АРБИТРАЖНЫЙ СУД МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183049, г. Мурманск, ул. Книповича, 20
тел. 8(815-2) 45-36-18 / Факс 44-26-51
http://murmansk.arbitr.ru/
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Резолютивная часть определения вынесена и оглашена 27.12.2017.
Определение в полном объеме изготовлено 11.01.2018.
город Мурманск Дело № А42-6731/2017
«11» января 2018 года
Судья Арбитражного суда Мурманской области Киличенкова Мария Александровна, при ведении протокола судебного заседания секретарем Хохловой Светланой Петровной,
рассмотрев в судебном заседании вопрос обоснованности заявления Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (183038, <...>; почтовый адрес: 183038, <...>) о признании акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 183052, <...>) несостоятельным (банкротом),
при участии представителей:
от заявителя – ФИО1 (доверенность от 09.02.2017),
от должника – директор ФИО2, представитель ФИО3 (доверенность от 01.10.2017)
от Управления Росреестра по Мурманской области – ФИО4 (доверенность от 09.01.2017, присутствовала до перерыва),
установил:
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (далее - уполномоченный орган, ИФНС по г. Мурманску) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» (далее – АО «УСМР») несостоятельным (банкротом).
Определением от 20.11.2017 судебное заседание по проверке в порядке статьи 48 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) обоснованности заявления уполномоченного органа о признании АО «УСМР» несостоятельным (банкротом) отложено на 20.12.2017.
В судебном заседании 20.12.2017 объявлялся перерыв до 27.12.2017.
В судебное заседание явились представители заявителя, должника и Управления Росреестра по Мурманской области.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Уполномоченный орган просит признать обоснованным и включить в реестр требований кредиторов должника требование в сумме 26 517 259 руб. 94 коп., в том числе:
- включить во вторую очередь реестра требований кредиторов требование в сумме 3 084 250 руб. 20 коп. - недоимка по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- включить в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование в сумме 23 433 009 руб. 74 коп., в том числе: 15 396 604 руб. 55 коп. - недоимка по налогам и страховым взносам, 6 702 418 руб. 29 коп. - пени, 1 333 986 руб. 90 коп. - штрафы.
Представители должника в судебном заседании ходатайствовали об отложении судебного заседания, сославшись на направление в ИФНС по г. Мурманску заявления о предоставлении рассрочки уплаты налогов.
Представители АО «УСМР» также указали, что не признают обоснованными требования ФНС в части суммы 21 696 996 руб. 96 коп. - налоги и налоговые санкций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) и по налогам на прибыль организаций, зачисляемым в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации, взысканных решением Межрайонной МИФНС № 2 по Мурманской области от 24.03.2016 № 04-юр, АО «УСМР» оспаривает названное решение от 24.03.2016 № 04-юр в рамках дела № А42-4844/2016.
Представитель уполномоченного органа возражал против отложения судебного заседания.
Рассмотрев ходатайство должника об отложении судебного заседания, суд не нашел оснований для его удовлетворения, поскольку на дату судебного заседания рассрочка уплаты налогов должнику не предоставлена, а сам факт обращения в ИФНС по г. Мурманску заявления о предоставлении рассрочки уплаты налогов не является основанием для отложения судебного заседания по проверке обоснованности настоящего заявления о банкротстве. Кроме того, суд учитывает, что настоящее дело о банкротстве АО «УСМР» возбуждено 30.08.2017, и судебные заседания неоднократно откладывались по ходатайствам должника (определения от 25.09.2017, от 18.10.2017. от 20.11.2017).
Вместе с тем, с учетом доводов АО «УСМР» об оспаривании им в рамках дела № А42-4844/2016 решения Межрайонной МИФНС № 2 по Мурманской области от 24.03.2016 № 04-юр в соответствующей части, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, заявленная ко включению в реестр требований кредиторов АО «УСМР» задолженность в размере 26 517 259 руб. 94 коп. включает в себя следующие суммы:
- недоимка по НДФЛ в сумме 1 662 004 руб., 154 468 руб. 28 коп. - пени, 365 934 руб. 90 коп. - штрафы;
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 422 246 руб. 20 коп., пени - 59 660 руб. 71 коп.;
- недоимка по налогу на имущество в сумме 11 830 руб., 208 руб. 37 коп. - пени;
- недоимка по НДС в сумме 11 441 721 руб. 53 коп., 4 832 870 руб. 29 коп. - пени, 600 246 руб. - штрафы;
- недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 380 576 руб., 163 371 руб. 63 коп. - пени, 36781 руб. - штрафы;
- недоимка по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 3 137 550 руб., 1 475 449 руб. 10 коп. - пени, 331 025 руб. - штрафы;
- недоимка по транспортному налогу в сумме 27 706 руб., 3237 руб. 12 коп. - пени;
- недоимка по налогу на имущество в сумме 5 408 руб., 233 руб. 60 коп. - пени;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме 322 593 руб. 12 коп., 11 126 руб. 05 коп. - пени;
- недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 69 219 руб. 90 коп., 1793 руб. 14 коп. - пени.
В указанные суммы недоимок по НДС, налогам на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет и зачисляемый в бюджет субъекта Российской Федерации, пеней и штрафов по данным налогам входят в том числе суммы, начисленные решением Межрайонной МИФНС № 2 по Мурманской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 24.03.2016 № 04-юр.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 02.08.2016 по делу № А42-4844/2016 принято к производству заявление АО «УСМР» о признании недействительным решения Межрайонной МИФНС № 2 по Мурманской области от 24.03.2016 № 04-юр в указанной части. На дату судебного заседания дело № А42-4844/2016 по существу не рассмотрено.
ИФНС по г. Мурманску представила в материалы дела справку об основаниях задолженности перед уполномоченным органом по состоянию на 19.08.2017, которая оспаривается АО «УСМР» в рамках дела № А42-4844/2016. Из данной справки следует, что оспариваемая сумма задолженности составляет 19 198 746 руб. 96 коп.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, АО «УСМР» оспаривает в рамках дела № А42-4844/2016 начисленные налоги, пени и штрафы в сумме 21 696 996 руб. 96 коп., поскольку должник считает, что оплаченная платежными поручениями от 22.07.2016 № 1674, от 29.12.2016 № 2972, от 30.12.2016 № 3019 сумма НДС 2 498 250 руб. относится не к НДС, доначисленному по акту проверки и по решению Межрайонной МИФНС № 2 по Мурманской области от 24.03.2016 № 04-юр, а к более позднему налоговому периоду по НДС (что следует также из акта сверки сумм, задолженности, не оспариваемых должником в рамках дела № А42-4844/2016, подписанного АО «УСМР» с замечаниями по НДС). При этом уполномоченный орган, как следует из сопроводительного письма от 08.12.2017, относит оплаченную сумму НДС 2 498 250 руб. в уплату по акту проверки и по решению Межрайонной МИФНС № 2 по Мурманской области от 24.03.2016 № 04-юр.
Таким образом, между сторонами имеется спор относительно сумм, начисленных по решению Межрайонной МИФНС № 2 по Мурманской области от 24.03.2016 № 04-юр в сумме 21 696 996 руб. 96 коп., рассматриваемый в рамках дела № А42-4844/2016. Результат рассмотрения спора по делу № А42-4844/2016 будет иметь значение для решения вопроса о включении в реестр требований кредиторов должника требования в сумме 21 696 996 руб. 96 коп., в том числе и для определения остатка задолженности по НДС с учетом отнесения оплаченной платежными поручениями от 22.07.2016 № 1674, от 29.12.2016 № 2972, от 30.12.2016 № 3019 суммы НДС 2 498 250 руб. к тому или иному налоговому периоду.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым применительно к статье 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) выделить требования уполномоченного органа о включении требования в размере 21 696 996 руб. 96 коп. в реестр требований кредиторов АО «УСМР» в отдельное производство и на основании статьи 143 АПК РФ приостановить производство по указанному выделенному требованию до вступления в силу решения по делу № А42-4844/2016.
В остальной части требования, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В обоснование заявленных требований на сумму 4 820 262 руб. 98 коп. в материалах дела представлены налоговые декларации (расчеты) по налогу на добавленную стоимость, по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, по налогу на прибыль, организаций, расчеты сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по страховым взносам, требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 08.11.2016 № 241541, на 15.12.2016 № 92351, на 30.12.2016 № 241789, на 04.01.2017 № 241821, на 09.01.2017 № 061S01170002936, на 02.02.2017 № 242126, на 02.02.2017 № 242046, на 06.02.2017 № 242182, на 07.02.2017 № 12128, на 04.03.2017 № 246069, на 04.03.2017 № 246030, на 27.03.2017 № 251596, на 17.04.2017 № 67713, на 27.04.2017 № 69283, на 28.04.2017 № 70585, на 04.05.2017 № 70846, № 71006, № 71510, на 16.05.2017 № 74023, на 29.05.2017 № 75387, на 01.06.2017 № 3945, на 05.06.2017 № 76349, на 05.06.2017 № 76432, на 05.07.2017 № 97179, на 07.07.2017 № 98117, № 11417, на 08.07.2017 № 98596, на 21.07.2017 № 102606, на 28.07.2017 № 104111, на 03.08.2017 № 105262, на 04.08.2017 № 105846, на 14.08.2017 № 107564, на 18.08.2017 № 863, решений о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств от 22.04.2017 № 16058, 25.01.2017 № 27687, от 11.03.2017 № 28611, от 22.03.2017 № 28701, № 28702, № 28703, № 28705, № 28706. № 28707, от 22.04.2017 № 16055, № 16056, № 16057, от 24.06.2017 № 26037, от 03.06.2017 № 22072, от 21.06.2017 № 25648, от 24.06.2017 № 26037, от 26.06.2017 № 26124, № 26125, № 26135, от 11.07.2017 № 27858, от 17.07.2017 № 28605, от 20.07.2017 № 28874, от 08.08.2017 № 30994, от 26.07.2017 № 29666, от 14.08.2017 № 31591, от 21.08.2017 № 32013, от 23.09.2016 № 26885 решений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента, банка) от 18.04.2017 № 810, от 10.06.2017 № 2342, № 2343, № 2344, от 10.06.2017 № 2345, решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.03.2016 № 16555, от 21.12.2016 № 17457, от 03.04.2017 № 18027, от 24.03.2016 № 04-юр (последнее - в части штрафов и пеней по НДФЛ).
Требование в указанной части соответствует критериям, установленным положениями пункта 3 статьи 6, статьи 7 Закона о банкротстве, документально подтверждено и обосновано.
Факт наличия указанной задолженности АО «УСМР» в общей сумме 4 820 262 руб. 98 коп. (по налогам, сборам и пеням и штрафам) подтвержден, задолженность в указанной части должником не оспаривается, сумма основного долга по неисполненным в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены, обязательствам значительно превышает сумму, установленную Законом о банкротстве в качестве критерия определения признаков несостоятельности (статьи 3, 4, 6 Закона о банкротстве).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (статья 3 названного Закона).
Такие платежи, как отмечается в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.1998 № 7-П и от 10.07.2007 № 9-П, являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы и материальной гарантией предоставления застрахованным лицам надлежащего страхового обеспечения в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности.
Принимая во внимание особую правовую природу и предназначение страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, специальные правила исчисления накопительной пенсии (Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»), недопустимость существенных диспропорций между платежами, которые вносятся работодателями на этот вид обязательного социального страхования, и предоставляемым гражданам страховым обеспечением, судам следует исходить из того, что при осуществлении процедур банкротства не являющиеся текущими требования в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат исполнению в режиме, установленном для удовлетворения требований о выплате заработной платы.
В связи с этим требования об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не являющиеся текущими, в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве относятся ко второй очереди удовлетворения; они не предоставляют право голоса на собрании кредиторов в соответствии с пунктом 3 статьи 12 этого Закона.
Указанная позиция также отражена в пункте 14 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротствах, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016.
Как разъяснено в пункте 41.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»» удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом или, соответственно, профсоюзной организацией.
Таким образом, требование в части 3 084 250 руб. 20 коп. - недоимка по НДФЛ (1 662 004 руб.) и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (1 422 246 руб. 20 коп.), подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
В третью очередь реестра требований кредиторов должника подлежит включению требование в размере 1 736 012 руб. 78 коп., в том числе: 254 639 руб. 88 коп. - недоимка по налогам и страховым взносам (НДС, налоги на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в бюджет субъекта Российской Федерации (в неоспариваемой части), налог на имущество транспортный налог, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, страховые взносы на обязательное социальное страхование), 1 115 438 руб. 00 коп. - пени, 365 934 руб. 90 коп. - штрафы.
Требования кредиторов третьей очереди по взысканию неустоек (пени, штрафы) и иных финансовых санкций учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве).
Из материалов дела следует, что у должника имеется имущество (автотранспортные средства).
АО «УСМР» в материалы дела представлена ведомость основных средств на 28.09.2017, согласно которой остаточная стоимость основных средств составляет 2 312 765 руб., а также данные о дебиторской задолженности.
Согласно данным баланса АО «УСМР» по состоянию на 30.06.2017 активы должника составляют 344 159 тыс. руб.
Таким образом, в материалах дела представлены сведения о наличии у должника имущества, за счет реализации которого возможно финансирование процедуры банкротства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования уполномоченного органа с учётом положений статей 6, 7 Закона о банкротстве являются обоснованными, в связи с чем в отношении должника на основании статей 42, 48, 62 Закона о банкротстве подлежит введению процедура банкротства – наблюдение.
С даты вынесения определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения наступают последствия, предусмотренные статьей 63 Закона о банкротстве.
Заявителем предложено утвердить временным управляющим должника арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации арбитражных управляющих «Содружество».
Ассоциацией арбитражных управляющих «Содружество» представлено в материалы дела представление о назначении временным управляющим АО «УСМР» арбитражного управляющего ФИО5, а также сведения о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего ФИО5 требованиям статей 20, 202 Закона о банкротстве.
Заявителем, должником, Управлением Росреестра по Мурманской области сведений, препятствующих утверждению ФИО5 временным управляющим АО «УСМР», не представлено.
С учетом изложенного арбитражный управляющий ФИО5 подлежит утверждению судом в качестве временного управляющего АО «УСМР».
В порядке пункта 3 статьи 206 Закона о банкротстве вознаграждение, выплачиваемое арбитражному управляющему в деле о банкротстве, состоит из фиксированной суммы и суммы процентов. Для временного управляющего размер фиксированной суммы такого вознаграждения составляет 30 000 руб. в месяц.
Руководствуясь статьями 3, 6, 9, 20, 20.2, 20.6, 45, 48, 49, 62, 63, 65 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 130, 143, 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Мурманской области
определил:
Признать требование Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску (183038, <...>; почтовый адрес: 183038, <...>) в размере 4 820 262 руб. 98 коп., установленным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 183052, <...>), в том числе:
- подлежащим включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника требование в сумме 3 084 250 руб. 20 коп. - недоимка по НДФЛ и по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- подлежащим включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника требование в сумме 1 736 012 руб. 78 коп., в том числе: 254 639 руб. 88 коп. - недоимка по налогам и страховым взносам, 1 115 438 руб. 00 коп. - пени, 365 934 руб. 90 коп. - штрафы.
Требование в части пеней, штрафов учитывается отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
Ввести в отношении акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» процедуру наблюдения.
Утвердить временным управляющим акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» арбитражного управляющего ФИО5, члена Ассоциации арбитражных управляющих «Содружество» (ИНН <***>, регистрационный номер в сводном госреестре арбитражных управляющих 13903, почтовый адрес: 155453, <...>).
Установить временному управляющему акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» ФИО5 фиксированную сумму ежемесячного вознаграждения в размере 30 000 руб., выплачиваемого за счет имущества должника.
Назначить судебное заседание по рассмотрению заявления Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» на 28 мая 2018 года на 14 часов 15 минут, в помещении суда по адресу: <...>, кабинет № 412, телефон <***>.
Выделить требования Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску о включении требования в размере 21 696 996 руб. 96 коп. в реестр требований кредиторов акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» в отдельное производство. Присвоить выделенному требованию номер № А42-6731-1/2017.
Приостановить производство по заявлению Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Мурманску о включении требования в размере 21 696 996 руб. 96 коп. в реестр требований кредиторов акционерного общества «Управление специализированных монтажных работ» по делу № А42-6731-1/2017 до вступления в силу решения по делу № А42-4844/2016.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья М.А. Киличенкова