ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-33872/2017 от 06.03.2018 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о прекращении производства по делу

Дело № А43-33872/2017

         г. Нижний Новгород                                         15 марта 2018 года   

         Резолютивная часть определения объявлена 06 марта 2018 года

         Определение в полном объеме изготовлено 15 марта 2018 года

       Арбитражный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи  Чепурных Марии Григорьевны, судей Леонова Андрея Владимировича и Мукабенова Игоря Юрьевича, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Артемьевым Д.А., при рассмотрении в судебном заседании дела по заявлению Частного профессионального учреждения «Автопилот» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

       о признании недействительным Постановления администрации г.Н.Новгорода от 03.02.2014 №245 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории на участке от деревни Бешенцево до деревни Мордвинцево в Приокском районе города Нижнего Новгорода» в части, относящейся к земельному участку (категория земель- земли населенных пунктов), площадью 1272+12 кв.м., с кадастровым номером 52:18:0080286:255, местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: <...> города Нижнего Новгорода между домами №19 и №25),

       и исключении указанного земельного участка из проекта планировки и межевания территории на участке от деревни Бешенцево до деревни Мордвинцево в Приокском районе города Нижнего Новгорода,

       и обязании Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастром плане территории,
         при участии представителей сторон:

         от заявителя: ФИО1 (доверенность от 02.10.2017),

         от администрации г.Нижнего Новгорода: ФИО2 (доверенность от 20.12.2017),

         установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Частное  профессиональное учреждение «Автопилот» (далее – заявитель, Учреждение) с заявлением, содержащим указанное выше требование.

       В обоснование заявленного требования заявитель ссылается на положения части 1 статьи 41, частей 1-4 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и отмечает, что принадлежащий ему универсальный автодром частично расположен в границах территории от дер.Бешенцево до дер.Мордвинцево в Приокском района, для которой оспариваемым постановлением администрации г.Н.Новгорода от 03.02.2014 №245 утвержден проект планировки и межевания территории.  По мнению заявителя, данное обстоятельство лишает его возможности реализовать исключительное право оформления земельного участка, на котором расположении автодром, в собственность или в аренду.

       Заявитель полагает рассматриваемое требование подведомственным арбитражному суду.

       Подробно позиция Учреждения изложена в заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.

       Администрация города Нижнего Новгорода (далее – Администрация) просит суд прекратить производство по настоящему делу ввиду неподведомственности спора арбитражному суду. При этом Администрация отмечает, что оспариваемое заявителем постановление от 03.02.2014 №245 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории на участке от деревни Бешенцево до деревни Мордвинцево в Приокском районе города Нижнего Новгорода» является нормативным правовым актом органа местного самоуправления, поскольку  адресовано неопределенному кругу лиц, устанавливает параметры планируемого развития  элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектом, рассчитан на неоднократное применение.

       Подробно доводы Администрации изложены в ходатайстве о прекращении производства по делу и поддержаны представителем в судебном заседании.

       Представитель Министерства инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайств не заявил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

       Согласно представленному отзыву на заявление Министерство инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области поддерживает ходатайство Администрации о прекращении производства по делу.

       Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражным судом установлены следующие обстоятельства.

       Как следует из материалов дела, в рамках настоящего дела Учреждением заявлено требование  о признании недействительным Постановления администрации г.Н.Новгорода от 03.02.2014 №245 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории на участке от деревни Бешенцево до деревни Мордвинцево в Приокском районе города Нижнего Новгорода» в части, относящейся к земельному участку (категория земель- земли населенных пунктов), площадью 1272+12 кв.м., с кадастровым номером 52:18:0080286:255, местоположением, установленным относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира: <...> города Нижнего Новгорода между домами №19 и №25).

       Указанное постановление 03.02.2014 опубликовано на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода, а также 07.02.2014 в газете "День города. Нижний Новгород", N 09(849).

       В силу абз.16 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон №131-ФЗ) муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (часть 3 статьи 7 Закона №131-ФЗ).

       В силу пунктам 9, 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

       При решении вопроса о принятии заявления об оспаривании нормативного правового акта или его части, независимо от его наименования (за исключением акта, принятого в форме закона) суду необходимо проверить, содержит ли он правовые нормы, определяющие правила поведения субъектов регулируемых отношений.

       В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом, в частности типовые, примерные положения.

По правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения (пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов").

Таким образом, под нормативным правовым актом органа местного самоуправления понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме в пределах его компетенции, содержащий правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

Следовательно, для отнесения оспариваемого в рамках настоящего дела постановления Администрации суд должен установить факт распространения правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу пункта 20 части 1 статьи 14 Закона №131-ФЗ утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории относится к вопросам местного значения городского поселения относятся.

Согласно части 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации видами документации по планировке территории являются: 1)проект планировки территории; 2) проект межевания территории.

В силу части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2)положение о характеристиках планируемого развития территории; 3)положения об очередности планируемого развития территории.

Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов) в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Порядок подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, порядок принятия решения об утверждении документации по планировке территории для размещения объектов, указанных в частях 4, 4.1 и 5 - 5.2 настоящей статьи, подготовленной в том числе лицами, указанными в пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи, устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 20 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Постановление Городской Думы г. Н.Новгорода от 15.11.2005 N 89 утверждены Правила землепользования и застройки в городе Нижнем Новгороде (далее – Правила).

Настоящие Правила устанавливают систему регулирования землепользования и застройки территории города Нижнего Новгорода, основанную на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах города Нижнего Новгорода на территориальные зоны - с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента (пункт 2 Правил).

В силу подпунктом 2,3 пункта 3 указанных Правил целью введения настоящих Правил являются: создание условий для устойчивого развития территории города Нижнего Новгорода на основе Генерального плана города Нижнего Новгорода, сохранения окружающей среды, охраны объектов культурного наследия и рационального использования земельных ресурсов; создание предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации правовых условий для планировки территорий, для реализации планов и программ развития территории, систем инженерно-транспортного обеспечения и социального обслуживания, сохранения природной и культурно-исторической среды города Нижнего Новгорода.

В соответствии со статьей 10 Правил видами документации по планировке территории являются: 1) проект планировки территории; 2) проект межевания территории (часть 3). Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории (часть 4). Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа (часть 5).

Постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 28.09.2011 N 4038 администрации Приокского района города Нижнего Новгорода разрешена подготовка проекта планировки и межевания территории на участке от деревни Бешенцево до деревни Мордвинцево в Приокском районе города Нижнего Новгорода.

Разработанный на основании указанного постановления проект планировки и межевания территории на участке от деревни Бешенцево до деревни Мордвинцево в Приокском районе города Нижнего Новгорода утвержден оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением Администрации от 03.02.2014 №245.

Таким образом, в силу приведенных положений статей 41, 42 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил оспариваемое в рамках настоящего дела постановление Администрации от 03.02.2014 №245 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории на участке от деревни Бешенцево до деревни Мордвинцево в Приокском районе города Нижнего Новгорода»  устанавливает нормы и положения, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые будут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт или реконструкцию зданий, прокладку коммуникаций, новых магистралей и улиц, государственными органами и должностными лицами, которые дают разрешения и различные согласования на осуществление такой деятельности.

Названные лица должны осуществлять свою деятельность с учетом установленных указанным постановлением красных линий - линий, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ), территорий общего пользования, то есть территорий, которыми беспрепятственно пользуются неограниченный круг лиц, -улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации ), нормативов, коэффициентов плотности и параметров застройки, указанных в приложениях к данным актам.

Следовательно, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемое заявителем в рамках настоящего дела постановление Администрации от03.02.2014 №245 по своей правовой природе является нормативным актом, поскольку содержит обязательные для применения нормы и правила поведения, от реализации которых зависит проведение градостроительной деятельности на соответствующей территории, затрагивает права неопределенного круга лиц.

Положения  пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58, которым определено, что проекты планировки не относятся к нормативным актам, не принимается судом, поскольку  в рассматриваемом случае суд руководствуется не только из наименования документа, но и разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48, и в результате проверки оспариваемого постановления установил вышеприведенные признаки, свидетельствующие о нормативности спорного постановления.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"; далее - Закон N 186-ФЗ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.

Указанная редакция пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ начала действовать с 06.08.2014.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 №86-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" с 06.08.2014 из подведомственности арбитражных судов исключены споры, связанные с признанием недействующими нормативных правовых актов.

Применительно к упомянутой норме арбитражный суд может рассмотреть по существу дело об оспаривании нормативного акта только при наличии доказательств принятия к производству заявления об оспаривании нормативного акта до 06.08.2014.

Однако с рассматриваемым требованием заявитель обратился в арбитражный суд только 05.10.2017, то есть после исключения дел об оспаривании нормативных правовых актов из подведомственности арбитражных судов.

Следовательно, в силу приведенных норм требование о признании недействительным оспариваемого постановления не подлежит рассмотрению арбитражным судом, в связи с чем, производство по настоящему делу подлежит прекращению.

Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 №304-КГ17-13859, согласуется с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.03.2014 N 16256/13, а также подтверждается апелляционными определениями Верховного Суда Российской Федерации от 27.10.2016 по делу  №9-АПГ16-17, от 27.04.2017 по делу №9-АПГ17-3.

При этом суд отмечает, что определением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 23.01.2018 по делу №2а-3485/2017 заявление Учреждения оставлено без рассмотрения в связи с нахождением в производстве Арбитражного суда Нижегородской области дела с тождественными требованиями. Вопрос подведомственности судом общей юрисдикции не рассматривался. В связи с чем, право общества на судебную защиту не нарушено в соответствии с правилами о подведомственности спора .

В силу пункта 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, уплаченная по  чек-ордеру от 29.09.2017, государственная пошлина в размере 3000рублей подлежит возврату заявителю.    Руководствуясь  пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 151, 184, 185, 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный суд     

О П Р Е Д Е Л И Л:

  Прекратить производство по делу № А43-33872/2017 (вн.шифр 43-665) в Арбитражном суде Нижегородской области.

         Возвратить заявителю  из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000рублей, уплаченную по чек-ордеру от 29.09.2017, на основании настоящего определения суда.

         Определение может быть обжаловано в установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации порядке через Арбитражный суд Нижегородской области.

Председательствующий судья                                              М.Г.Чепурных

Судьи                                                                                           А.В.Леонов

                                                                                                      И.Ю. Мукабенов