ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-24582/20 от 14.10.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

Дело № А43-24582/2020

г. Нижний Новгород 14 октября 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 16-358),

при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Шутовой Н.С.,

при участии в заседании представителей:

от заявителя: ФИО1 (директор),

от Министерства: ФИО2 (доверенность от 11.11.2019),

рассмотрел в предварительном судебном заседании заявление

общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственная компания РосАз-НН», г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным и отмене решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области №3526-33-1619 от 15.05.2020, о признании незаконным распоряжения Губернатора Нижегородской области от 03.06.2020 №723-р «Об отмене распоряжения Губернатора Нижегородской области от 31.12.2019 №2316-р».

В предварительном судебном заседании 07.10.2020 судом в порядке статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 14.10.2020, после чего рассмотрение дела было продолжено.

После перерыва в предварительное судебное заседание участники процесса, надлежащим образом уведомленные о времени и месте продолжения предварительного судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, согласно положениям частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Как следует из материалов дела, 14.05.2020 Общество обратилось в отдел документационного сопровождения инвестиционной деятельность управления Правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области с заявлением о заключении договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 52:18:0060009:122, расположенный по адресу: г. Нижний Новгород, Нижегородский район, в районе набережной гребного канала, напротив дома 70 в Слободе Печеры.

В связи с отменой Решением совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 15.05.2020 №3526-33-1619 Решения Инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области от 04.02.2009 №3526-76-2789, 09.06.2020 Министерством имущественных отношений и земельных отношений Нижегородской области Обществу отказано в удовлетворении его заявления.

Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, которым просит, с учетом уточнений от 24.08.2020, признать незаконным и отменить решение от 15.05.2020 №3526-33-1619.

14.10.2020 в материалы дела от заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации поступило уточненное заявление, просительная часть которого содержит требования о признании незаконным решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 15.05.2020 №3526-33-1619, а также с распоряжения Губернатора Нижегородской области от 03.06.2020 №723-р «Об отмене распоряжения Губернатора Нижегородской области от 31.12.2019 №2316-р».

Изучив материалы дела и заслушав доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Часть 1 статьи 49 АПК РФ в императивном порядке, предусматривает право истца на изменение именно основания или предмета иска до принятия окончательного судебного акта судом первой инстанции, поэтому при одновременном изменении и основания и предмета иска, является основанием для отказа в принятии указанного заявления.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 3 Постановление Пленума ВАС РФ от 31.10.1996 N13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику. Изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику. Под основанием иска понимаются фактические обстоятельства, из которых вытекает право требования истца и на которых истец их основывает. На такое понимание основания иска указывает пункт 5 части 2 статьи 125 АПК РФ. При этом в основание иска входят юридические факты, с которыми нормы материального права связывают возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов спорного материального правоотношения. Одновременное изменение предмета и основания иска АПК РФ не допускает.

В рассматриваемом случае, уточнив требования, заявитель фактически заявил новое требование; ходатайство об уточнении требований путем предъявления дополнительного требования в данном случае не соответствует статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд не принимает уточнения требований Общества в части признания незаконным распоряжения Губернатора Нижегородской области от 03.06.2020 №723-р «Об отмене распоряжения Губернатора Нижегородской области от 31.12.2019 №2316-р», поскольку данные требования являются самостоятельными и могут быть предъявлены заявителем в отдельном заявлении.

Что касается требования Общества о признании незаконным и отмене решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области №3526-33-1619 от 15.05.2020, суд пришел к следующим выводам.

Правовые и экономические основы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области определяет Закон Нижегородской области от 31.12.2004 N180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области".

Полномочия органов государственной власти Нижегородской области по распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области, находящимися в собственности Нижегородской области, и регулирует реализацию отдельных полномочий органов государственной власти Нижегородской области в сфере земельных отношений, определенных федеральным законодательством регулируются Законом Нижегородской области от 13.12.2005 N192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области".

В целях реализации положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 13 декабря 2005 г. N 192-З "О регулировании земельных отношений в Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 г. N 197-З "О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области", Закона Нижегородской области от 2 февраля 2016 г. N 14-З "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Нижегородской области", а также в целях координации деятельности органов власти для реализации инвестиционных проектов в части рассмотрения вопросов земельных и имущественных отношений Правительство Нижегородской области приняло постановление "О Совете по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области".

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерацииустановлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд сзаявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконнымирешений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия,должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решениеи действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому актуи нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создаютиные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономическойдеятельности.

Под ненормативным актом, который в соответствии со статьей 13 Гражданскогокодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом,понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченныморганом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданскиеправа и охраняемые законом интересы юридического лица и влекущий неблагоприятныеюридические последствия.

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Совете по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области, Совет является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, подведомственных данным органам учреждений, ресурсоснабжающих организаций на территории Нижегородской области в целях решения земельных и имущественных вопросов при реализации инвестиционных проектов, проектов государственно-частного партнерства, проектов на основе концессионных соглашений на территории Нижегородской области, сохранения и использования объектов культурного наследия, расположенных на территории Нижегородской области.

Таким образом, Совет по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области, являясь коллегиальным совещательным органом, каких-либо решений, влекущих правовые последствия и носящих императивный характер для сторон, не принимает.

На основании изложенного суд пришел у выводу, что оспариваемое Обществом решение Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области от 15.05.2020 №3526-33-1619 не содержит сведений о применении к заявителю конкретной меры ответственности, не имеет признаков предписания, не создает каких-либо препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности, то есть не относится к числу властно-распорядительных документов, которыми нарушаются права либо охраняемые интересы заявителя в экономической либо предпринимательской деятельности, не устанавливает каких-либо юридических фактов, и, значит, не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Это обстоятельство является основанием для прекращения производства по настоящему делу в силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 150, 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

в принятии уточнения заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственная компания РосАз-НН», г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>), в части признания незаконным распоряжения Губернатора Нижегородской области от 03.06.2020 №723-р «Об отмене распоряжения Губернатора Нижегородской области от 31.12.2019 №2316-р» отказать.

Производство по делу №А43-24582/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Торгово-производственная компания РосАз-НН», г. Нижний Новгород (ОГРН <***>, ИНН <***>), о признании незаконным и отмене решения Совета по земельным и имущественным отношениям при Правительстве Нижегородской области №3526-33-1619 от 15.05.2020, прекратить ввиду того, что данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Настоящее определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в срок, не превышающий одного месяца со дня его вынесения.

Судья И.Ю. Мукабенов