной матери или многодетного отца, от уплаты налога в отношении транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы.

При этом мощность транспортного средства, по которому может предоставляться налоговая льгота, не была ограничена до ДД.ММ.ГГГГ, когда Законом Московской области были внесены изменения в ст.26.8 Закона Московской области «О льготном налогообложении в Московской области» и ограничена мощность двигателя транспортного средства, по которому предоставляется эта льгота.

Абзацем вторым пункта 4 статьи 268 Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области" льготы, установленные этой статьей, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего статус заявителя в соответствии с законодательством Московской области.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что административным истцом заявлены требования о взыскании транспортного налога и пени за 2014 год, т.е. период времени когда мощность двигателя транспортного средства для предоставления льготы по налогообложению Законом Московской области не была ограничена, и ФИ02 является лицом, имеющим право на льготу по транспортному налогу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований.

Указанный судебный акт в апелляционном порядке не оспаривался, вступил в законную силу.

Также судом при рассмотрении административного иска было установлено следующее: 27.05.2015 в адрес ФИО1 налоговым органом было направлено налоговой уведомление об уплате транспортного налога за вышеназванный автомобиль за 2014 год в размере 61 200 руб., со сроком уплаты 01.10.2015.

В связи с отсутствием оплаты налога, МИФНС РФ № 2 по Московской области в адрес ФИО1 выставлено требования об уплате транспортного налога в размер 61 200 руб. и пени в размер 3 437, 03руб., со сроком уплаты 08.10.2015.

Следовательно, сумма транспортного налога за 2014г. не подлежит учету.

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2016 года). В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2016 года) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в Определении от 18.12.2003 №472-0, положения статьи 23 НК РФ во взаимосвязи с нормами подпункта 3 пункта 1 ст. 21 НК РФ предоставляют налогоплательщику возможность реализовать свое право на налоговую льготу при условии, что он представит доказательства, подтверждающие, что основания, с появлением которых законодательство о налогах и сборах связывает наличие у налогоплательщика права на налоговую льготу, действительно возникли.

Ст. 14 НК РФ определен перечень региональных налогов, к числу которых отнесен транспортный налог. Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В силу ст. 3 Закона Московской области от 16.11.2002 №129/2002-03 "О транспортном налоге в Московской области" налоговые льготы категориям налогоплательщиков предоставляются в соответствии с Законом Московской области "О льготном налогообложении в Московской области".

В силу п. 1 ст. 26.8 Закона Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", в целях настоящей статьи под многодетной семьей понимается семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.

Действие настоящей статьи распространяется на одного из родителей (законных представителей) в многодетной семье.

Как следует из удостоверения многодетной семьи г.Москвы №846 от 26.08.2009 многодетная семья из шести членов (в т.ч. четверо детей) поставлена на учет по адресу: Алтуфьевское шоссе, 1026, 13. В настоящее время регистрация по постоянному месту жительству 141076, <...>.

Согласно п. 2 ст. 26.8 указанного Закона, лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты транспортного налога в отношении следующих отдельных категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы. Налоговые льготы предоставляются не более чем по одному транспортному средству за налоговый период.

В силу п. 4 ст. 26.8 вышеназванного Закона, право на применение налоговых льгот, установленных настоящей статьей, наступает с даты возникновения статуса многодетной семьи (рождение (усыновление, установление опеки и попечительства) третьего и последующих детей).

При таких обстоятельствах ФИО1, как один из родителей, на которого зарегистрировано транспортное средство, имеет право на льготы по уплате транспортного налога лишь на период, когда в его семье имелось трое несовершеннолетних детей.

Учитывая изложенное, начисление транспортного налога не является правомерным. Что также исключает и начисление пеней.

Кроме того, следует отметить, что редакция п. 2 ст. 26.8 вышеназванного Закона указанно, что лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, освобождаются от уплаты транспортного налога, но не более чем по одному транспортному средству за налоговый период, в отношении транспортных средств с мощностью двигателя до 250 лошадиных сил (до 183,9 кВт) включительно, являющихся объектами налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы.

Действие настоящей статьи не распространяется на легковые автомобили, указанные в настоящем пункте, в отношении которых исчисление суммы транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента в соответствии с частью 2 статьи 362 НК РФ, вступает в силу с 01.01.2016 согласно норм Закона Московской области от 27.11.2015 №208/2015-03.

Таким образом, ограничение по мощности при предоставлении льгот действует на начисление налога за 2016г.

Указанное исключает правомерность начисление и налога за 2012-2015 год (в т.ч. пеней).

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 46 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно п. 1 ст. 47 НК РФ в случае, предусмотренном п. 7 ст. 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 данного Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных анализируемой статьей. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.03.05 №13592/04 по делу №А03-13136/03-3, взыскание налога - длящийся процесс.

На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму.

На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ.

Из изложенного следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.

После истечения указанного срока налоговый орган утрачивает право на любые действия, связанные со взысканием такой задолженности, то есть она становится безнадежной ко взысканию, любые действия по ее взысканию являются незаконными.

В данном случае возможность принудительного взыскания утрачена в отношении сумм задолженности 58 344 руб. - недоимка по транспортному налогу и 3 850,08 руб. - пени (за период с 01.01.15 по 30.01.15); 65 894,66 руб. - недоимка по транспортному налогу и 2 632,51 руб. - пени (за период с 01.01.14 по 30.01.14); 49 406,53 руб. - недоимка по транспортному налогу и 2 251,38 руб. - пени (за период с 01.01.13 по 30.01.13) и за 2015г.

Требование для включения его в реестр требований кредиторов должника предъявлено ФНС в арбитражный суд 02.02.2018, то есть после истечения установленных НК РФ сроков для взыскания задолженности по налогам и пеням в судебном порядке, что свидетельствует о пропуске срока давности для взыскания.

Учитывая изложенное, требование Межрайонной ИФНС России №2 по Московской области о включении в реестр требований кредиторов задолженности удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 100, 142 Федерального Закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ, ст. 184, 188, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

ОПРЕДЕЛИЛ:

В удовлетворении требования Межрайонной ИФНС России №2 по Московской области о включении в реестр требований кредиторов должника в размере 129 788, 51 руб., из которых: 107 100 руб. – транспортный налог,
15 966,52 руб. – пени отказать.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его вынесения в Десятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Московской области.

Судья Ю.А. Левченко