АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в удовлетворении ходатайства
о приостановлении действия (исполнения) оспариваемого постановления
Дело №А43-36359/2018
г. Нижний Новгород 11 октября 2018 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе
судьи Мукабенова Игоря Юрьевича (шифр дела 51-898)
в порядке взаимозаменяемости на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
рассмотрев ходатайство индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), о приостановлении действия постановления №03/2018 от 04.09.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенного врио начальника отдела по вопросам миграции ОП №3 Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Нижегородской области обратилась индивидуальный предприниматель ФИО1 с упомянутым заявлением.
Определением от 05.10.2018 заявление было принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
10.10.2018 от заявителя поступило ходатайство о приостановлении действия оспариваемого постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 90 и частью 2 статьи 91 АПК Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю, при этом обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июля 2003 года №11 "О практике рассмотрения арбитражными судами заявлений о принятии обеспечительных мер, связанных с запретом проводить общие собрания акционеров", обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года №55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" (далее - Постановление №55) указано, что арбитражный суд принимает меры, предусмотренные главой 8 АПК Российской Федерации, для обеспечения прав и интересов заявителя имущественного или неимущественного характера в целях предупреждения причинения материального либо нематериального вреда в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Требования о применении обеспечительных мер могут быть обусловлены как действиями частных лиц (требование о признании решения органа управления юридического лица недействительным, требование о признании сделки недействительной и т.д.), так и публичных субъектов (требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных, муниципальных, иных органов и т.д.).
На основании пункта 9 Постановления №55 при применении обеспечительных мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК Российской Федерации обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Учитывая, что обеспечительные меры применяются при условии обоснованности, арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК Российской Федерации. Арбитражный суд вправе применить обеспечительные меры при наличии обоих оснований, указанных в части 2 статьи 90 АПК Российской Федерации, если заявителем представлены доказательства их обоснованности.
В пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 7 июля 2007 года №78 "Обзор практики применения арбитражными судами предварительных обеспечительных мер" также указано, что арбитражный суд удовлетворяет заявление о применении обеспечительных мер, если заявитель мотивировал хотя бы одно из оснований их применения, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2003 года №390-О, по своей правовой природе обеспечительные меры в арбитражном процессе носят временный характер и сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу. В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта (части 4 и 5 статьи 96 АПК Российской Федерации). Следовательно, обеспечительные меры в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, не носят дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне в процессе; их применение осуществляется в рамках дискреционных полномочий арбитражных судов и на основе принципов состязательности и процессуального равноправия сторон.
В поданном ходатайстве предприниматель ссылается на положения части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность приостановления действия оспариваемого акта, решения.
Вместе с тем, данная норма права применима в случае оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (органов, осуществляющих публичных полномочия), должностных лиц. Порядок рассмотрения данной категории дел установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок оспаривания решений административных органов о привлечении к административной ответственности регламентирован параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В свою очередь частью 3 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить исполнение оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности. В связи с этим, заявленное предпринимателем ходатайство подлежит рассмотрению в порядке части 3 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При применении данной нормы необходимо учитывать соответствующие положения КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 31.2 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
В свою очередь, статьей 31.1 КоАП Российской Федерации определено, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:
1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.
Согласно части 1 статьи 30.3 КоАП Российской Федерации и части 2 статьи 208 АПК Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения.
В рассматриваемом случае постановление принято административным органом 04.09.2018.
С заявлением о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления предприниматель обратился в суд 13.09.2018, т.е. с соблюдением установленного срока на подачу заявления в суд.
Таким образом, на момент обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением постановление по делу об административном правонарушении не вступило в законную силу. Доказательств принятия мер к принудительному исполнению оспариваемого постановления уполномоченными на то государственными органами суду не представлено.
Исходя из положений статьи 31.1, части 2 статьи 31.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации, дальнейшее обжалование постановления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд исключает возможность его принудительного исполнения как не вступившего в законную силу, что не может повлечь причинение какого-либо имущественного ущерба заявителю, который в силу статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является необходимым условием для принятия обеспечительных мер.
Руководствуясь статьями 184, 185, 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
ходатайство индивидуального предпринимателя ФИО1, г. Нижний Новгород (ОГРН <***> ИНН <***>), о приостановлении действия (исполнения) постановления №03/2018 от 04.09.2018 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, вынесенного врио начальника отдела по вопросам миграции ОП №3 Управления МВД России по г. Нижнему Новгороду, оставить без удовлетворения.
Настоящее определение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья Мукабенов И.Ю.