ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-41544/17 от 19.01.2018 АС Нижегородской области

 АРБИТРАЖНЫЙ  СУД 

НИЖЕГОРОДСКОЙ  ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о принятии обеспечительных мер

Дело № А43-41544/2017    

г. Нижний Новгород                                                        19 января 2018  года

Судья Чепурных Мария Григорьевна (вн. шифр 43-805),

рассмотрев ходатайство министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и министерства финансов Нижегородской области

о принятии обеспечительных мер

по заявлению министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области о признании незаконными действий УФК по Нижегородской области по проведению в период с 08.11.2017 по 10.11.2017 внеплановой камеральной проверки в отношении министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и отмене ее результатов,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий УФК по Нижегородской области по проведению в период с 08.11.2017 по 10.11.2017 внеплановой камеральной проверки в отношении министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и отмене ее результатов.

Дело по указанному заявлению назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 31.01.2018 в 11.00 час.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство финансов Нижегородской области.

19.01.2018 министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области представили в арбитражный суд совместное ходатайство о принятии обеспечительной меры по настоящему делу в виде запрета Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области до вступления в законную силу конечного судебного акта по делу исполнить бюджетную меру принуждения по результатам камеральной проверки, проведенной в отношении министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области в период с 08.11.2017 по 10.11.2017.

В обоснование заявленного ходатайства указанные лица ссылаются на положения  части 1 статьи 306.1, части 1 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1092, в соответствии с которыми Управление Федерального казначейства на основании акта камеральной проверки и решения Минфина России о бесспорном взыскании денежных средств с бюджета Нижегородской области, оформляемого без уведомления заинтересованных лиц, может осуществить бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ.

При  этом заявители рассматриваемого ходатайства отмечают, что не согласны с результатами внеплановой камеральной проверки, полагают выводы Управления Федерального казначейства не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на неправильном применении норм действующего законодательства.

Как отмечают заявители ходатайства, бесспорное взыскание с бюджета Нижегородской области 360 млн. руб. повлечет значительный ущерб для областного бюджета и сделает невозможным исполнение социально значимых обязательств Нижегородской области.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд считает его законным и обоснованным и подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Обеспечительные меры, согласно статье 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применяются судом в том случае, если их непринятие приведет к последующей невозможности или затруднительности исполнения решения суда, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительной мерой может быть запрещение ответчику и другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 №55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер», суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Истребуемая заявителем конкретная обеспечительная мера должна быть связана с предметом заявленного требования (пункт 10 упомянутого Постановления Пленума).

В силу пункта 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражные суды не должны принимать обеспечительные меры, если заявитель не обосновал причины обращения с заявлением об обеспечении требования конкретными обстоятельствами, подтверждающими необходимость принятия обеспечительных мер, и не представил доказательства, подтверждающие его доводы.

Из смысла указанных норм АПК РФ и разъяснений, данных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, следует, что обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть должны быть непосредственно связаны с предметом спора, соразмерны соответствующему требованию, а также необходимы и достаточны для обеспечения исполнения возможного судебного акта и/или для предотвращения причинения заявителю значительного ущерба, а необходимость принятия обеспечительных мер должна быть обоснована заявителем и подтверждена соответствующими доказательствами.

Суть обеспечительных мер заключается во временном (до вынесения решения по настоящему делу) сохранении существующего состояния отношений (status quo), создании условий для реального исполнения решения суда и предотвращении причинения значительного ущерба заявителю.

Рассмотрев заявленное ходатайство и приложенные  к нему документы,

судом установлены следующие обстоятельства.

Согласно части 1 статьи 306.2 БК РФ за совершение бюджетного нарушения финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) применяется бюджетная мера принуждения на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее - Правила № 1092).

Согласно Правилам №1092 по результатам камеральной проверки оформляется акт, который подписывается должностным лицом, проводящим проверку, не позднее последнего дня срока проведения камеральной проверки.

Материалы камеральной проверки подлежат рассмотрению руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) в течение 50 дней со дня подписания акта.

В соответствии с пунктом 47 Правил №1092 по результатам рассмотрения акта и иных материалов камеральной проверки руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение:

а) о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

б)        об отсутствии оснований для направления предписания, представления и уведомления о применении бюджетных мер принуждения;

в)        о проведении внеплановой выездной проверки (ревизии).

При осуществлении контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет уведомления о применении бюджетных мер принуждения, обязательные к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению (пункт 68 Правил № 1092).

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, подлежит согласованию с Федеральным казначейством.

Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения направляется в Минфин России руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный БК РФ срок (не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки в соответствии с частью 5 статьи 306 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Бюджетные меры принуждения, предусмотренные главой 30 БК РФ, подлежат применению в течение 30 календарных дней после получения финансовым органом уведомления о применении бюджетных мер принуждения.

Порядок исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения на основании уведомлений Счетной палаты Российской Федерации и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (за исключением передачи уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств) утвержден приказом Минфина России от 11.08.2014 года № 74н (далее - Порядок № 74н).

Таким образом, из содержания приведенных норм следует, что акт камеральной проверки может являться основанием для принятия Минфином России решения о бесспорном взыскании денежных средств с бюджета Нижегородской области, которое оформляется без уведомления заинтересованных лиц. В таком случае о бесспорном взыскании денежных средств с бюджета области министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области станет известно исключительно по факту самого взыскания денежных средств.

При этом согласно представленной Министерством финансов Нижегородской области справки от 18.01.2018 №306-31-4-407/18 о прогнозе исполнения бюджета Нижегородской области и социально-значимых выплат на 1 полугодие 2018 года, в соответствии с которой по прогнозу в результате исполнения бюджета области на 1 полугодие 2018 года дефицит бюджета составит 3 563 864 руб., а именно: в первом квартале 2018 года ожидается дефицит -2420739 тыс. руб., во втором квартале 2018 года ожидается дефицит - 1143125 тыс. руб. (данные подтверждаются справкой от 18.01.2018 №306-31-4-407/18).

Таким образом, бесспорное взыскание с бюджета Нижегородской области 360 млн. руб. не позволит выполнить расходные обязательства области по социально значимым направлениям.

Кроме того, для областного бюджета сумма в 360 млн. руб. равняется размеру средств, предназначенных для закупки лекарственных препаратов для обеспечения населения области на 4.2 месяца, размеру социальных выплат гражданам, имеющим детей (выплаты на обеспечение питанием детей из малоимущих семей, пособия на ребенка инвалида, компенсация стоимости молочных специальных продуктов для детей, расходы на предоставление материнского капитала, вознаграждение приемному родителю, пособие при усыновлении и иные), за 1,1 месяца, размеру заработной платы работников учреждений культуры Нижегородской области за 3,7 месяцев или размеру заработной платы работникам учреждений образования Нижегородской области за 1 месяц, что подтверждается представленной справкой от 18.01.2018 №306-31 -4-407/18.

При этом в ходе предварительного судебного заседания по настоящему делу 20.12.2017 представитель Управления Федерального казначейства сообщил о том, что вероятно в Федеральное казначейство России направлен проект уведомления о применении бюджетного меры принуждения по результатам камеральной проверки, проведенной в отношении министерства транспорта в период с 08.11.2017 по 10.11.2017.

Также в подтверждение риска применения бюджетной меры принуждения по результатам камеральной проверки заявителем представлены письма Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 28.11.2017 №МА-78326/20 и от 21.12.2017 №МА-85394/20, содержащие позицию Минпромторга России в отношении закупки на средства субсидии автобусов в лизинг, аналогичную позиции заявителей.

Принимая во внимание названные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истребуемая заявителем обеспечительная мера является обоснованной и соразмерной заявленному требованию, а также необходимой мерой сохранения существующего положения до разрешения возникшего спора и предотвращения причинения ущерба бюджету Нижегородской области.

При таких условиях суд считает необходимым ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворить.

Руководствуясь статьями 90-92, 184-188, 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

1. Запретить Управлению Федерального казначейства по Нижегородской области до вступления в законную силу конечного судебного акта по делу исполнить бюджетную меру принуждения по результатам камеральной проверки, проведенной в период с 08.11.2017 по 10.11.2017 в отношении министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.

2. Исполнительный лист выдать.

3. Настоящее определение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации через Арбитражный суд Нижегородской области.

         Судья                                                                                        М.Г.Чепурных