ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А42-5659/12 от 17.04.2013 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, д.20
http://murmansk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

Дело № А42-5659/2012

«15» мая 2013 года

Резолютивная часть определения вынесена и оглашена 17.04.2013.

Мотивированное определение изготовлено судом 15.05.2013.

Судья Арбитражного суда Мурманской области Кузнецова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Порошиной В.В., рассмотрев в судебном заседании заявление Муниципального казённого учреждения «Служба заказчика» о предоставлении рассрочки по исполнению решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2013 по делу № А42-5659/2013 по иску Государственного учреждения «Войсковая часть 15010» к Муниципальному казённому учреждению «Служба заказчика», 3-е лицо - Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области», о взыскании 73 101 874 руб. 71 коп., при участии представителей: взыскателя – ФИО1, по доверенности от 26.02.2013, ФИО2 по доверенности от 01.04.2013; должника – ФИО3 по доверенности от 16.11.2012, ФИО4 по доверенности от 09.01.2013; третьего лица – не явился, извещён; Отдела судебных приставов ЗАТО г. Заозёрска – не явился, извещен,

установил:

Решением Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2013 по делу № А42-5659/2012 с Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (далее – должник, МКУ «Служба заказчика») в пользу Государственного


учреждения «Войсковая часть 15010» (далее – взыскатель, ГУ «Войсковая часть 15010») взыскан основной долг в сумме 73 101 874 руб. 71 коп.

На основании исполнительного листа серии АС № 003543040, выданного на принудительное исполнение указанного решения суда, Отделом судебных приставов ЗАТО г. Заозёрск 25.02.2013 возбуждено исполнительное производство № 1628/13/18/51.

18.02.2013 МКУ «Служба заказчика» обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о предоставлении рассрочки по исполнению решения суда сроком на 24 месяца.

В обоснование заявления МКУ «Служба заказчика» сослалось на то обстоятельство, что должник является некоммерческой организацией, созданной для целей оказания населению муниципального образования коммунальных услуг, финансирование учреждения осуществляется из муниципального бюджета целевым назначением, поступающие от населения деньги за оказанные коммунальные услуги перечисляются в полном объёме поставщикам коммунальных ресурсов. Также МКУ «Служба заказчика» сослалось на неполную оплату населением муниципального образования оказанных коммунальных услуг.

Должник указал, что предпринимает все возможные меры для погашения задолженности, активно осуществляет взыскание с дебиторов. Проводятся рейды совместно с участковыми полицейскими, с вручением неплательщикам предписаний об отключении коммунальных услуг в порядке, предусмотренном законодательством, о долгах за жилищно-коммунальные услуги, о сроках погашения имеющейся задолженности (за период 2010-2012 г.г. всего 3 250 предупреждений). Ведется работа по взысканию долгов в рамках заключения двустороннего соглашения между управляющей компанией и должником жилищно-коммунальных услуг (о реструктуризации задолженности и ее добровольном погашении). Информирование населения о мерах принудительного воздействия к должникам через суд (через СМИ). Предложено всем организациям ЗАТО города Заозерска организовать удержание из заработной платы, на основании личного заявления работника, с целью оплаты за жилищно- коммунальные услуги. В целях уменьшения задолженности МКУ «Служба заказчика» вынуждена была применить крайние меры, а именно, подать иски: на


выселение из занимаемого жилого помещения - 4, на снятие с регистрационного учета граждан, утративших право пользования жилым помещением - 42, признание граждан безвестно отсутствующими - 108. Так как город Заозерск является закрытым административно-территориальным образованием и градообразующим объектом является соединение атомных подводных лодок, то основной долей неплательщиков являются военнослужащие и военные пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации.

В настоящее время МКУ «Служба заказчика» в добровольном рядке для исполнения решения суда перечислило взыскателю 1 910 428 руб. 98 коп.

В случае подачи исполнительного листа для взыскания задолженности в сумме 73 101 874 руб. 71 коп. - судебным приставам, на счет МКУ «Служба заказчика» будет наложен арест и все средства, перечисляемые гражданами по оплате коммунальных услуг будут поступать ГУ «Войсковая часть 15010». Следовательно, приблизительно 5 месяцев МКУ «Служба заказчика» не будет перечислять денежные средства остальным организациям: ОАО «Водоканал», ОАО «РЭУ», МУП «Горгаз», ООО «ЖЭУ-1», ООО «ЖЭУ-2», ООО «Инженерный центр Лифт Сервис». Задолженность перед вышеуказанными организациями повлечет подачу исковых заявлений о взыскании задолженности с управляющей компании. МКУ «Служба заказчика» понесет тяжесть судебных издержек - оплата государственной пошлины, пени за просрочку выполнения обязательств по заключенным с РСО договорам, оплату исполнительского сбора. Указанные средства будут списываться со счета, на который поступают средства населения для оплаты ЖКУ, поскольку иных источников денежных средств у должника нет.

Должник является муниципальным казенным учреждением, осуществляющим социально значимую деятельность, и отсутствие оплаты услуг по заключенным договорам в течение 5 месяцев, может повлечь за собой расторжение заключенных договоров в одностороннем порядке и отказ подрядных организаций, осуществляющих обслуживание жилищного фонда, от выполнения работ в соответствии с действующим законодательством.

Невозможно обязать подрядные организации без оплаты далее осуществлять деятельность в соответствии с условиями заключенных говоров (вывоз ТБО от населения, аварийно - диспетчерское обслуживание, санитарное обслуживание,


содержание и ремонт лифтового орудования, внутридомовое газовое обслуживание, поставка газа) - последствия прекращения данных работ могут быть просто катастрофические.

Так, например, МКУ «Служба заказчика» в целях предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению заключило договор с МУП «Горгаз» на поставку газа для нужд населения ЗАТО г.Заозерск. Прекращение оплаты должником поставки газа повлечет отсутствие газа на территории города, поскольку для МУП «Горгаз» средства, поступающие от МКУ «Служба заказчика», единственный источник дохода, газоснабжающей организации не на что будет закупить газ.

Должник указал на недопустимость наступления неблагоприятных последствий для населения ЗАТО г. Заозерска Мурманской области.

Кроме того, заявитель сослался на положения Постановления Правительства Российской Федерации № 253 от 28.03.2012 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

МКУ «Служба заказчика» полагает, что с учетом пункта б статьи 5 данного Постановления, при наличии задолженности, образовавшейся до вступления в силу данного документа, объем которой равен объему долга конечного потребителя, управляющая компания не обязана оплачивать такой объем ресурсоснабжающей организации, до момента внесения средств в погашение задолженности конечным потребителем в управляющую компанию, т.е. признанная судами задолженность должна погашаться только с момента погашения задолженности потребителем.

Определением от 09.04.2013 рассмотрение заявления было отложено на 17.04.2013.

В судебном заседании представитель должника уточнил заявление. Просил предоставить рассрочку исполнения решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2013 по делу № А42-5659/2012 сроком на 14 месяцев. Пояснил, что единовременное погашение задолженности невозможно ввиду отсутствия денежных средств в необходимой сумме, а наложение ареста на счета учреждения в рамках исполнительного производства приведёт к невозможности проведения расчётов с ресурсоснабжающими организациями, и, как следствие, приведет к перебоям в оказании коммунальных услуг гражданам.


Представитель взыскателя в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № 1579 от 03.09.2011 Командующим войсками Западного военного округа издан приказ № 157 от 06.04.2013, которым образована ликвидационная комиссия ГУ «Войсковая часть 15010». Также сослался на то, что вышеназванным приказом ликвидационной комиссии поручено истребовать дебиторскую задолженность и в срок до 31.07.2013 подготовить и представить для утверждения ликвидационный баланс ГУ «Войсковая часть 15010». Пояснил, что предоставление рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2013 по делу № А42-5659/2012 повлечёт невозможность взыскания задолженности в полном объёме. Кроме того, указал на то обстоятельство, что ни приказом Министра обороны Российской Федерации № 1579 от 03.09.2011, ни приказом Командующего войсками Западного военного округа издан приказ № 157 от 06.04.2013 правопреемник ГУ «Войсковая часть 15010» по обязательствам, в том числе и возникшим в результате исполнения судебных актов, не определён.

В соответствии с частью 2 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), заявление рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица и Отдела судебных приставов ЗАТО г. Заозёрска, надлежащим образом извещенных о месте и времени проведения судебного заседания.

Заслушав пояснения представителей должника и взыскателя, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд находит заявленное ходатайство подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О указывается, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат


перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность, в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии, с учетом всех обстоятельств дела.

Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов как должника, так и взыскателя.

Согласно статье 71 АПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле документов.

Суд оценил доводы и документы, представленные должником в обоснование заявления о предоставлении рассрочки исполнения решения суда, и приходит к выводу о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.

Материалами дела подтверждается отсутствие у должника денежных средств на счетах, достаточных для погашения долга единовременно.

Из представленных должником документов следует наличие значительной задолженности населения по платежам за коммунальные услуги.

Судом установлено, что должником предпринимаются действия по предъявлению исков к гражданам, имеющим задолженность по оплате потребленной тепловой энергии. Между тем, реальное взыскание задолженности затруднено, в том числе, отсутствием должников в месте их регистрации, отсутствием у должников имущества, на которое может быть обращено взыскание в ходе исполнительного производства, незначительность доходов должников.

Представленные документы позволяют суду сделать вывод о наличии у должника возможности реального исполнения решения суда по частям.

Суд полагает, что соблюдение баланса интересов должника и взыскателя заключается как в обеспечении исполнения решения суда, так и в сохранении работоспособности организации-должника.


Более того, в рассматриваемом случае, принимая во внимание статус должника (некоммерческая организация, не являющаяся хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан - потребителей коммунальных услуг) и источник поступления основной части денежных средств (целевое финансирование из бюджета и целевые платежи граждан в оплату всех оказываемых коммунальных услуг), суд, оценивая соблюдение баланса интересов должника и взыскателя, также должен принять во внимание невозможность ущемления прав и законных интересов граждан - потребителей коммунальных услуг, являвшихся добросовестными плательщиками (учитывать необходимость соблюдения публичных интересов).

Перечисление всех денежных средств, поступивших от нанимателей и собственников жилых помещений на погашение задолженности перед взыскателем, как обоснованно указывает должник, приведет к возникновению задолженности за текущий период перед всеми иными поставщиками услуг, перебоям в оказании коммунальных услуг.

Кроме того, подобный порядок расчетов будет противоречить Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 253 «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг».

Так, согласно пункту 5 Требований к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, размер платежа исполнителя коммунальных услуг, причитающегося к перечислению в пользу ресурсоснабжающей организации, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителя (далее - платеж исполнителя) определяется в следующем порядке:

а) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу настоящего документа:

при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу в полном размере - в размере указанной в платежном документе платы за конкретную коммунальную услугу, начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;


при осуществлении потребителем оплаты по платежному документу не в полном размере - в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные (предоставленные) за данный расчетный период;

б) в отношении платежей потребителя, перечисленных исполнителю в счет задолженности потребителя за коммунальные услуги, образовавшейся до вступления в силу настоящего документа, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период, за который производится оплата, - в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда.

Ссылка взыскателя на то обстоятельство, что предоставление рассрочки повлечёт невозможность взыскания задолженности в полном объёме, является несостоятельной и не может быть принята судом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 утверждён Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений. Раздел V данного порядка регламентирует действия, подлежащие совершению при ликвидации государственных учреждений, а также последовательность и сроки совершения данных действий.

Подпунктом «б» пункта 28 названого Порядка установлено, что после издания правового акта федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной сфере деятельности, о ликвидации федерального учреждения, федеральный орган исполнительной власти,


осуществляющий функции и полномочия учредителя, обязан в двухнедельный срок не только утвердить состав ликвидационной комиссии, но и установить порядок и сроки ликвидации государственного учреждения.

Пункт 29 данного Порядка устанавливает обязанность ликвидационной комиссии:

- обеспечить реализацию полномочий по управлению делами ликвидируемого федерального учреждения в течение всего периода его ликвидации;

- в 10-дневный срок с даты истечения периода, установленного для предъявления требований кредиторами, представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения промежуточный ликвидационный баланс;

- в 10-дневный срок после завершения расчетов с кредиторами представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, для утверждения ликвидационный баланс.

Пунктом 2 приказа Командующего войсками Западного военного округа издан приказ № 157 от 06.04.2013 на ликвидационную комиссию ГУ «Войсковая часть 15010» возложены обязанности: по публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» сведений о ликвидации ГУ «Войсковая часть 15010» и о порядке и сроках принятия заявлений о требованиях кредиторов; по разработке и утверждению плана ликвидации взыскателя; по проведению анализа и оценки дебиторской задолженности и разработке мероприятий по её взысканию; по подготовке промежуточного ликвидационного баланса (в срок до 28.06.2013) и ликвидационного баланса (в срок до 31.07.2013), а также по истребованию дебиторской задолженности.

По состоянию на день рассмотрения заявления взыскателем не представлены доказательства публикации в журнале «Вестник государственной регистрации» информации о ликвидации ГУ «Войсковая часть 15010» и о порядке и сроках принятия заявлений о требованиях кредиторов, не представлен план ликвидации взыскателя, анализ дебиторской задолженности и план мероприятий по её взысканию.

При таких обстоятельствах, отсутствие установленных сроков ликвидации ГУ «Войсковая часть 15010» не позволяет сделать однозначный и определённый


вывод, что предоставление рассрочки исполнения решения Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2013 по делу № А42-5659/2012 повлечёт невозможность взыскания задолженности в полном объёме.

Таким образом, учитывая изложенное, суд полагает ходатайство должника о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта обоснованным.

Вместе с тем, суд не может согласиться с представленным МБУ «Служба Заказчика» графиком погашения задолженности.

Согласно данным, представленным сторонами, на момент рассмотрения заявления должника размер неисполненного денежного обязательства по решению Арбитражного суда Мурманской области от 09.01.2013 по делу № А42-5659/2012 составил 56 087 696 руб. 27 коп.

Суд, с учетом представленных должником сведений о ежемесячном поступлении денежных средств от населения и необходимости соблюдения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок, полагает возможным предоставить должнику рассрочку исполнения судебного акта сроком на десять месяцев до полного погашения задолженности путем ежемесячной уплаты: 5 600 000 руб. - в период с апреля 2013 года по декабрь 2013 года - ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца; 5 687 696 руб. 27 коп. - не позднее 30 января 2014 года.

Подобный график погашения задолженности суд находит разумным и позволяющим соблюсти баланс как интересов взыскателя и должника, так и публичных интересов.

Руководствуясь статьями 184, 185, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области

определил:

Заявление Муниципального казённого учреждения «Служба Заказчика» о предоставлении рассрочки исполнения решения арбитражного суда удовлетворить частично.

Предоставить Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика» (ОГРН <***>) рассрочку исполнения решения Арбитражного суда Мурманской области от 09 января 2013 года по делу № А42-5659/2012 на


задолженность в сумме 56 087 696 руб. 27 коп., сроком на десять месяцев до полного погашения задолженности путем ежемесячной уплаты:

- 5 600 000 рублей – в период с апреля 2013 года по декабрь 2013 года – ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца;

- 5 687 696 рублей 27 копеек – не позднее 30 января 2014 года.

Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в месячный срок.

Судья

О.В. Кузнецова



2

3

4

5

6

7

8

9

10

11