ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А42-1797/10 от 26.05.2011 АС Мурманской области

Арбитражный суд Мурманской области
ул. Книповича, 20, г. Мурманск, 183049
E-mail: murmansk.info@arbitr.ru
http://murmansk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта

город Мурманск

Дело № А42- 1797/2010

«26» мая 2011 года

Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Тарасова А.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дорофеевой Е.Н. рассмотрев в судебном заседании заявление Администрации сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области об отсрочке исполнения решения суда от 04.08.2010 по делу № А42-1797/2010

по иску ГОУТП «ТЭКОС»

к - Муниципальному образованию сельское поселение Ура-Губа Кольского района

Мурманской области в лице Администрации сельского поселения Ура-Губа Кольского

района Мурманской области,

- Муниципальному образованию Кольский район Мурманской области в лице

Администрации муниципального образования Кольский район

3-е лицо Муниципальное учреждение «Служба единого заказчика муниципального

образования сельское поселение Ура-Губа»

заинтересованное лицо Отделение по Кольскому району УФК по Мурманской области

о взыскании 3 701 780,54 руб.

при участии в заседании представителей

от заявителя (должника) - ФИО1, паспорт, глава с.п. (до

перерыва)

от истца

- ФИО2, паспорт, доверенность от

11.01.2011 реестр № 07/06-2011

от ответчика М.о. Кольский район – не явился, извещен надлежащим образом

от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом

от Отделения по Кольскому району УФК - не явился, извещен надлежащим образом

у с т а н о в и л :

ГОУТП «ТЭКОС» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к м.о. с.п. Ура-Губа Кольского района Мурманской области в лице Администрации в порядке субсидиарной ответственности по долгам СЕЗ о взыскании 3 701 780,54 руб., из которых 3 244 152,43 руб. основной долг за период с 01.09.2007 по 30.06.2009, 457 628,11 руб. проценты.

Решением от 04.08.2010 по делу № А42-1797/2010 Арбитражный суд Мурманской области удовлетворил требования ГОУТП «ТЭКОС» и взыскал с м.о. с.п. Ура-Губа Кольского района Мурманской области, в пользу ГОУТП «ТЭКОС» 3 701 780,54 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.


Решение суда по делу № А42-1797/2010 в суды апелляционной и кассационной инстанций не обжаловалось и таким образом в настоящее время вступило в законную силу.

После вступления в законную силу решения, Арбитражным судом Мурманской области 17.10.2010 ГОУТП «ТЭКОС» был выдан исполнительный лист № 000218160.

25.04.2011 от должника поступило заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № А42-1797/2010 сроком на три месяца.

Представитель м.о. Кольский район, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, отзыв не направил.

Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, отзыв не направил.

Представитель Отделения по Кольскому району УФК по Мурманской области извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, отзыв не направил.

С учетом мнения представителя истца, Администрации с.п. Ура-Губа, руководствуясь пунктом 2 статьи 324 АПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в отсутствие представителей м.о. Кольский район, третьего лица и Отделения по Кольскому району УФК по Мурманской области.

Представитель заявителя на удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель истца против удовлетворения заявления должника о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта возражал, просил объявить перерыв для подготовки письменного отзыва.

Суд, руководствуясь ст. 163 АПК РФ объявил перерыв до 17 ч. 00 мин. 26.05.2011.

В 17 ч. 00 мин. 26 мая 2011 года судебное заседание продолжено. В судебное заседание явился представитель истца – ФИО3, предъявивший паспорт, доверенность от 11.01.2011 реестр № 07/01-2011, представители заявителя, третьего лица, м.о. Кольский район и Отделения по Кольскому району УФК по Мурманской области не явились.

С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 156, 324 АПК РФ суд находит возможным продолжить судебное заседание в отсутствие представителей заявителя, третьего лица, м.о. Кольский район и Отделения по Кольскому району УФК по Мурманской области.

В обоснование заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 04.08.2010 сроком на три месяца, заявитель сослался на то, что в бюджете муниципального образования сельского поселения Ура-Губа не предусмотрены расходы на оплату по исполнительному листу, поступившему в Отделение по Кольскому району УФК по Мурманской области, все расходные обязательства носят целевой характер, исполнение исполнительного листа повлечет неисполнение обязательств перед поставщиками, Администрация не сможет осуществить подготовку к отопительному сезону, проведение капитального ремонта сетей, работы, связанные с благоустройством поселения, установку общедомовых приборов учета, нарушение деятельности муниципальных бюджетных учреждений культуры, собственные доходы бюджета муниципального образования сельского поселения Ура-Губа составляют 1657,0 тыс. руб., в настоящее время изыскиваются средства для погашения задолженности по исполнительному листу ГОУТП «ТЭКОС».

ГОУТП «ТЭКОС» не согласилось с предоставлением Администрации сельского поселения Ура-Губа отсрочки исполнения решения суда, указав, что с ответчика в субсидиарном порядке была взыскана задолженность по договорам на снабжение тепловой энергии в горячей воде за период сентябрь 2007-июнь 2009 года, и кроме того администрация является главным распорядителем денежных средств и формирует бюджет муниципального образования. Между тем, решение суда было вынесено 04.08.2010, поэтому администрация была обязана при утверждении бюджета на 2011 год включить в проект бюджета муниципального образования бюджетные ассигнования на исполнение действующего расходного обязательства, однако администрация не представила доказательств того, что ею были приняты меры по включению в проект бюджета муниципального образования на 2011 год ассигнования для исполнения решения суда от 04.08.2011.


Кроме того, ГОУТП «ТЭКОС» является социально-значимым предприятием, несет обязательства по бесперебойному снабжению потребителей тепловой энергией и горячим водоснабжением, в настоящее время находится в тяжелом финансовом положении, в стадии конкурсного производства, общая сумма требований, предъявленных кредиторами составляет более 2 млрд. рублей, имеет картотеку неоплаченных документов на сумму более 2 000 000 000,00 руб., предоставление отсрочки исполнения судебного акта приведет к нарушению прав не только предприятия, но конкурсных кредиторов.

В соответствии с п. 1 ст. 324 АПК РФ арбитражный суд вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта по заявлению должника при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая применяется судом, если имеются уважительные причины и неблагоприятные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного решения.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержат указаний относительно того, какие обстоятельства могут вызвать отсрочку (рассрочку) исполнения решения, а лишь устанавливает критерии их определения – обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех фактических обстоятельств дела, и с учетом соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.

Как следует из решения суда с Муниципального образования сельское поселение Ура- Губа Кольского района Мурманской области взыскана задолженность МУ «СЕЗ муниципального образования сельское поселение Ура-Губа» в сумме 3 701 780,54руб., удостоверенная исполнительным листом, в том числе в порядке процессуального правопреемства по обязательствам правопредшественника МУ «ДЕЗ Кольского района».

В соответствии с п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится согласно положениям главы 24.1 названного Кодекса.

В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 9 ст. 242.5 БК РФ).

Согласно пунктам 5 и 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.

В силу ст. 6 БК РФ бюджетные ассигнования - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

К бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Механизм исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации предполагает фактическое наличие бюджетных средств на счете местного бюджета и достаточность соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа.


При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с п. 2 ст. 83 БК РФ выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Отсутствие достаточных бюджетных ассигнований для исполнения всех денежных обязательств бюджетных учреждений и казны муниципального образования является препятствием для выделения главным распорядителем (распорядителем) средств местного бюджета в целях исполнения исполнительного документа.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О указано, что поскольку установленный действующим бюджетным законодательством порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства местных бюджетов в качестве одного из существенных условий предусматривает предельный срок удовлетворения требований взыскателя, не делая каких-либо исключений, исполнение судебного решения за пределами этого срока предполагает соблюдение правил об отсрочке и рассрочке исполнения судебного акта, закрепленных в процессуальном законодательстве (статья 324 АПК Российской Федерации).

Вопросы выбора направления расходования средств бюджета в условиях недостаточности денежных средств для решения всех вопросов местного значения в полном объеме (дефицита бюджета) относятся к исключительной компетенции представительного органа власти (ст. ст. 31, 153 БК РФ, п. 10 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").

При определении расходных полномочий муниципального образования, в том числе для расчета дотаций бюджету муниципального образования, должны учитываться расходы на исполнение судебных актов по обращению взыскания на казну муниципального образования.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

Без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах объема бюджетных ассигнований (п. 3 ст. 217 БК РФ в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ); в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете (в редакции Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 09.04.2009 № 58-ФЗ, от 28.11.2009 № 283-ФЗ).

Заявитель не представил сведений о действиях по включению соответствующих бюджетных ассигнований в решение представительного органа власти о бюджете на 2011 год, по своевременному включению расходов на исполнение судебных решений в проект бюджета на 2011 год, рассмотрение представительным органом муниципального образования вопросов о внесении изменений в решение о бюджете муниципального образования в процессе его исполнения в 2010 и в 2011 году, не доказал отсутствие возможности внесения изменений в сводную бюджетную роспись для исполнения решения о взыскании денежных средств за счет казны без изменения решения о бюджете.

Отсрочка исполнения судебного акта предоставляется при наличии у должника временных затруднений по его исполнению в целях исполнения решения суда после их устранения.

В данном случае должник заявляет об отсутствии финансовых возможностей для перераспределения бюджетных средств, внесения изменений в бюджетную роспись, необходимых для исполнения исполнительных документов на общую сумму 3 701 780,54 руб.


При отсутствии бюджетных ассигнований на 2011 год предоставление отсрочки исполнения решения сроком на три месяца лишено практического смысла.

Предоставление такой отсрочки влечет нарушения интересов взыскателя.

В удовлетворении заявления Администрации сельское поселение Ура-Губа Кольского района Мурманской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда следует отказать.

Руководствуясь статьями 184-186, 188 и 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

о п р е д е л и л :

в удовлетворении заявления Администрации сельского поселения Ура-Губа Кольского района Мурманской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Мурманской области от 04 августа 2010 года по делу № А42-1797/2010 отказать.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок со дня принятия.

Судья

А.Е.Тарасов



2

3

4

5