ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-34043/17 от 26.04.2022 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Об утверждении способа распоряжения правом требования

Дело № А43-34043/2017

г. Нижний Новгород 26 апреля 2022 года

26 апреля 2022 года – дата объявления резолютивной части

26 апреля 2022 года – дата изготовления судебного акта в полном объеме

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Архипова Владимира Сергеевича (шифр 49-146/4),

при ведении протокола секретарем судебного заседания Филатовым А.М.,

рассмотрев в судебном заседании заявление ФИО1 - конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия «Большемурашкинское пассажирское автотранспортное предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 606360, Нижегородская обл., Большемурашкинский р-н., р. <...>),о привлечении к субсидиарной ответственности, а также о результатах выбора кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности,

при участии в заседании судебном представителей:

конкурсный управляющий - ФИО1 (паспорт);

от Администрации - ФИО2 (доверенность от 21.06.2021);

УСТАНОВИЛ:

Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.11.2017 муниципальное унитарное предприятия «Большемурашкинское пассажирское автотранспортное предприятие» (далее МУП «Большемурашкинское ПАП», должник) признано несостоятельным (банкротом) по признакам ликвидируемого должника, в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО3.

Определением от 15.07.2020 конкурсный управляющий ФИО3 освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей; конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

Определением от 12.07.2021 признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам МУП «Большемурашкинское ПАП» по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее - Закон о банкротстве). В связи с невозможностью определения размера субсидиарной ответственности производство по делу в части определении размера такой ответственности было приостановлено до окончания расчетов с кредиторами.

Определением от 27.01.2022 суд назначил судебное заседание по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу в связи вступлением в законную силу вышеуказанного судебного акта, обжалованного в суд апелляционной и кассационной инстанций.

Определением от 22.03.2022 суд, в порядке статьи 146 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) возобновил производство по делу, а также объединил рассмотрение вопроса об определении размера субсидиарной ответственности с заявлением конкурсного управляющего о выборе кредиторами способа распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности.

В ходе рассмотрения настоящего дела от Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области (далее - администрация) поступил отзыв, а также дополнения к нему, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении заявленного конкурсным управляющим требования указывая, что, во-первых, мораторные проценты и проценты по вознаграждению управляющего, планируемые текущие расходы на проведение процедуры не учитываются для определения размера субсидиарной ответственности, во-вторых, размер денежных средств, поступивших в конкурсную массу, покрывает весь размер субсидиарной ответственности, в связи с чем оснований для удовлетворения требования не имеется.

В процессе судебного разбирательства ФИО1 уточнил свое заявление: просит установить размер субсидиарной ответственности в сумме 1 455 018, 36 руб. и взыскать ее с администрации в конкурсную массу должника.

Данные уточнения были приняты судом в порядке статьи 49 АПК РФ.

В судебном заседании конкурсный управляющий требование поддержал.

Представитель конкурсного кредитора поддержал заявленное управляющим требование.

Представитель администрации заявил возражения, поддержал доводы, изложенные в отзыве и дополнениях к нему.

В судебном заседании 19.04.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 26.04.2022, после чего судебное разбирательство было продолжено.

Изучив данное требование, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, заслушав доводы участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 32 Закона о банкротстве, части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Нормами статей 61.11 и 61.12 Закона о банкротстве предусмотрена ответственность контролирующих должника лиц за убытки, которые причинены кредиторам должника или должнику (и как следствие, его кредиторам). Гражданско-правовая ответственность указанных лиц в случае банкротства юридического лица является следствием совершения ими гражданского правонарушения, состав которого, по общему правилу, включает в себя убытки, противоправное поведение, причинно-следственную связь и вину.

Как следует из пункта 9 статьи 61.16 Закона о банкротстве, и разъяснений, изложенных в пунктах 43 и 44 постановления Пленума ВС РФ № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» после завершения расчетов с кредиторами в случае приостановления производства по заявлению о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности назначается судебное заседание по вопросу о возобновлении производства по делу совместно с рассмотрением отчета конкурсного управляющего; при этом не исключается возможность вынесения судом двух отдельных определений по этим вопросам.

Кроме того, изложенный в резолютивной части определения о приостановлении производства по делу вывод суда о наличии оснований для привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности является общеобязательным (ст. 16 АПК РФ), что исключает повторную проверку этого вывода после возобновления производства по обособленному спору на основании абзаца первого п. 9 ст. 61.16 Закона о банкротстве.

Определением от 12.07.2021 по делу № А43-34043/2017 (шифр 49-146/4), вступившим в законную силу, признано доказанным наличие оснований для привлечения Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области к субсидиарной ответственности по неисполненным обязательствам МУП «Большемурашкинское пассажирское автотранспортное предприятие» по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве, в связи совершением администрацией неправомерных действий (бездействия), а также сделок, повлекших банкротство предприятия.

В соответствии с абзацем десятому пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона № 134-ФЗ), размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника.

Аналогичное норма закреплена в пункте 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве.

В реестр требований кредиторов МУП «Большемурашкинское ПАП» были включены требования на общую сумму в размере 2 786, 99 тыс.руб., из которых:

- 561, 90 тыс.руб. - требования кредиторов второй очереди;

- 1 967, 13 тыс.руб. - требования кредиторов третьей очереди,

- 257, 96 тыс. руб. - требования кредиторов третьей очереди, учитывающиеся отдельно и подлежащие удовлетворению после погашения основной суммы долга и причитающихся процентов.

В состав требований, заявленных после закрытия реестра требований кредиторов МУП «Большемурашкинское ПАП» и подлежащих удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, включены требования ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» в размере 247, 58 тыс.руб.

В ходе проведения процедуры банкротства была сформирована конкурсная масса за счет поступлений денежных средств в качестве дебиторской задолженности, арендных платежей, реализации имущества, возвращенного в порядке реституции по определению от 03.02.2021, а также денежных средств, взысканных определениями суда от 03.02.2021, от 16.06.2021.

Поступившие на основной счет МУП «Большемурашкинское ПАП» денежные средства в размере 5 274 269, 55 руб., из которых погашены:

1) 2 529 035, 86 руб. - погашена реестровая задолженность (90, 74 % удовлетворенных требований), в том числе: 561 901, 67 руб. - требования кредиторов второй очереди (100 %), 1 032 602, 56 руб. - требования кредиторов третьей очереди (100 % основной долг);

2) 2 263 252, 51 руб. - погашены текущие обязательства должника на период с 23.11.2017 по 11.04.2022 (100 %).

Остаток денежных средств в размере 481 981, 18 руб. был зарезервирован конкурсным управляющим на следующие цели:

1) 72 000 руб. - оплата вознаграждения конкурсному управляющему период с 01.04.2022 по 13.06.2022 (т.е. до конца проведения процедуры);

2) 5 100 руб. - расчетно-кассовое обслуживание;

3) 2 707, 53 руб. - публикация сообщений в ЕФРСБ;

4) 177 032, 51 руб. - проценты по вознаграждению;

5) 225 141, 14 руб. - мораторные проценты.

В силу изложенного, размер субсидиарной ответственности, по мнению конкурсного управляющего, составит 1 455 018, 36 руб., включающий в себя:

1) 667 591, 19 руб. - непогашенный остаток мораторных процентов;

2) 257 957, 17 руб. - непогашенные требования кредиторов третьей очереди;

3) 247 581 руб. - требования кредитора, учитывая за реестром требований кредиторов;

4) 281 889 руб. - оплата налогов за реализацию имущества, взысканных с администрации

С данным расчетом решительно не согласна администрация, заявляя свои возражения.

Положения пункта 4 статьи 63, пункта 2 статьи 81, абзаца четвертого пункта 2 статьи 95 и пункта 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве предусматривают возможность начисления на сумму основного требования, включенного в реестр, специальных процентов, именуемых мораторными.

Мораторные проценты заменяют собой санкции за нарушение обязательства (ст. 365 ГК РФ), представляя собой компенсацию указанных выплат для кредитора, в целях приведения всех кредиторов к одному положению (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2018 № 305-ЭС18-12827).

Такое регулирование направлено на частичную компенсацию имущественных потерь кредитора (в том числе в результате задержки в возврате денежных средств) от ограничений, наступающих в связи с введением процедуры банкротства в отношении должника.

Особенность мораторных процентов состоит в том, что они не включаются в реестр требований кредиторов должника. Уплата названных процентов не является погашением требований кредитора, включенного в реестр кредиторов.

По мнению управляющего и кредитора, несмотря на то, что в пункте 11 статьи 61.11 (пункт 4 статьи 10) Закона о банкротстве прямо не установлена возможность включения в размер субсидиарной ответственности мораторных процентов, однако, учитывая их правовую природу, они должны быть учтены при определении размера субсидиарной ответственности ответчика перед кредиторами за доведение должника до банкротства.

Однако как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 28.12.2020 № 309-ЭС20-10487 по делу № А76-25213/2015 необходимость (возможность) взыскания процентов, штрафов, пеней, начисленных на сумму основного долга за период после введения первой процедуры банкротства, прямо не установлена в вышеуказанных нормах права. Конкурсные кредиторы имеют право на получение мораторных процентов, не взысканных в составе субсидиарной ответственности за счет контролирующего лица, если конкурсная масса должника позволяет осуществить эту выплату, то есть, установлена достаточность имущества самого должника, а не привлеченного к ответственности контролирующего лица.

Таким образом, исходя из содержания абзаца 10 пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона № 134-ФЗ), пункта 11 статьи 61.11 Закона о банкротстве, с учетом приведенной позиции Верховного Суда Российской Федерации, следует признать, что в рассматриваемом случае в размер субсидиарной ответственности администрации не могут быть включены мораторные проценты в размере 892 732, 33 руб.

При этом суд отклоняет довод представителя АО «Большемурашкинское АТП» о том, что Верховный суд допустил возможность включения в размер субсидиарной ответственности мораторных процентов со ссылкой на вышеуказанное определение Верховного Суда, так как в указанном определении содержится по существу противоположный подход. Что же касается подхода, занятого судами при рассмотрении дела № А28-14516/2016 суд обращает внимание на его тождественность позиции ответчика. В настоящее время Верховный суд Российской Федерации лишь истребовал дело по заявлению о привлечении собственника имущества -администрации к субсидиарной ответственности, с целью проверки доводов кассационной жалобы, а также разрешения вопроса о наличии оснований для ее передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.

Изменение позиции Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу может послужить основанием для пересмотра данного судебного акта в порядке главы 37 АПК РФ.

При этом суд отклоняет доводы ответчика о том, что нормы Закона не предусматривают привлечение к субсидиарной ответственности в размере суммы процентов по вознаграждению конкурсного управляющего, поскольку требования конкурсного управляющего по выплате ему вознаграждения, которое состоит из фиксированной суммы и суммы процентов (ст. 20.6 Закона о банкротстве) представляют собой требования по текущим платежам.

Определением от 15.04.2022 суд утвердил ФИО1 размер процентов по вознаграждению за осуществление им полномочий конкурсного управляющего МУП «Большемурашкинское ПАП» в размере 177 032, 51 руб.

Ссылка ответчика на определение Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2021 № 310-ЭС19-26661, которым было отказано в передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ, отклоняется судом, т.к. вопрос об определении процентов по вознаграждению конкурсного управляющего в составе размера субсидиарной ответственности предметно не исследовался.

Что же касается размера налогов, включаемых в размер субсидиарной ответственности, суд отмечает, что оплата налогов от продажи имущества должника также представляет собой текущие расходы, несение которых обязательно в силу норм налогового законодательства.

Однако суд не может согласиться с необходимостью оплаты налогов в размере 138 150 руб. с суммы 2 302 500 руб. - денежных средств, полученных МУП «Большемурашкинское ПАП» в порядке реституции, поскольку в данном случае указанные средства не представляют собой имущественную выгоду должника, то есть налогооблагаемую базу, так как происходит возврат самого имущества должника (его денежного эквивалента), отчужденного по сделке, признанной судом недействительной. Следовательно, поскольку согласно статье 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения, у должника не возникает обязанности по уплате налога с указанной суммы.

Иные текущие расходы, указанные конкурсным управляющим в размере субсидиарной ответственности, суд признает обоснованными, их отсутствие не позволит завершить данную процедуру банкротства. Здесь суд акцентирует внимание, что в конкурсной массе отсутствуют средства для погашения таковых; каких-либо иных поступлений, достаточных для погашения предстоящих расходов, не планируется. Отказ в настоящей части по формальному основанию фактически повлечет нарушение права на судебную защиту и может создать препятствия для несения таких расходов и, как следствие, для завершения процедуры, что недопустимо.

Таким образом, обобщая изложенное, размер субсидиарной ответственности подлежит перерасчету и составит 424 136, 03 руб. = 257 957, 17 руб. + 247 581 руб. + 143 739 руб. (суммы непогашенных реестровых и зареестровых требований кредиторов, подлежащая оплате сумма налога) - 225 141, 14 руб. (зарезервированная сумма выплаты мораторных процентов) с учетом наличия в составе конкурсной массе денежных средств, зарезервированных на поименованные конкурсным управляющим расходы, признанные судом обоснованными.

Целью конкурсного производства является последовательное и эффективное проведение мероприятий по получению наибольшей выручки от реализации имущества должника, максимальное наполнение конкурсной массы для соразмерного удовлетворения требований кредиторов должника (ст. 2 Закона о банкротстве).

Для реализации названной цели Закон предоставил кредиторам и уполномоченным органам, требования которых не были удовлетворены за счет имущества должника-банкрота, иные вспомогательные правовые средства, в том числе возможность получить удовлетворение за счет имущества лиц, контролировавших должника.

Пунктом 2 статьи 61.17 Закона о банкротстве предусмотрены три способа распоряжения требованием: 1) взыскание задолженности по требованию; 2) продажа требования с торгов; 3) уступка кредитору части требования в размере требования кредитора.

Реализация первых двух способов осуществляется в рамках дела о банкротстве.

Руководствуясь статьей 61.17 Закона конкурсным управляющим представлен отчет о результатах выбора кредиторами способа распоряжения указанного права требования.

Как следует из материалов дела, кредиторы должника выбрали следующие способы распоряжения правом требования о привлечении к субсидиарной ответственности:

Кредитор

Размер требования,руб.

Способ

1

МУП «Управляющая компания»

794 293, 33

нет заявления

2

Налоговый орган

756 740, 73

уступка

3

АО «Большемурашкинское АТП»

1 235 958, 97

взыскание

4

ГБОУ ВО «НГИЭУ»

247 581

нет заявления

Абзацем 2 пункта 3 статьи 61.17 Закона о банкротстве установлено, что кредитор, от которого к указанному сроку не будет получено заявление, считается выбравшим способ, предусмотренный подпунктом 2 пункта 2 названной статьи, то есть продажа этого требования по правилам пункта 2 статьи 140 настоящего Федерального закона;

Следует заметить, что Закон о банкротстве прямо не регулирует вопрос о возможности последующего изменения кредитором своего выбора способом распоряжения требованием к субсидиарным ответчикам. Ни Закон о банкротстве, ни иные правовые акты гражданского законодательства не запрещает кредитору изменять свой выбор в отношении требования к субсидиарному ответчику (п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021).

Таким образом, ГБОУ ВО «НГИЭУ», направившее заявление о выборе им способа в виде взыскания задолженности в рамках данного судебного разбирательства судом принимается.

Пунктом 4 статьи 61.17 Закона о банкротстве предусмотрено, что на основании отчета арбитражного управляющего суд после истечения срока на подачу апелляционной жалобы или принятия судом апелляционной инстанции соответствующего судебного акта о привлечении к субсидиарной ответственности:

1) производит замену взыскателя в части соответствующей суммы на кредиторов, выбравших способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, и выдает на имя каждого такого кредитора как взыскателя исполнительный лист с указанием размера и очередности погашения его требования в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона;

2) выдает исполнительный лист на имя должника по делу о банкротстве как взыскателя на оставшуюся сумму.

В соответствии с пунктом 6 статьи 61.17 Закона о банкротстве к кредитору, который выбрал способ, предусмотренный подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, с момента вынесения арбитражным судом определения о замене на него взыскателя переходит часть требования о привлечении к ответственности, равная размеру требования этого кредитора к должнику. Такой переход не уменьшает размер требования этого кредитора к должнику, лицу, предоставившему обеспечение, иным лицам, к которым может быть предъявлено требование в соответствии с настоящей главой.

В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Исследовав и оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленного конкурсным управляющим требования.

Настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет». По ходатайству лиц, участвующих в деле, его копии на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 61.11, 61.17 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

1. Заявление ФИО1 - конкурсного управляющего МУП «Большемурашкинское ПАП» удовлетворить частично.

2. Привлечь Администрацию Большемурашкинского района Нижегородской области к субсидиарной ответственности неисполненным обязательствам МУП «Большемурашкинское ПАП» на сумму в размере 424 136, 03 руб. по основанию, предусмотренному абзацем третьим пункта 4 статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в редакции Федерального закона от 28.06.2013 № 134-ФЗ.

3. Произвести замену МУП «Большемурашкинское ПАП» в настоящем обособленном споре о взыскании с Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области денежных средств в порядке привлечения к субсидиарной ответственности на Федеральную налоговую службу России в лице МРИ ИФНС № 10 по Нижегородской области в части не погашенной суммы реестровой задолженности в размере 54 600, 76 руб.

4. Выдать исполнительные листы следующего содержания:

- взыскать с Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области в пользу Федеральной налоговой службы России в лице МРИ ИФНС № 10 по Нижегородской области в порядке привлечения к субсидиарной ответственности денежные средства в размере 54 600, 76 руб.

- взыскать с Администрации Большемурашкинского района Нижегородской области в порядке привлечения к субсидиарной ответственности денежные средства в размере 369 535, 27 руб. в пользу МУП «Большемурашкинское ПАП».

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с даты его вынесения.

Судья В.С. Архипов