Арбитражный суд Московской области
107053, проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва
http://asmo.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении искового заявления без рассмотрения
г. Москва
02 декабря 2019 года Дело №А41-75492/19
Резолютивная часть вынесена 20.11.2019
Полный тест изготовлен 02.12.2019
Арбитражный суд Московской области в составе:
председательствующий судья Н.А. Кондратенко ,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савченко И.Г., рассмотрел дело по иску ПАО «МОСТОТРЕСТ»
к ГКУ МО ДДС
о внесении изменений в контракт
при участии в заседании:
от истца: представитель по доверенности № 5018-МО-90-03 от 20.12.2018 г. ФИО1 (на обозрение суда представлен подлинный диплом ДВС 1822545)
от ответчика: представитель по доверенности №63 от 14.03.2019 года ФИО2 (диплом специалиста по освоению программы специалитета по специальности Правовое обеспечение национальной безопасности, регистрационный номер 01-0083, дата выдачи 12.07.2017 года)
УСТАНОВИЛ:
ПАО «МОСТОТРЕСТ» обратилось в Арбитражный суд Московской области к ГКУ МО ДДС с требованиями о внесении изменений в контракт изменить п. 1.4. Государственного контракта № 1/2016-52 от 12.12.2016 г. на выполнение строительных работ по объекту: «Мостовой переход через р. Волга в створе ул. Вернова в г. Дубна Московской области» и изложить его в следующей редакции:
«1.4. Финансирование строительства Объекта, указанного в п. 1.1 настоящего Контракта, осуществляется за счет средств Федерального бюджета или) Дорожного фонда Московской области в соответствии с законом о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год, постановлением Правительства Московской области от 27.12.2011 № 1639/52 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Московской области» и постановлением Правительства Московской области от 25.10.2016 № 782/39 «Об утверждении государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса на 2017-2021 годы» (с учетом изменений) в следующих объемах лимитов бюджетных обязательств при условии поступления средств из Федерального бюджета и средств Дорожного фонда Московской области:
п. 2.1. Государственного контракта № 1/2016-52 от 12.12.2016 г. на выполнение строительных работ по объекту: «Мостовой переход через р. Волга в створе ул. Вернова в г. Дубна Московской области» и изложить его в следующей редакции:
«2.1 Цена Контракта составляет 9 204_256 174,76 (девять миллиардов двести четыре миллиона двести пятьдесят шесть тысяч сто семьдесят четыре) рубля 76 копеек, в том числе НДС исчисленный по ставке, установленной п.3 ст 164 НК РФ (далее - Цена Контракта), является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, в том числе НДС 18% (2016-2018гг.) в размере 1225 869 465,92 (один миллиард двести двадцать пять миллионов восемьсот шестьдесят девять тысяч четыреста шестьдесят пять) рублей 92 копейки, НДС 20% (2019г.) в размере 194 666 797,85 (сто девяносто четыре миллиона шестьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот девяносто семь) рублей 85 копейки».
Изменить Приложение 1 к Государственному контракту № 1/2016-52 от 12.12.2016 г. на выполнение строительных работ по объекту: «Мостовой переход через р. Волга в створе ул. Вернова в г. Дубна Московской области» - Ведомость объемов и стоимости работ и изложить его в редакции Приложения «Ведомость объемов и стоимости работ» к Протоколу №1 технического совещания от 25.07.2019 г. и Приложения 5.2. к настоящему исковому заявлению.
Рассмотрев материалы дела, исследовав совокупность представленных лицами, участвующими в деле, доказательств, выслушав пояснения представителей сторон, суд полагает, что исковые требования подлежат оставлению без рассмотрения в связи со следующим.
Как следует из содержания материалов дела, 12 декабря 2016 года между Государственным казенным учреждением Московской области «Дирекция дорожного строительства» и Публичным акционерным обществом «МОСТОТРЕСТ» был заключен государственный контракт № 1/2016-52 на выполнение строительных работ по объекту: Мостовой переход через р. Волга в створе ул. Вернова в г. Дубна Московской области далее - Контракт (Приложение №1). Строительство Объекта осуществляется в рамках реализации постановления Правительства Московской области от 23.08.2013 г. № 656/35 «Об утверждении государственной программы Московской области «Развитие и функционирование дорожно-транспортного комплекса».
Контракт заключен по результатам конкурса с ограниченным участием (протокол №ПР01 от 29.11.2016 г.) проведенного в соответствии с положениями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с условиями Контракта Истец принял на себя обязательства выполнить полный комплекс работ по строительству Объекта -«Мостовой переход через р. Волга в створе ул. Вернова в г. Дубна Московской области» (далее - объект строительства) в соответствии с нормами действующего законодательства и в соответствии с Проектной и Рабочей документацией, и передать результат работ Ответчику в установленные контрактом сроки.
Результатом выполненной работы по Контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и Проектной документации.
В соответствии с п. 2.1. Контракта (в редакции дополнительного соглашения №13 от 19.03.2019 г.), его цена составляет 8 762 073 962, 24 руб., в том числе НДС, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, при этом п. 2.3. Контракта допускает возможность изменения цены Контракта в сторону увеличения, но не более чем на 10%.
В ходе реализации Государственного контракта Заказчиком были внесены изменения в проектно-сметную документацию (стадия П). Измененная проектная документация получила положительное заключение Государственной экспертизы, в том числе его сметная часть, что подтверждается положительным заключением ФАУ «Главгосэкспертиза России» № в ЕГРЗ 60-1-1-3-006306-2018 от 03.12.2018 г. (Приложение №2) и положительным заключением по проверке достоверности определения сметной стоимости ГАУ МО «Московская областная государственная экспертиза» № 50-1-0165-19 от 12.03.2019 г. (Приложение №3).
Как следует из заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» № в ЕГРЗ 60-1-1-3-006306-2018 от 03.12.2018 г. в проектную документацию после проведения первичной Экспертизы внесены следующие изменения:
1. Проектная документация и результаты инженерных изысканий откорректированы в соответствии с действующими нормативными документами;
2. Представлен сводный план инженерных сетей и коммуникаций;
3. Откорректирована проектная документация в части инженерных коммуникаций;
4. Откорректирована проектная документация в части автомобильных дорог и организации движения;
5. Откорректирована проектная документация в части локальных очистных сооружений;
6. Откорректирована проектная документация в части конструктивных / решений моста через р. Волга, правобережной и левобережной эстакад и подпорных стен;
7. Откорректирована проектная документация в части инженерного оборудования мостового перехода;
8. Разработаны мероприятия по обеспечению транспортной безопасности;
9. Откорректирована проектная документация в части организации строительства;
10. Откорректирована проектная документация в части мероприятий по охране окружающей среды;
11 .Откорректирована проектная документация в части мероприятий по обеспечению пожарной безопасности линейного объекта;
12.Актуализирована проектная документация в части мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
13.Разработана система мониторинга инженерных конструкций.
В результате корректировки проектных решений изменились некоторые вилы и объемы работ, неразрывно связанные с объектом строительства, без производства которых невозможно достижение конечного результата, предусмотренного Государственным контрактом. Следует отметить, что в силу пункта 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете. Таким образом, выполнение работ по строительству Объекта в соответствии с откорректированным проектом отвечает требованиям законодательства, интересам Ответчика и направлено на исполнение обязательств Истцом по завершению строительства Объекта в установленный срок.
07.05.2019 г. Ответчиком в адрес Истца направлено письмо Исх.-1949/2019 (Приложение №4) с просьбой о внесении необходимых изменений в рабочую документацию, в связи с получением положительного заключения экспертизы по откорректированной проектно-сметной документации.
25.07.2019 г. в связи с тем, что без выполнения требований откорректированной проектной документации невозможно окончание строительства и ввод объекта в эксплуатацию, Ответчиком и Истцом было проведено техническое совещание, в результате которого подписан Протокол №1 (Приложение №5), которым стороны закрепили, что:
1. внесение изменений в проектную документацию вызвано объективными обстоятельствами не зависящими от воли сторон и направлено на достижение целей по заключенному Государственному контракту;
2. выполнение уточненных объемов и видов работ, неразрывно связанно с объектом строительства, без их выполнения невозможно завершение работ и ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем Стороны подтверждают обоснованность, необходимость и поручение их выполнения ПАО «МОСТОТРЕСТ» в рамках реализации Государственного контракта №1/216-52 от 12.12.2016г.
3. Расчет стоимости работ Подрядчика, подлежащих выполнению в рамках реализации Государственного контракта №1/216-52 от 12.12.2016г., выполнен на основании откорректированной проектно-сметной документации, получившей положительное заключение уполномоченных государственных органов и соответствующим требованиям законодательства об определении стоимости строительных работ проекно-сметным методом, с соблюдением методологии определения стоимости таких работ и составляет 9 204 256 174,76 рублей с НДС.
4. Ведомость объемов и стоимости работ (Приложение №2 Протоколу технического совещания №1 от 25.07.2019 г.) на сумму 9 204 256 174,76 рублей с НДС проверена и согласована Сторонами, в том числе представителями строительного контроля Заказчика (ООО «М-Сертификация»), проектным институтом (ОАО «Гипростроймост» - автором проектной документации), соответствует проектно-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы и учитывает уточненные виды и объемы работ, подлежащие выполнению Истцом в рамках Государственного контракта № 1/216-52 от 12.12.2016 г.
Истец делает вывод, что Протоколом технического совещания №1 от 25.07.2019 г. Ответчик подтвердил обоснованность и необходимость выполнения дополнительных видов и объемов работ в рамках реализации Государственного контракта, поручение проведения этих работ Истцу, согласовал Ведомость объемов и стоимости работ к Государственному контракту № 1/216-52 от 12.12.2016 г. При этом следует учитывать, что Протокол технического совещания фактически содержат все существенные условия дополнительного соглашения, подписаны лицами уполномоченными на подписание дополнительных соглашений к Государственному контракту, что свидетельствует о наличии согласованности воли сторон на выполнение работ Истцом в соответствии с вновь согласованной Ведомостью объемов и стоимости работ.
Согласно п. 2.3 Государственного контракта №1/2016-52 от 12.12.2016г. по предложению Заказчика возможно увеличение предусмотренного Контрактом, объёма работы не более чем на 10% или уменьшение предусмотренного Контрактом объёма выполняемой работы не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение Цены Контракта с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации пропорционально дополнительному объёму работы, исходя из установленной в контракте цены работы, но не более чем на 10% Цены Контракта. При уменьшении предусмотренных Контрактом объёма работы стороны Контракта обязаны уменьшить Цену Контракта исходя из цены работы.
Пунктом пп. б 16.1 контракта установлено, что изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон следующих случаях, если по предложению Заказчика увеличивается предусмотренный Контрактом объем работы не более чем на десять процентов пли уменьшается предусмотренный Контрактом объем выполняемой работы не более чем на десять процентов. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положении бюджетного законодательства Российской Федерации Цены Контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов Цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема работы Стороны Контракта обязаны уменьшить Цену Контракта исходя из цены единицы работы.
Согласно условиям контракта ГКУ МО ДДС обязуется выполнить в полном объеме свои обязательства, предусмотренные в других разделах контракта (4.2.19 Контракта).
По условиям контракта, а именно п. 15.1 в случае возникновения любых противоречий, претензий и разногласии, а также споров, связанных с исполнением Контракта, Стороны предпринимают усилия для урегулирования таких противоречий, претензий и разногласий в добровольном порядке с оформлением совместного протокола урегулирования споров.
Протоколом технического совещания № I ох25.07.2019 г. сторонами Контракта подтверждена объективная необходимость и обоснованность выполнения ПАО «МОСТОТРЕСТ» уточненных объемов и видов работ в рамках его реализации, т.к. без их выполнения невозможно завершение работ и ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно письму от 14.08.2019 № 3357/ю истец обратился к ответчику с указанием на то, что протоколом технического совещания № I ох25.07.2019 г. сторонами Контракта подтверждена объективная необходимость и обоснованность выполнения ПАО «МОСТОТРЕСТ» уточненных объемов и видов работ в рамках его реализации, т.к. без их выполнения невозможно завершение работ и ввод объекта в эксплуатацию.
Ведомость объемов и стоимости работ на сумму 9 204 256 174, 76 руб. проверена и согласована сторонами, в том числе представителями строительного контроля (ООО "М-Сертификация") и проектным институтом (ОАО "Гипростроймост) и учитывает уточненные виды и объемы работ, подлежащие выполнение Подрядчиком в рамках реализации Контракта.
Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии со ст. 95 ФЗ N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 2.3 Государственного контракта 1/2016-52 от 12.12.2016 года, Протоколом технического совещания № 1 от 25.07.2019 г. истец, направил ответчику для рассмотрения и подписания проект соответствующего дополнительного соглашения.
В ответе ГКУ МО ДДС №исх-3525/2019 от 15.08.2019 указано, что Порядок рассмотрения разногласий при заключении контракта установлен частью 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым в течении трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракты с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласии замечании победителя электронной процедуры.
Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного кон тракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд п. 1 статьи 763 ГК РФ).
На этапе заключения Контракта, ПАО «МОСТОТРЕСТ» не было заявлено о наличии разногласий по составу, условиям выполнения работ.
Согласно п. 1 ст. ст.432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Для договора подряда существе иными условиями признаются, в том числе, виды и объемы работ) (п. 1, ст. 432 ГК РФ)
Порядок внесении изменений в государственный контракт, в том числе изменения существенных условий государственного контракта определен ст. 95 Федеральный чакон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, виды и объем работ, а также их стоимость должны быть подтверждены и обоснованы.
Учитывая вышеизложенное, объем работ является существенным условием государственного контракта и не может быть изменен по соглашению сторон.
Таким образом, предложение ПАО «МОСТОТРЕСТ» о внесении изменений в Контракт контакту от 12.12.2016 №1/2016-52 на выполнение строительных работ по объекту: «Мостовой переход через р. Волга в створе ул. Керново в г.Дубна Московской области», не подлежит удовлетворению, согласование и подписание Заказчиком приложенного дополнительного соглашения не представляется возможным.
Истец указал, что ранее 19.03.2019 г. дополнительным соглашением № 13, стороны контракта, руководствуясь положениями пункта 2.3 и пп.1 «б» п. 16.1 увеличили цену контракта до 8 762 073 962 руб. 24 коп., то есть на 12 096 976 руб. 20 коп. с приложением №1 Ведомость объемов и стоимости работ (т.2, л.д.5 -28).
Возражений со стороны ответчика не было.
Исковые требования направлены на увеличение цены контракта на 442 182 212 руб. 50 коп.., что также не превышает 10%, установленных ограничений указанными выше пунктами.
При изложенных обстоятельствах, суд расценивает доводы, изложенные ответчиком в ответе, как злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ).
Вместе с тем, суд полагает, что данное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Под претензионным или иным досудебным порядком урегулирования спора понимается одна из форм защиты гражданских прав, которая заключается в попытке урегулирования спорных вопросов непосредственно между предполагаемыми кредитором и должником по обязательству до передачи дела в арбитражный суд.
Согласно пп. 2 п. 16.1 Контракта если цена Контракта превышает 1 млрд. руб., и его исполнение по независящим от сторон Контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Московской области.
Указанным выше протоколом совещания от 25.07.2019 г. (т.2, л.д.46-47) установлено, внесение изменений в проектную документацию вызвано объективными обстоятельствами, не зависящими от воли сторон.
Согласно п.1.4. контракта в редакции дополнительного соглашения № 13 финансирование осуществляется за счет средств Федерального бюджета и (или) Дорожного фонда Московской области в соответствии с законом о бюджете Московской области на соответствующий финансовый год.
Принимая во внимание предполагаемое значительное увеличение цены контракта на 442 182 212 руб. 50 коп. за счет средств бюджета истец не представил документальных доказательств полного досудебного порядке урегулирования спора, а именно, обращение в силу пп.2 п. 16.1 с требованием к ответчику о вынесении указанного вопроса на обсуждение Правительства Московской области или самостоятельного обращения к последнему.
Следовательно, по мнению суда, до обращения в суд истцом не использованы все механизмы изменения условий в части увеличения цены контракта им предусмотренные.
При изложенных обстоятельствах, исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. 184 АПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить исковое заявление ПАО «МОСТОТРЕСТ» к ГКУ МО ДДС о внесении изменений в Государственный контракт № 1/2016-52 от 12.12.2016 г. на выполнение строительных работ по объекту: «Мостовой переход через р. Волга в створе ул. Вернова в г. Дубна Московской области» без рассмотрения.
Вернуть ПАО «МОСТОТРЕСТ» из федерального бюджета 18 000 руб. государственной пошлины, оплаченной платежным поручением № 987 от 21.08.2019 г.
Судебный акт может быть обжалован в порядке и в сроки, установленные АПК РФ.
Судья Н.А. Кондратенко