ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А42-8531/2022 от 28.09.2022 АС Мурманской области

АРБИТРАЖНЫЙ   СУД   МУРМАНСКОЙ   ОБЛАСТИ

улица Академика Книповича, дом 20, г.Мурманск, 183038 http://murmansk.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об освобождении от уплаты госпошлины, о принятии искового заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, назначении предварительного судебного заседания и судебного разбирательства

город Мурманск

«28» сентября 2022 года

              Дело № А42-8531/2022

Судья Арбитражного суда Мурманской области Варфоломеев С.Б. (в порядке взаимозаменяемости судьи Зыкиной Е.А.), ознакомившись с исковым заявлениемфедерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (место нахождения: 119021, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице филиала по Объединенному стратегическому командованию Северного флота (место нахождения: 183034, <...>)

к акционерному обществу «Ситиматик» (место нахождения: 119435, <...>, эт.1, пом.IV, ком.1-33, 35-53; ИНН <***>, ОГРН <***>) в лице Мурманского филиала (место нахождения: 183025, <...>, эт.4, оф.409)

об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора

установил:

исковое заявление подано с соблюдением требований статей 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Одновременно при подаче искового заявления истец обратился с ходатайством об освобождении от уплаты государственной пошлины.

Рассмотрев указанное ходатайство, суд находит его подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, глава 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с подпунктами 1 и 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, освобождаются: прокуроры и иные органы, обращающиеся в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; а также государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, наличие у истца по делу статуса государственного органа либо органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

Иные органы, не входящие в систему государственных органов или органов местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции, вправе претендовать на льготу по уплате государственной пошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ в рамках дел, рассматриваемых арбитражными судами, когда выступают в защиту государственных и (или) общественных интересов (пункт 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 №46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах»).

В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13.08.2018 №310ЭС18-781 и от 30.08.2018 № 308-ЭС18-4775 сформулирован правовой подход, согласно которому наличие у истца или ответчика по делу статуса государственного органа или органа местного самоуправления является самостоятельным и достаточным основанием для освобождения от обязанности по уплате государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, в том числе по делам из гражданско-правовых отношений (письмо Арбитражного суда Северо-Западного округа № Р1-14-359 от 10.09.2018).

Пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1082, установлено, что данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Пунктом 5 названного Положения предусмотрено, что Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.

Пунктом 8 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 перечень органов военного управления, ответственных за формирование и утверждение государственных заданий федеральным бюджетным (автономным) учреждениям (приложение № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 23.08.2016 № 520), дополнен пунктом следующего содержания: «76 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации».

К основным задачам истца относятся: выполнение работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Основными целями деятельности истца является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Участие истца в арбитражном процессе обусловлено осуществлением функций органа военного управления, в связи с чем он выступает в качестве государственного органа.

При изложенных обстоятельствах истец подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 3 статьи 127, частью 3 стать 128, статьями 133, 135, 137, 184 АПК РФ, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, арбитражный суд

определил:

1. Освободить федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от уплаты государственной пошлины за подачу иска в суд.

2. Исковое заявление федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по Объединенному стратегическому командованию Северного флота  № 370/У/13/282-юр от 27.09.2022 (зарегистрировано в суде 27.09.2022) принять, возбудить производство по делу № А42-8531/2022.

3. Назначить предварительное судебное заседание арбитражного суда первой инстанции на 09 часов 40 минут 1 ноября 2022 года в помещении Арбитражного суда Мурманской области по адресу: <...>, зал судебных заседаний № 8 (третий этаж).

4. Назначить дело к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции на 09 часов 45 минут 1 ноября 2022 года в помещении Арбитражного суда Мурманской области по адресу: <...>, зал судебных заседаний № 8 (третий этаж).

5. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству лицам, участвующим в деле, выполнить следующие действия:

Ответчику в срок до 17.10.2022 представить в суд и лицам, участвующим в деле письменный мотивированный отзыв на исковое заявление в соответствии с требованиями, установленными статьей 131 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; при согласии с исковым требованием - письменное признание иска; представить в суд доказательства направления копии отзыва и приложенных к нему документов в адрес лиц участвующих в деле заказным письмом с уведомлением.

В соответствии с частью 8 статьи 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлинниках или в форме надлежащим образом заверенной копии.

6. Полномочия представителей лиц, участвующих в деле, должны быть оформлены в порядке, предусмотренном статьей 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В случае явки в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, не являющихся законными представителями, руководителями организаций или адвокатами, представить в судебное заседание документы о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

7. Лицам, участвующим в деле разъясняется следующее.

стороны вправе урегулировать спор, используя примирительные процедуры, в том числе путем проведения переговоров, вправе передать спор на разрешение третейского суда, обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, медиатору, урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение), использовать какие-либо иные примирительные процедуры если это не противоречит федеральному закону.

При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.

Лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств; задавать вопросы другим участникам  арбитражного процесса, заявлять ходатайства, делать заявления, давать объяснения арбитражному суду, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам; знакомиться с ходатайствами, заявленными другими лицами, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих  в деле; знать о жалобах, поданных другими лицами, участвующими в деле, знать о принятых по данному делу судебных актах и получать копии судебных актов, принимаемых в виде отдельного документа; знакомиться с особым мнением судьи по делу; обжаловать судебные акты; пользоваться иными процессуальными правами, предоставленными им Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Лица, участвующие в деле, в силу части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после получения настоящего определения самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

Информацию о движении дела, включая сведения об объявленных перерывах, о времени и месте рассмотрения дела можно получить на официальном сайте Арбитражного суда Мурманской области в сети Интернет по адресу: http://murmansk.arbitr.ru, на сервисах федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru), в информационных киосках, установленных в вестибюле на первом этаже, в рекреационной зоне на третьем этаже Арбитражного суда Мурманской области, а также по тел. <***> (добавочный номер: помощника - 229, секретаря судебного заседания - 176).

Заявления и ходатайства по делу, находящемуся в производстве Арбитражного суда, за исключением заявлений об обеспечении иска, об обеспечении имущественных интересов (статьи 92, 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), ходатайств о приостановлении исполнения судебных актов (статьи 283, 308.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), могут быть поданы в электронном виде путем заполнения форм, размещенных на сервисах федеральных арбитражных судов Российской Федерации (http://kad.arbitr.ru).

Ознакомление с материалами судебных дел производится по понедельникам - четвергам с 10.00 до 17.00, по пятницам и предпраздничным дням - с 10.00 до 13.00 в специально отведенном помещении суда на 3 этаже здания, кабинет № 312, тел. <***>, доб. 191.

Информация о порядке ознакомления с материалами судебных дел (место ознакомления, условия ознакомления, необходимые документы, форма заявления, контактный телефон, почтовый адрес и адрес электронной почты суда) размещена на официальном сайте суда в сети Интернет, а также на информационном стенде в суде.

Повторная неявка истца в судебное заседание, в том числе по вызову суда, при отсутствии ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие или об отложении судебного разбирательства является основанием для оставления искового заявления (заявления) без рассмотрения. 

Судья                                                                                          С.Б.Варфоломеев