ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-15738/2018 от 04.05.2018 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о принятии обеспечительных мер

Дело № А43-15738/2018

г. Нижний Новгород 04 мая 2018 года

Судья Чепурных Мария Григорьевна (вн. шифр 43-324),

рассмотрев ходатайство Министерства социальной политики Нижегородской области

о принятии обеспечительных мер по его заявлению

о признании незаконным отраженного в протоколе заседания Контрольной комиссии УФК по Нижегородской области от 04.04.2018 №5 решения о направлении в Федеральное казначейство уведомления о применении к Министерству бюджетных мер принуждения в порядке, установленном приказом Федерального казначейства, а также о направлении информации о выявленных нарушениях в Прокуратуру Нижегородской области для рассмотрения вопроса о применении мер прокурорского реагирования,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Министерство социальной политики Нижегородской области (далее – Министерство, заявитель) с заявлением, содержащим указанное выше требование.

Указанное заявление принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 06.06.2018 в 14.50 час.

Одновременно Министерством социальной политики Нижегородской области заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер по делу в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области до вступления в законную силу конечного судебного акта по делу исполнить бюджетную меру принуждения по результатам внеплановой камеральной проверки, проведенной в отношении министерства социальной политики Нижегородской области на основании указания Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 28.12.2017 №1191.

Ссылаясь на положения части 2 статьи 306.2, части 5 статьи 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), пункты 68, 71 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1092, заявитель отмечает, что принятое УФК решение о направлении уведомления может являться основанием для принятия Министерством финансов Российской Федерации решения о бесспорном взыскании денежных средств с бюджета Нижегородской области, которое оформляется без уведомления заинтересованных лиц. Применение бюджетных мер принуждения к Министерству повлечет значительный ущерб для областного бюджета и сделает невозможным исполнение социально значимых обязательства Нижегородской области.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Обеспечительные меры, согласно статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применяются судом в том случае, если их непринятие приведет к последующей невозможности или затруднительности исполнения решения суда, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительной мерой может быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера должна быть связана с предметом заявленного требования (пункт 10 упомянутого Постановления Пленума).

Суть обеспечительных мер заключается во временном (до вынесения решения по настоящему делу) сохранении существующего состояния отношений (status quo), создании условий для реального исполнения решения суда и предотвращении причинения значительного ущерба заявителю.

Рассмотрев заявленное ходатайство, судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 306.2 БК РФ за совершение бюджетного нарушения финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) применяется бюджетная мера принуждения на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с частью 2 статьи 306.2 БК РФ к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, применяются следующие бюджетные меры принуждения:

бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации;

бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).

При осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет уведомления о применении бюджетных мер принуждения, обязательные к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению (пункт 68 Правил № 1092).

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, подлежит согласованию с Федеральным казначейством (пункт 70 Правил №1092).

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в Минфин России руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный БК РФ срок (не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки в соответствии с частью 5 статьи 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств) утвержден приказом Минфина России от 11.08.2014 года № 74н (далее - Порядок № 74н).

Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что принятое Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области решение о направлении в Федеральное казначейство уведомления о применении к заявителю бюджетных мер принуждения является основанием для принятия Минфином России решения о бесспорном взыскании денежных средств с бюджета Нижегородской области, которое оформляется без уведомления заинтересованных лиц. В таком случае о бесспорном взыскании денежных средств с бюджета области министерству социальной политики Нижегородской области станет известно исключительно по факту самого взыскания денежных средств.

При этом в соответствии с пунктом 2.1 Положения о министерстве социальной политики Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25.03.2009 N 148, основной задачей Министерства является осуществление единой эффективной государственной политики Нижегородской области в сфере социальной поддержки, социального обслуживания, опеки, жилищных отношений, трудовых отношений и занятости граждан на территории Нижегородской области с учетом экономических, национальных и культурных особенностей области.

Согласно пункту 3.1.16 указанного Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств областного бюджета, предусмотренных для реализации возложенных на Министерство функций.

При изложенных обстоятельствах применению Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области бюджетных мер принуждения к Министерству в размере более 19 млн.руб. повлечет за собой невозможность исполнения Министерством возложенных на него задач, в том числе, по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, в том числе, детей-сирот, одиноких родителей, многодетных семей, малоимущих семей, граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации иных категорий граждан, сделает невозможным исполнение социально значимых обязательств Нижегородской области.

Принимая во внимание названные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истребуемая заявителем обеспечительная мера является обоснованной и соразмерной заявленному требованию, а также необходимой мерой сохранения существующего положения до разрешения возникшего спора и предотвращения причинения ущерба бюджету Нижегородской области.

При таких условиях суд считает необходимым ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворить.

Руководствуясь статьями 90-93, 184-188, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1.Запретить Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области до вступления в законную силу конечного судебного акта по настоящему делу исполнить бюджетную меру принуждения по результатам внеплановой камеральной проверки, проведенной в отношении министерства социальной политики Нижегородской области на основании указания Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 28.12.2017 №1191.

2. Исполнительный лист выдать.

3. Определение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке.

Судья М.Г.Чепурных