ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-10046/18 от 24.09.2019 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

Дело № А43-10046/2018

г. Нижний Новгород                                                                                     27 сентября 2019 года

Резолютивная часть определения объявлена 24 сентября 2019 года

Определение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи  Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56-342), при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кабановым Д.В. до перерыва, помощником судьи Жуковой А.Д. после перерыва, при рассмотрении в открытом судебном заседании дела по уточненному заявлению общества с ограниченной ответственностью "НорКемикал", г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Муниципальному образованию «городской округ город Нижний Новгород» в лице администрации г.Нижнего Новгорода о признании незаконным полностью протокола публичных слушаний от 31 июля 2018 года и заключения о результатах публичных слушаний от 31 июля 2018 года, утвержденного главой города Нижнего Новгорода от 17 сентября 2018 года,

при участии представителей сторон:

от заявителя: не явился, извещен,

от Администрации города Нижнего Новгорода: ФИО1 (доверенность от 28.12.2018),

от Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области: не явился, извещен,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "НорКемикал" (далее – заявитель, общество) с заявлением о признании незаконным полностью протокола публичных слушаний от 31 июля 2018 года и заключения о результатах публичных слушаний от 31 июля 2018 года, утвержденного главой города Нижнего Новгорода от 17 сентября 2018 года.

В обоснование заявленного требования заявитель указывает на нарушения пунктов 3.13, 4.10, 4.11.5, 4.13, 4.14.3, 4.14.4, 4.14.5, 5.1 Положения об организации и проведении публичных в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, утвержденного решением Городской Думы г.Нижнего Новгорода №177 от 11.07.2018, выразившиеся в неприобщении замечаний, отсутствии в заключении о результатах публичных слушаний реквизитов протокола, не указано содержание внесенных замечаний, отсутствуют аргументированные рекомендации Комиссии по внесенным замечаниям.

Подробно позиция общества изложена в заявлении, заявлении об уточнении требований, письменных пояснениях.

Представитель заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство об отложении судебного заседания.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд отклоняет его по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.

Заявитель ссылается на невозможность явки представителя в связи с его нахождением в отпуске до 24.09.2019. Однако о времени судебного заседания заявитель заблаговременно уведомлен, дата и время судебного заседания назначалась с учетом мнения присутствующего представителя общества.

Довод заявителя о необходимости предоставления дополнительных документов и пояснений по делу к уважительным причинам неявки также не относится.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв для предоставления заявителем дополнительных документов.

После перерыва от заявителя поступили письменные пояснения, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя при данных о его надлежащем извещении.

Администрация города Нижнего Новгорода (далее - ответчик, Администрация) с требованием заявителя не согласна, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку процедура проведения публичных слушаний была проведена с соблюдением требований Положения об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.06.2015 №150, действовавшего на момент назначения публичных слушаний.   Также пояснила, что оспариваемые протокол публичных слушаний от 31.072018 и заключение о результатах публичных слушаний от 31.07.2018 носят рекомендательный характер, никаких обязанностей на общество не возлагают, по своей природе не являются ненормативными правовыми актами.

Подробно доводы Администрации изложены в отзыве на заявление, дополнении к отзыву и поддержаны представителем в судебном заседании.

Представитель Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (далее - Департамент), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, судом установлены следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "НорКемикал" на праве собственности принадлежит нежилое офисное здание, расположенное по адресу <...>, литера А, кадастровый номер 52:18:0060087:259, общей площадью 5 273,2 кв.м.

31.07.2018 в Администрации Нижегородского района г.Нижнего Новгорода проводились публичные слушания по вопросу внесения изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по Верхне-Волжской набережной.

Заключением от 31.07.2018 публичные слушания признаны состоявшимися.

17.09.2018 главой города Нижнего Новгорода утверждено заключение о публичных слушаниях.

Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано в газете "День города" №82 (1354) от 19.09.2018.

12.12.2018 Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области приказом №07-02-03/53 утвердил изменения в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по Верхне-Волжской набережной.

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными не­нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания или распоряжения по конкретному вопросу, обращенное к кон­кретному лицу или группе лиц и направленное на установление, изменение или прекраще­ние правоотношений, нарушающее гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущее неблагоприятные юридические последствия.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования или главы местной администрации, осуществляющего свои полномочия на основе контракта (часть 2 статьи 28 Закона N 131-ФЗ).

Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 28 Закона N 131-ФЗ).

В соответствии с частью 13.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящей статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.

Согласно части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов:

1) оповещение о начале публичных слушаний;

2) размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта;

3) проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях;

4) проведение собрания или собраний участников публичных слушаний;

5) подготовка и оформление протокола публичных слушаний;

6) подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.

Частью 18 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что организатор общественных обсуждений или публичных слушаний подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются:

1) дата оформления протокола общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) информация об организаторе общественных обсуждений или публичных слушаний;

3) информация, содержащаяся в опубликованном оповещении о начале общественных обсуждений или публичных слушаний, дата и источник его опубликования;

4) информация о сроке, в течение которого принимались предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний, о территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания;

5) все предложения и замечания участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний.

В соответствии с частью 19 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к протоколу общественных обсуждений или публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений или публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений или публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).

Участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания (часть 20 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний (часть 21 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 22 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в заключении о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний должны быть указаны:

1) дата оформления заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

2) наименование проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, сведения о количестве участников общественных обсуждений или публичных слушаний, которые приняли участие в общественных обсуждениях или публичных слушаниях;

3) реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний;

4) содержание внесенных предложений и замечаний участников общественных обсуждений или публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений или публичных слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений или публичных слушаний. В случае внесения несколькими участниками общественных обсуждений или публичных слушаний одинаковых предложений и замечаний допускается обобщение таких предложений и замечаний;

5) аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний.

Заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах (часть 23 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 12 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения (часть 13 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановление главы города Нижнего Новгорода о назначении публичных слушаний издано 05.07.2018. На момент назначения публичных слушаний действовало Положение об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, утвержденного решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.06.2015 №150.

В силу пункта 1.2 указанного Положения протокол публичных слушаний - документ, в котором отражается время и место проведения публичных слушаний, количество участников публичных слушаний (согласно листу регистрации (списку) участников, который прилагается к протоколу публичных слушаний), последовательность проведения публичных слушаний, фамилия, имя, отчество докладчиков и (или) выступающих участников публичных слушаний, краткое содержание доклада или выступления, предложения и замечания участников публичных слушаний.

Указанным Положением также утверждена форма протокола публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний, в соответствии с которыми:

- в протоколе публичных слушаний подлежит указанию наименование обсуждаемого вопроса, повестка дня, место, дата и время проведения публичных слушаний, председательствующий на слушаниях, заместитель председателя организационной комиссии, секретарь организационной комиссии, члены организационной комиссии, ссылка   на   лист   регистрации   участников  публичных  слушаний, фамилия, имя, должность, фамилия, имя и отчество выступавшего, изложение содержания выступления, поступившие вопросы и ответы на них;

- в заключении по результатам публичных слушаний подлежит указанию вывод о признании публичных слушаний состоявшимися, либо несостоявшимися.

Как следует из материалов дела, оспариваемый протокол публичных слушаний от 31 июля 2018 года и заключение о результатах публичных слушаний от 31 июля 2018 года, утвержденное главой города Нижнего Новгорода от 17 сентября 2018 года, по форме и содержанию соответствуют приведенных требованиям Положения №150. При этом не отвечают перечисленным признакам ненормативного правового акта, а лишь фиксируют ход и результаты публичных слушаний. Заключение содержит вывод о признании публичных слушаний состоявшимися.

Указанные протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний не содержат сведений о применении к обществу конкретной меры ответственности, не имеют признаков предписания, не создают каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности и не относятся к числу властно-распорядительных документов, которыми нарушаются права либо охраняемые интересы заявителя в экономической либо предпринимательской деятельности.

Как следует из материалов дела, оспариваемый протокол публичных слушанийи заключение о результатах публичных слушаний явились основанием для принятия Департаментом градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Приказа №07-02-03/53 от 12.12.2018 об утверждении документации по внесению изменений в проект межевания территории в границах улиц Варварская, Ковалихинская, Белинского, площади Сенная, Верхне-Волжской набережной, площади Минина и Пожарского в Нижегородском районе г.Нижнего Новгорода в части изменения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом №8а по Верхне-Волжской набережной, который в настоящее время оспаривается обществом в Нижегородском областном суде.

Следовательно, протокол публичных слушанийи заключение о результатах публичных слушаний не могут быть оспорены самостоятельно в порядке, предусмотренном А рбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по настоящему делу.

Уплаченная заявителем по платежному поручению №714 от 29.06.2018 государственная пошлина в сумме 3000 рублей, зачтенная определением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2019 в качестве государственной пошлины по настоящему делу,  подлежит возврату заявителю на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Производство по делу № А43-10046/2019 (56-342) прекратить.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «НорКемикал», г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 (трех тысяч) рублей, уплаченную по платежному поручению №714 от 29.06.2018, на основании настоящего определения.

Определение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке через Арбитражный суд Нижегородской области.

Судья                                                                                        Е.И.Вершинина