АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № А43-28545/2016
г. Нижний Новгород "10" ноября 2016 года
Резолютивная часть определения оглашена "07" ноября 2016 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Фирсовой Марины Борисовны (шифр 36-152)
при ведении протокола судебного заседания секретарем Громовой Алины Николаевны,
рассмотрев заявление акционерного общества Нижегородская областная коммунальная компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>, 603006, <...>, пом. П5) по вопросу об отмене обеспечительных мер, наложенных определением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2016 по делу А43-28545/2016,
Ответчик:
Муниципальное унитарное Теплоэнергетическое производственное предприятие (607220, <...>), АО «Нижегородская областная коммунальная компания» (603006, <...>, пом. П5)при участии в судебном заседании:
от ОАО «Рикор Электроникс» - ФИО1 по доверенности от 10.10.2013г.
от АО «НОКК» - ФИО2 по доверенности №17 от 30.03.2016 г.
от АО «НОКК» - ФИО3 по доверенности №28 от 02.06.16 г.
У С Т А Н О В И Л:
в арбитражный суд обратилось открытое акционерное общество "Рикор Электроникс" (ИНН <***>, ОГРН <***>) с заявлением о признании МУП "Теплоэнергетическое производственное предприятие" несостоятельным (банкротом) в связи с наличием задолженности в размере, превышающим 300 000 руб., неоплаченной более трех месяцев.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.10.2016 заявление принят к производству, судебное заседание по его рассмотрению назначено на 28.11.2016 на 13 час. 15 мин.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2016 в рамках настоящего дела приняты обеспечительные меры в виде запрета должнику совершать какие-либо действия, связанные с отчуждением (передачей) основных средств и иного имущества, в том числе совершать сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, связанных с отчуждением (передачей) или возможностью отчуждения (передачи) прямо или косвенно основных средств и иного имущества должника, совершать действия по обременению недвижимого имущества должника, которые могли бы повлечь его отчуждение (передачу) до разрешения по существу вопроса об обоснованности требований ОАО «Рикор Электроникс» о признании МУП "Теплоэнергетическое производственное предприятие" несостоятельным (банкротом), а также в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области и ее территориальным органам совершать любые регистрационные действия, в том числе регистрацию права собственности, перехода права собственности, ограничений, обременений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении недвижимого имущества должника до разрешения по существу вопроса об обоснованности требований о признании должника банкротом.
31.10.2016 в арбитражный суд обратилось акционерное общество "Нижегородская областная коммунальная компания" (ОГРН <***>, ИНН <***>) с заявлением об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2016, мотивированным тем, что принятые обеспечительные меры нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. препятствуют возможности заключить концессионное соглашение по созданию и реконструкции (модернизации) объектов теплоснабжения и холодного водоснабжения города Арзамаса, не отвечают принципам разумности и обоснованности, а также нарушают публичные интересы и интересы третьих лиц.
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.11.2016 заявление принято к производству, судебное заседание по его рассмотрению назначено на 07.11.2016 на 14 час. 30 мин.
В судебном заседании представители заявителя требования поддерживает в полном объеме; представитель ОАО "Рикор Электроникс" возражает против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» ответчик, иные лица, участвующие в деле (часть 1 статьи 97 АПК РФ), а также лица, чьи права и интересы нарушены в результате применения обеспечительных мер (статья 42 АПК РФ), после получения определения арбитражного суда о применении обеспечительных мер вправе обратиться с ходатайством об их отмене в суд, их применивший, в порядке, предусмотренном статьей 97 АПК РФ, представив объяснения по существу примененных мер, на основании которых суд повторно проверяет наличие оснований, установленных частью 2 статьи 90 АПК РФ, и оценивает отношения на соответствие критериям, указанным в пункте 10 настоящего Постановления. С учетом сбалансированной оценки доводов заявителя и ответчика суд отказывает в отмене обеспечительных мер либо выносит определение об их отмене.
Из материалов дела следует, что на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru (сообщение № 210916/0002543/01 от 21.09.2016) Комитетом имущественных отношении города Арзамаса Нижегородской области размещено предложение АО «Нижегородская областная коммунальная компания» о заключении концессионного соглашения по созданию, реконструкции (модернизации) объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения города Арзамаса Нижегородской области; датой и временем окончания подачи заявок является 07.11.2016 в 17 час. 00 мин.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на то, что в случае заключения между АО «Нижегородская областная коммунальная компания» и Муниципальным образованием городского округа Арзамаса концессионного соглашения концессионная плата по соглашению составит размер не исполненных на момент принятия решения о заключении концессионного соглашения долговых денежных обязательств МУП "Теплоэнергетическое производственное предприятие" по оплате энергетических ресурсов.
При этом, размер, порядок и сроки внесения концессионной платы определяется дополнительным соглашением к настоящему соглашению, заключаемым в течение 30 дней с момента заключения концессионного соглашения. Учет средств на компенсацию вышеуказанных расходов Концессионера осуществляется при установлении тарифов Концессионера в порядке и размере, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Концессионер по согласованию с Концедентом может установить иной способ исполнения вышеуказанных денежных обязательств МУП "Теплоэнергетическое производственное предприятие".
В силу п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 2 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон об унитарных предприятиях) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 5 ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 7 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях которые прямо обязывают предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.
В соответствии с п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, содержится в п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и в ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, которые не предоставляют собственнику имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, права изымать у него указанное имущество.
На основании п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Пункты 1, 2 статьи 18 Закона об унитарных предприятиях предусматривают, что государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Государственное или муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Согласно п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности в специально оговоренных законом случаях.
В соответствии с п. 7 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, государственное, или муниципальное предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента, предусмотренные концессионным соглашением.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 4 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях установлено, что объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. В случае если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1 и 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, такое имущество на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях, оно на момент заключения концессионного соглашения может принадлежать государственному бюджетному учреждению на праве оперативного управления.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 5 Закона о концессионных соглашениях в случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 1 и 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях и принадлежащее государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента наряду с иными лицами, которые могут их осуществлять в соответствии с настоящим Федеральным законом. Осуществляемые таким предприятием полномочия концедента, в том числе полномочия по передаче объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, определяются концессионным соглашением. При этом такое государственное или муниципальное унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом, входящим в состав объекта концессионного соглашения и (или) иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества, и подписывает соответствующие акты приема-передачи.
Положения ч. 16 ст. 3 Закона о концессионных соглашениях предусматривают, что объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.
Из вышеизложенного следует, что при передаче имущества концессионеру по соответствующему концессионному соглашению право хозяйственного ведения у предприятия прекращается.
Из материалов дела следует, что проектом концессионного соглашения предусматривается передача концессионеру объекта - системы теплоснабжения и горячего водоснабжения города Арзамаса, представляющей собой комплекс имущества, состоящий из объектов недвижимости коммунального хозяйства и движимого имущества, в том числе объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения, оборудования, тепловых сетей, сетей горячего водоснабжения технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 1 соглашения, принадлежащих на праве собственности городу Арзамасу, в том числе (включая) закрепленных на праве хозяйственного ведения за МУП "Теплоэнергетическое производственное предприятие", расположенных на территории города Арзамаса, в том числе подлежащее реконструкции (модернизации) имущество, состав которого указан в приложениях № 1, 6 к проекту концессионного соглашения (пункт 2 раздела 2 проекта концессионного соглашения), то есть предполагается передача всего комплекса имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за должником, что в свою очередь влечет прекращение права хозяйственного ведения на переданный по такому концессионному соглашению комплекс имущества.
Принимая во внимание, что одним из последствий удовлетворения заявления о признании должника банкротом является реализация имущества должника в целях погашения обязательств перед кредиторами, то в результате заключения должником такого концессионного соглашения произойдет лишение активов последнего и соответственно невозможность включения данного имущества в конкурсную массу должника и последующей его реализации для расчетов с кредиторами, что в свою очередь может повлечь за собой причинение вреда имущественным правам кредиторов.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при заключении концессионного соглашения между АО «Нижегородская областная коммунальная компания» и Муниципальным образованием городского округа г. Арзамаса имущество должника будет передано по акту приема-передачи и будет учитываться на балансе АО «Нижегородская областная коммунальная компания», соответственно, удовлетворение требований иных кредиторов должника станет невозможным.
С учетом изложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку принятые определением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2016 обеспечительные меры позволяют сохранить существующее положение сторон до рассмотрения спора по существу.
Руководствуясь статьями 97, 176, 184-186, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
АО «Нижегородская областная коммунальная компания» в удовлетворении ходатайства об отмене обеспечительных мер, принятых определением Арбитражного суда Нижегородской области от 28.10.2016 по делу № А43-28545/2016 отказать.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленном порядке в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течении одного месяца со дня вынесения определения.
Судья М.Б. Фирсова