243/2021-11505(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082
http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru
ЧАСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Нижний Новгород Дело № А43-15307/2020 18 мая 2021 года
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Голубевой О.Н.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.,
при рассмотрении кассационной жалобы заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.09.2020 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу № А43-15307/2020
у с т а н о в и л :
акционерное общество «Обеспечение РФЯЦ-ВНИИЭФ» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным уве- домления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее – Управление Росреестра) от 18.02.2020 № 52-0-1- 274/3901/2019-1690 (далее – Уведомление) об отказе в снятии объекта с государственного кадастрового учета и прекращении государственной регистрации права собственности, в отношении объекта – «Ограждение ТЭЦ» с кадастровым номером 13:60:0010025:321, располо- женного по адресу: <...>, на территории ТЭЦ (далее – Объект). В качестве восстановительной меры Общество просило обязать Управление Росреестра исключить сведения об Объекте из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).
Заявленные требования основаны на статьях 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, 7 и 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Требования мотивированы тем, что спорный Объект – «Ограждение ТЭЦ», не является объектом недвижимости и не подлежал постановке на кадастровый учет, в связи с чем Уведомление является незаконным, нарушаю- щим права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области.
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 22.09.2020, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020, заяв- ленные требования удовлетворил: признал оспариваемое уведомление Управления Росреестра недействительным и обязал заинтересованное лицо в течение 7 дней после вступления реше-
ния в законную силу исключить из ЕГРН сведения о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности в отношении Объекта. При принятии су- дебных актов суды исходили из того, что спор относительно того, что Объект не является объектом недвижимости, у сторон отсутствует; законных оснований для отказа в снятии его с кадастрового учета у заинтересованного лица не имелось.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 18.05.2021 оставил обжа- лованные судебные акты в силе.
Согласно части 1 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении в ходе рассмотрения дела случаев, требующих устранения нарушения законодательства Российской Федерации государственным органом, должностным лицом, арбитражный суд вправе вынести частное определение.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа при рассмотрении настоящего дела пришел к выводу о том, что имеются основания для вынесения частного определения по поводу дей- ствий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на основании следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подле- жащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН, урегулированы Законом о регистрации.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1 и 6 статьи 1 Закона о регистрации).
В силу части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исклю- чением установленных данным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным законом порядке. В части 2 этой статьи перечислены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании частей 4 и 5 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению прилагаются, если законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) со- держащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представ- ленные им документы отвечают требованиям статьи 21 этого закона и требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено этим законом или иными федеральными законами.
В статье 21 Закона о регистрации определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установлен- ным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижи-
мое имущество в ЕГРН. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено этим законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удо- стоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (часть 1).
На основании статьи 29 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в следующем порядке:
Министерство экономического развития Российской Федерации приказом от 07.06.2017 № 278 утвердило Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государ- ственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее – Регламент).
Согласно пунктам 215 и 216 Регламента правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются, в том числе, наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
В силу пункта 5 части 1 статьи 26 и части 1 статьи 27 Закона о регистрации, осуществ- ление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при- останавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представ- лены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного
регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Действующее законодательство не предусматривает осуществления кадастрового учета объекта, не являющегося объектом недвижимости (пункт 1 Обзора судебной практики по де- лам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016). Следовательно, при осуществлении государственного кадастрового учета проведенной правовой экспертизой документов, представленных заинтересованными лицами, должно быть подтверждено наличие у объекта признаков недвижимости, в противном случае внесение в ЕГРН сведений об объекте, не являющемся недвижимой вещью, признается незаконным.
В пункте 20 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019, разъяснено, что при от- сутствии оснований для кадастрового учета объекта надлежащим способом устранения ранее допущенной при постановке на кадастровый учет ошибки является требование о снятии с кадастрового учета спорного объекта.
В частности, в силу пункта 19 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанав- ливается по решению государственного регистратора прав в случае, если объект, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого представле- но заявление, не является объектом недвижимости.
Указанные положения закона и разъяснения применительно к обстоятельствам настоящего дела не были учтены должностным лицом Управления Росреестра, что в итоге привело к нарушению прав заявителя (Общества) и возбуждению судебного разбирательства. При этом данное нарушение является повторяющимся и имеет место в ряде иных дел Арбитражного суда Нижегородской области ( № А43-15306/2020, А43-14874/2020).
При этом Федеральным законом от 30.04.2021 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Фе- деральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законода- тельные акты Российской Федерации» статья 70 Закона о регистрации дополнена частью 20. Согласно данной норме, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объекты, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не являются объектами недвижимого имущества, записи о таких объектах и правах на них исключаются из ЕГРН по заявлению ли- ца, указанного в ЕГРН в качестве собственника (обладателя иных вещных прав) такого объекта, или по заявлению собственника земельного участка, на котором расположен такой объект, если в ЕГРН права на указанный объект не зарегистрированы. Орган регистрации прав само- стоятельно запрашивает необходимую для принятия решения об исключении из ЕГРН таких записей информацию (документы) у органа или организации по государственному техниче- скому учету и (или) технической инвентаризации, осуществивших государственный техниче- ский учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, или у организации, осуществляющей хранение документов, указанных в части 2.1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», в отношении объек- тов, ранее включенных в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в соответствии с частью 3 статьи 45 указанного закона.
Согласно пояснительной записке к данному закону одной из целей вносимых измене- ния является уточнение порядка исправления ошибок, содержащихся в ЕГРН.
Указанное изменение вступило в законную силу 30.04.2021 (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ), то есть действующая на данный момент редакция Закона о регистрации содержит уже прямое указание на порядок действий регистрирующего органа. Однако отсутствие названных изменений на момент рассмотрения настоящего дела не
влияет на возможность компетентного органа в добровольном порядке устранить допущен- ную ошибку с учетом прав, предусмотренных законодательством.
В силу частей 2 и 3 статьи 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации частное определение направляется в соответствующий орган, который в течение месяца со дня его получения обязан сообщить о принятых ими мерах. Неисполнение частного определения арбитражного суда влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности указанных в части 1 данной статьи лиц не освобождает их от обязанности сообщить о мерах, принятых по частно- му определению арбитражного суда.
Руководствуясь статьями 184, 185, 187, 188 и 188.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ОПРЕДЕЛИЛ:
обратить внимание руководителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области на допущенные должностными лицами нарушениями положений Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», которые повлекли нарушение прав и законных инте- ресов заявителя в деле № А43-15307/2020.
Принять меры по недопущению подобных нарушений в дальнейшем.
Руководителю Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области о принятых мерах сообщить в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня получения настоящего определения.
Настоящее определение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий О.Н. Голубева
Судьи М.Н. Каманова Е.Г. Кислицын