Арбитражный суд Московской области
проспект Академика Сахарова, д. 18, г. Москва, 053
http://asmo.arbitr.ru/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
г.Москва
20 февраля 2019 года Дело №А41-91170/18
Резолютивная часть определения оглашена 19.02.2019г.
Определение в полном объеме изготовлено 20.02.2019г.
Арбитражный суд Московской области в составе
председательствующего судьи Кузьминой О.А.,
судей Петропавловской Ю.С., Семеновой А.Б..
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мяжитовой Г.Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Закрытого акционерного общества «Совхоз имени Ленина» (ИНН <***>, ОГРН <***>; юридический адрес: 142715, Московская область, Ленинский район, сельское поселение Совхоз имени Ленина, поселок совхоза им. Ленина, 19А; дата регистрации - 30.06.1995) к
Правительству Московской области (ИНН <***>, ОГРН <***>; юридический адрес: 143407, <...>; дата регистрации - 31.03.1999)
третьи лица:
- Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (123592, <...>;
Доп. адрес: 143407, <...>)
- Администрация сельского поселения совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области (ИНН <***>; адрес: 142715, Московская область, Ленинский район, сельское поселение Совхоз имени Ленина, административное здание ЗАО «Совхоз имени Ленина» №21)
- Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области (ИНН <***>; адрес: 142712, Московская область, Ленинский район, по. Горки Ленинские, Новое шоссе, 79)
- Администрация муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области (ИНН <***>; адрес6 142703, <...>)
- Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области (ИНН <***>, адрес: 143407, <...>)
доп. адрес: 143407, <...>;
- Администрация муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области (142703, <...>)
- ФИО1 (142715, <...>)
о признании недействительным проекта планировки территории
при участии: согласно протоколу,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество «Совхоз имени Ленина» обратилось в суд с заявлением к Правительству Московской области со следующими требованиями:
1. Признать недействительным проект планировки территории линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области, утверждённый Постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 № 88/5 в редакции Постановления Правительства Московской области от 18.05.2018 № 315/16:
- в части, в которой утверждённым в составе данного проекта планировки территории проектом межевания территории не предусматривается установление границ подлежащих образованию земельных участков в границах частей земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:36263, 50:21:0000000:36128, 50:21:0000000:38513, 50:21:0050208:108, 50:21:0050404:218, 50:21:0050404:225, 50:21:0060103:9, 50:21:0060103:246, 50:21:0060103:247, 50:21:0070106:64, 50:21:0070106:128, 50:21:0070106:129, 50:21:0070106:130, 50:21:0040112:503, которые находятся в границах устанавливаемых в соответствии с данным проектом планировки территории красных линий;
- в части, в которой утверждённый данным проектом планировки территории проект межевания территории устанавливает с нарушением требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ координаты границ образуемых земельных участков с условными номерами 198, 46, 82, 86, 134, 38, 142, 194, 138, 195. 162, 137, 25, 95, 111, 114, 159, 161, 156, 158, 157, 112, 154, 155, 197,198,46,82.
2. Обязать Правительство Московской области обеспечить разработку и утверждение изменений проекта планировки территории, утверждённого Постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 № 88/5 в редакции Постановления Правительства Московской области от 18.05.2018 № 315/16, в части проекта межевания территории, предусмотрев в измененном проекте межевания территории образование земельных участков в границах всех частей земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:36263, 50:21:0000000:36128, 50:21:0000000:38513, 50:21:0050208:108, 50:21:0050404:218, 50:21:0050404:225, 50:21:0060103:9, 50:21:0060103:246, 50:21:0060103:247, 50:21:0070106:64, 50:21:0070106:128, 50:21:0070106:129, 50:21:0070106:130, 50:21:0040112:503, находящихся в границах установленных ППТ красных линий.
3. Обязать Правительство Московской области обеспечить разработку и утверждение изменений проекта планировки территории, утверждённого Постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 № 88/5 в редакции Постановления Правительства Московской области от 18.05.2018 № 315/16, в части проекта межевания территории, предусмотрев в измененном проекте межевания границы подлежащих образованию земельных участков с условными номерами 198, 46, 82, 86, 134, 38, 142, 194, 138, 195. 162, 137,25,95, 111, 114, 159, 161, 156, 158, 157, 112, 154,155, 197 таким образом, чтобы образование данных земельных участков не приводило к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам.
Судебное заседание проведено в отсутствие третьих лиц Администрации сельского поселения совхоз им. Ленина Ленинского муниципального района Московской области и ФИО1, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
В ходе судебного разбирательства представитель Правительства Московской области представил суду письменное ходатайство о прекращении производства по делу на основании п.1.части 1 статьи 150 АПК РФ (т.9, л.д.30-34).
В судебном заседании 19.02.2019г. представитель Правительства Московской области поддержал данное ходатайство. Заявитель возражал. Представители третьих лиц, присутствующие в судебном заседании, поддержали позицию Правительства Московской области о прекращении производства по делу.
Заслушав мнения представителей участвующих в деле лиц по вопросу о подведомственности спора арбитражному суду, суд установил следующее.
Предметом требований по делу №А41-91170/18 является признание недействительным Постановления от 09.11.2016 № 838/39 от 09.11.2016 «Об утверждении проекта планировки территории для реконструкции автомобильной дороги МКАД-Дроздово-Беседы-МКАД на участке км. 0,0 –км.1,1 в сельском поселении Развилковское Ленинского муниципального района Московской области».
ЗАО «Совхоз имени Ленина» (далее - заявитель) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0000000:36263, 50:21:0000000:36128, 50:21:0000000:38513, 50:21:0050208:108, 50:21:0050404:218, 50:21:0050404:225, 50:21:0060103:9, 50:21:0060103:246, 50:21:0060103:247, 50:21:0070106:64, 50:21:0070106:128, 50:21:0070106:129, 50:21:0070106:130, 50:21:0040112:503.
Оспариваемым Постановлением утвержден проект планировки территории для строительства (расширения) Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области, в том числе, как указывает заявитель, и на земельных участках заявителя.
В обоснование требований о признании ППТ линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области, утверждённый Постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 № 88/5 в редакции Постановления Правительства Московской области от 18.05.2018 № 315/16 недействительным заявитель ссылается на несоответствие проекта планировки территории законодательству, главе VII.1, статье 11.3, 11.9 Земельного кодекса РФ, ст. 43 ГрК РФ, Приказу Минстроя РФ от 25.04.2017г. №742/пр.
По мнению заявителя, оспариваемый проект планировки территории в нарушение п.6 ст.11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки, образование земельных участков для размещения линейных объектов в соответствии с ППТ в границах земельных участков заявителя приводит к вкрапливанию, вклиниванию, чересполосице, невозможности рационального использования исходных земельных участков. Кроме этого заявитель указывает, что в ППТ содержатся также ошибки в площадях, местоположении изымаемых земельных участков.
Заявитель полагает, что оспариваемым актом нарушаются его права как собственника земельных участков, поскольку на основании проекта планировки территории Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры приняты распоряжения об изъятии земельных участков для государственных нужд, установлены красные линии дороги. Кроме того, нарушено право заявителя на участие в публичных слушаниях, поскольку они не проводились.
В качестве способа устранения нарушений прав заявитель предлагает обязать Правительство Московской области обеспечить разработку и утверждение изменений проекта межевания территории в отношении подлежащих образованию и последующему изъятию земельных участков.
Обращаясь в арбитражный суд с заявлением об оспаривании данного Постановления, заявитель ссылается на п.1.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013
№58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", в соответствии с которым акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
По мнению заявителя оспариваемый акт является ненормативным.
Вместе с тем, указанное заявителем в качестве основания обращения в арбитражный суд Постановление Пленума ВАС РФ не подлежит применению в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 г.
В соответствии с п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:
- издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом,
- наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных
в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
На основании части 6 статьи 9 ГрК РФ при подготовке документов территориального планирования также должны учитываться и положения о территориальном планировании, содержащиеся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с части 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 45 ГрК РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимают решение о подготовке документации
по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов регионального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) в границах субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3.2 и 4.1 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории
в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 указанной статьи).
Проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, до его утверждения подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными
на принятие решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Предметом согласования проекта планировки территории с указанными органом государственной власти или органом местного самоуправления являются предусмотренные данным проектом планировки территории границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения (часть 12.4 статьи 45 ГрК РФ).
Документация по планировке территории, которая подготовлена в целях размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения муниципального района или в целях размещения иного объекта в границах поселения, городского округа и утверждение которой осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с главой такого поселения, главой такого городского округа. Предметом согласования является соответствие планируемого размещения указанных объектов правилам землепользования и застройки в части соблюдения градостроительных регламентов (за исключением линейных объектов), установленных для территориальных зон, в границах которых планируется размещение указанных объектов, а также обеспечение сохранения фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности указанных объектов для населения (часть 12.7 статьи 45 ГрК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очерёдности планируемого развития территории.
Постановление № 315/16/31 принято в установленном порядке в пределах полномочий Правительства Московской области (часть 14 статьи 45 ГрК РФ, статья 11 Закона Московской области № 230/2005-03 «О Правительстве Московской области»), рассчитано на неоднократное применение, обязательно для неопределённого круга лиц.
Оспариваемым постановлением Правительства Московской области утверждён проект планировки территории для реконструкции линейного объекта капитального строительства - Каширского шоссе на участке км 0 - км 4,4 в Ленинском муниципальном районе Московской области.
Проект планировки территории подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, предназначенных для реконструкции вышеуказанной автомобильной дороги и объектов, связанных с его эксплуатацией.
Проект планировки территории обязателен для неопределённого круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений в сфере градостроительной деятельности.
В соответствии со статьёй 29 АПК РФ рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, кроме дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с данным Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, не относится к компетенции арбитражных судов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Пунктом 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 25.12.2018г. № 50 «О практике рассмотрения судами нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2013г. №58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел по оспариванию нормативных правовых актов признано
не подлежащим применению.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании недействительным нормативного правового акта.
Следовательно, заявление в данной части подлежит прекращению в порядке ч.1 ст.150 АПК РФ.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, в качестве восстановления нарушенных
прав заявитель также просит суд обязать Правительство Московской области обеспечить разработку и утверждение изменений проекта планировки территории, утверждённого Постановлением Правительства Московской области от 25.02.2014 № 88/5 в редакции Постановления Правительства Московской области от 18.05.2018 № 315/16 в части проекта межевания территории, предусмотрев в измененном проекте межевания территории образование земельных участков, подлежащих последующему изъятию, в границах всех частей земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, с соблюдением норм действующего законодательства.
Вместе с тем, в соответствии с ч.21 ст.45 ГрК РФ, внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.
В соответствии с ч.1 ст.9 ГрК РФ территориальное планирование направлено
на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной
и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Кроме того, норма части 3 статьи ГрК РФ определяет правовой статус документов территориального планирования, включающий их обязательный характер для соответствующих органов власти, а также обязательное соответствие содержанию документов территориального планирования Российской Федерации.
При этом внесение изменений в проект планировки территории приостановит применение утвержденной схемы планировки территории в части, подлежащей корректировке, поскольку реализация документов по планировке территории без учета решения о корректировке приведет к правовой неопределенности и нарушению принципа устойчивого развития территорий.
Таким образом, данное решение изменяет действующую норму права, такие изменения обязательны для неопределенного круга лиц, включая органы публичной власти и частных лиц.
Суд также принимает во внимание, что решение о внесении изменений в проект планировки территории направлено на внесение изменений в схему территориального планирования, утверждаемых на срок не менее чем двадцать лет (ч.10 ст.9 ГрК РФ).
Следовательно, требования заявителя об обязании Правительства Московской области обеспечить разработку и утверждение изменений проекта планировки территории также будут носить нормативно-правовой характер.
Исходя из норм градостроительного законодательства, решение о корректировке проекта планировки является правовым актом, инициирующим процедуру подготовки, согласования и утверждения документации по корректировке схемы планировки территории нормативного характера.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной
суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Таким образом, исходя из совокупности установленных фактических обстоятельств спора, производство по делу подлежит прекращению в полном объеме на основании пп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ.
На основании подп. 3 п.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем, подлежит возврату.
Руководствуясь ст.ст. 150, 151, 184, 185 АПК РФ, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу № А41-91170/18 прекратить.
Вернуть ЗАО «Совхоз имени Ленина» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 руб., уплаченную по платежному поручению №5781 от 29.10.2018г.
Определение может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ.
Председательствующий судья Кузьмина О.А.
Судья Петропавловская Ю.С.
Судья Семенова А.Б.