ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А42-460/11 от 18.02.2011 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Мурманск, 183049, ул. Книповича, 20
E-mail суда: arbsud.murmansk@polarnet.ru
http://murmansk.arbitr.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об обеспечении иска

город Мурманск

Дело № А42-460/2011

«18» февраля 2011 года

Судья Арбитражного суда Мурманской области: Евтушенко О.А. рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных технологий»

к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области

о признании частично недействительным решения от 29.10.2010г. № 55

и приложенные к заявлению документы

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных технологий» (далее - Общество, предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области (далее - Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании частично недействительным решения от 29.10.2010г. № 55.

Обществом в порядке статей 90 - 92, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлено письменное ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решения № 55 от 29.10.2010г., а также требования Инспекции № 66 от 27.01.2011г. в части взыскания налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 717 244 руб.; налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ в сумме 1 931 042 руб.; налога на добавленную стоимость в сумме 2 686 815 руб., а всего в сумме недоимки по налогам - 5 335 101 руб.; взыскания пеней по налогу на прибыль в сумме 729 761 руб., пеней по НДС - 870 119 руб., а всего пеней в сумме 1 599 880 руб., взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 529 657 руб., до вынесения судом решения по делу № А42-460/2011 и вступления его в законную силу.

В обоснование данного заявления Общество указало следующее.

Сумма доначисленных и взыскиваемых налогов, штрафов и пеней - 7,5 млн. рублей по решению № 55 от 29.10.2010г. является для Общества значительной, и ее взыскание налоговым органом в период отопительного сезона осень 2010 - весна 2011 неизбежно приведет к чрезвычайным последствиям как для ООО «ЦКТ», так и для населения и предприятий города Кандалакша, ухудшению социально-экономической ситуации в регионе.

Взыскание данной суммы приведет к возникновению сложного финансового положения, когда предприятие из-за отсутствия денежных средств будет лишено возможности осуществлять необходимые платежи (расчеты с контрагентами за топливо, материалы, плановый ремонт оборудования, теплосетей, отчисление налогов, выплата заработной платы работникам), что повлечет за собой остановку деятельности ООО «ЦКТ» в течение длительного периода времени.

В то же время, в соответствии с проектом, режим деятельности ООО «ЦКТ» - непрерывный, что обусловлено технологическими особенностями производства. По


состоянию на 16.02.2011г. на котельной ООО «ЦКТ» имеется 587 тонн топочного мазута, которое обеспечит бесперебойную работу котельной в течении 7 дней при среднесуточном расходе 80 тонн мазута.

Кроме того, ООО «ЦКТ», как промышленное предприятие, несет обязательства в соответствии с требованиями федерального законодательства о примышленной безопасности, энергетике.

Если деятельность предприятия будет остановлена, существует серьезный риск того, что эта деятельность не сможет быть возобновлена в будущем в силу технологических причин, либо это потребует значительных материально-финансовых затрат на уровне не только местного, но и регионального бюджета.

Таким образом, будет нанесен серьезный ущерб не только интересам предприятия, но и публичным интересам, и интересам третьих лиц, а именно:

1. Интересам жителей города Кандалакша, поскольку невозможность расчета с поставщиками приведет не только к проблемам производственного характера, но и не позволит произвести закупку топочного мазута, рассчитаться за уже полученное топливо с поставщиками, осуществить проведение должного технического обслуживания и планового ремонта теплосетей. Изъятие из денежного оборота ООО «ЦКТ» взыск-2011г.г., многочисленные аварии на теплосетях, то есть, приведет в конечном итоге к социальной катастрофе в городе Кандалакше;

2. Интересам федерального, регионального и местного бюджетов. Общество является крупным и добросовестным налогоплательщиком, за счет его налоговых отчислений в казну формируется значительная часть бюджетов всех уровней. В случае приостановки деятельности предприятия на длительный период значительные денежные средства, во много раз превышающие сумму доначисленных налогов по решению № 55 от 29.10.2010 г., будут потеряны для бюджетов региона и государства.

3. Интересам поставщиков, перевозчиков, энергетиков, подрядчиков и иных организаций, у которых ООО «ЦКТ» приобретает товары (работы, услуги), поскольку приостановление операций по счетам предприятия приведет к невозможности осуществлять расчеты с этими организациями. Это приведет к отказу контрагентов ООО «ЦКТ» от продажи предприятию товаров (работ, услуг).

4. Интересам трудового коллектива ООО «ЦКТ», поскольку немедленное исполнение решения налогового органа приведет к невозможности расчетов по заработной плате и иным выплатам в пользу работников, а также к свертыванию всех социальных программ предприятия.

Таким образом, указанные обстоятельства, могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации в масштабе города Кандалакши, требующей вмешательства областных и федеральных органов власти.

Общество создано для осуществления деятельности в сфере услуг жилищно- коммунального хозяйства; одним из видов деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды, а также деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей на территории муниципального образования Кандалакшского района (микрорайон Нива-3 г.Кандалакша).

В настоящий момент Кандалакшским районным судом 02.02.2011г. в отношении Общества вынесено решение об обязании создать запас основного и резервного топлива на котельной.

Таким образом, из-за несвоевременной оплаты управляющими компаниями поставленной тепловой энергии, ООО «ЦКТ» (занимается генерацией тепловой энергии) постоянно испытывает потребность в оборотных средствах.

Не принятие обеспечительных мер приведет к изданию налоговым органом следующего ненормативного документа - решения об обращении взыскания на денежные средства ООО «ЦКТ», что еще более усугубит положение дел в сфере снабжения теплом города Кандалакши.

Более того, в случае удовлетворения заявления ООО «ЦКТ» о признании незаконным указанного выше решения Инспекции, при наличии факта списания со счетов налогоплательщика в бесспорном порядке сумм недоимки и сумм пеней, реальной защиты нарушенных прав заявителя не произойдет, поскольку указные суммы могут поступить в бюджет незаконно. В связи с чем, налогоплательщик будет вынужден предъявлять


требования о возвращении таких сумм из бюджета с учетом принципа адресности и целевого характера бюджетных сумм (статья 37 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и иммунитета бюджета (статья 239 БК РФ), а также требования об исполнении бюджетов по расходам в пределах фактического наличия денежных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществленных процедур санкционирования и финансирования (статья 219 БК РФ), что может занять весьма длительное время. Следовательно, исполнение вступившего в законную силу решения суда окажется существенно затруднено.

Рассмотрев ходатайство Общества о принятии обеспечительных мер, суд находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого решения.

В главе 24 АПК РФ не установлены особенности рассмотрения ходатайств о приостановлении действий ненормативных правовых актов, в связи с чем в указанном случае учитываются соответствующие положения главы 8 АПК РФ, в том числе, об основаниях обеспечительных мер и о порядке рассмотрения заявления об обеспечении иска.

В соответствии с пунктом 1 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).

Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (пункт 2 статьи 90 АПК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 92 АПК РФ заявление об обеспечении иска может быть подано в арбитражный суд одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006г. № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» разъяснено, что при оценке обоснованности доводов заявителя о необходимости принятия обеспечительных мер арбитражным судам следует, в частности, иметь в виду разумность и обоснованность требования заявителя о применении обеспечительных мер; вероятность причинения заявителю значительного ущерба в случае непринятия обеспечительных мер; обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон; предотвращение нарушения при принятии обеспечительных мер публичных интересов, интересов третьих лиц.

В рамках настоящего дела Общество оспаривает решение Инспекции от 29.10.2010г. № 55 в части доначисления налогов пеней и санкций в общей сумме 7 464 638 руб.

Согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 30.09.2010г., а также расчета о прибылях и убытках за период с января по сентябрь 2010 года, доначисленная решением от 29.10.2010г. № 55 сумма налогов, пеней и санкций является значительной для деятельности заявителя, и ее изъятие из оборота негативно отразится на финансовом положении Общества.

Заявитель осуществляет деятельность в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства, одним из видов деятельности предприятия является производство, передача и распределение пара и горячей воды, а также деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей на территории муниципального образования Кандалакшского района (микрорайон Нива-3 г.Кандалакша).

Списание денежных средств, в случае отказа в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер, может существенно повлиять на социально-экономическую ситуацию в регионе, привести к чрезвычайным последствиям не только для Общества, но и для населения и предприятий города Кандалакши.

Кроме того, согласно представленному в материалы дела решению Кандалакшского городского суда Мурманской области от 02.02.2011г., заявитель обязан создать запас основного и резервного топлива на котельной.


Суд учитывает, что принятие мер по обеспечению иска имеет целью не только предотвратить возможное причинение существенного ущерба правам и законным интересам заявителя, но и уменьшить негативные последствия действия ненормативных правовых актов налогового органа.

Принятие в данном случае обеспечительных мер позволит обеспечить баланс публичных интересов государства и частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку предотвратит возможность необоснованного бесспорного списания денежных средств со счетов налогоплательщика до рассмотрения спора по существу, а также предотвратит возможное причинение ущерба бюджету в виде начисления процентов на спорную сумму налогов и пеней, в силу пункта 5 статьи 79 НК РФ, в случае удовлетворения исковых требований.

Кроме того, из представленных документов следует, что 08.12.2010г. Инспекцией на основании решения от 29.10.2010г. № 55 вынесено решение № 57 о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение имущества Общества на сумму 7,6 млн. руб.

Учитывая значительность доначисленных заявителю сумм, а также социальную роль деятельности Общества для региона, суд полагает возможным принять обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения в обжалуемой части до вынесения по настоящему делу решения и вступления его в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 199 АПК РФ по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения. Поскольку требование № 66 от 27.01.2011г. Обществом в рамках настоящего дела не оспаривается, суд не находит оснований для приостановления действия данного акта налогового органа. В указанной части в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь статьями 93, 184 - 188, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

определил:

Ходатайство общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных технологий» о принятии обеспечительных мер удовлетворить частично.

Принять обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Мурманской области №55 от 29.10.2010г. в части взыскания налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, в сумме 717 244 руб.; налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 1 931 042 руб.; налога на добавленную стоимость в сумме 2 686 815 руб., а всего в сумме задолженности по налогам - 5 335 101 руб.; взыскания пеней по налогу на прибыль в сумме 729 761 руб., пеней по налогу на добавленную стоимость - 870 119 руб., а всего пеней в сумме 1 599 880 руб.; взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 529 657 руб. до рассмотрения спора по существу и вступления решения суда в законную силу.

В остальной части в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказать.

Определение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья

ФИО1



2

3

4