2233/2019-45222(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об оставлении искового заявления без движения
Дело № А43-7897/2019
г. Нижний Новгород 06 марта 2019 года
Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Главинской Алёны Александровны (шифр судьи 55-20бд) ознакомившись с исковым заявлением Войсковой части 3797 (ОГРН <***>, ИНН <***>) , Кстовский р-н, с. Ближнее Борисово,
к ответчику: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (Департамент Роспророднадзора по Приволжскому федеральному округу) (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Нижний Новгород,
о взыскании 45 205 руб. 60 коп.
установил: иск заявлен о взыскании 45 205 руб. 60 коп. излишне оплаченной платы за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты в 2016 году.
Исковое заявление подано с нарушением требований, установленных ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При обращении с исковым заявлением в арбитражный суд истец обязан приложить к исковому заявлению документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины (пункт 2 части 1 статьи 126 АПК РФ).
Истцом заявлено ходатайство об освобождении уплаты государственной пошлины.
Рассмотрев указанное ходатайство, суд не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
В статье 105 АПК РФ определено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при одновременном наличии двух условий: иск заявлен в государственных и (или) общественных интересах и право на его предъявление предоставлено федеральным законом.
Пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 29.05.2014 предусмотрено, что при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные НК РФ. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 226-ФЗ от 03.07.2016 "О войсках национальной гвардии" войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п. 1,2 ст. 5 указанного Федерального закона в состав войск национальной гвардии входят: 1) органы управления; 2) объединения, соединения и воинские части; 3) подразделения (органы), в том числе в которых проходят службу лица, имеющие специальные звания полиции (далее - подразделения); 4) образовательные организации высшего образования и иные организации.
Органы управления объединений, органы управления соединений, воинские части, подразделения, образовательные организации высшего образования и иные организации войск национальной гвардии могут быть юридическими лицами в организационно-правовой форме государственного учреждения.
Пунктом 4 Единого типового устава органа управления соединения и воинской части войск национальной гвардии Российской Федерации (утв. приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации № 46 от 25.07.2016) также предусмотрено, что в случае образования воинских частей в качестве юридических лиц они создаются в организационно-правовой форме государственного казенного учреждения.
В соответствии с п. 1 Положения о федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (утв. указом Президента РФ N 510 от 30.09.2016) федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).
Росгвардия является центральным органом управления войсками национальной гвардии и для выполнения задач, возложенных на войска национальной гвардии создает воинские части войск национальной гвардии.
Следовательно войсковая часть является самостоятельным юридическим лицом и по своему статусу приравнено к государственному учреждению, а не государственному органу, не отнесена к органам управления.
Освобождение бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, нормами закона не предусмотрено.
Как следует из искового заявления, основанием для обращения в арбитражный суд послужило наличие на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде в платы за выбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Настоящий спор вытекает из гражданско-правовых отношений, в которых войсковая часть 3797 выступает как хозяйствующий субъект и не затрагивает государственные и общественные интересы.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для освобождения истца от уплаты госпошлины в соответствии с п.1.ч.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 126, 128, 184-186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
оставить исковое заявление Войсковой части 3797 (ОГРН <***>, ИНН <***>) , Кстовский р-н, с. Ближнее Борисово, область без движения.
Истцу в срок до 27.03.2019 представить в канцелярию Арбитражного суда Нижегородской области документы, подтверждающие устранение указанных недостатков, а именно: доказательства уплаты государственной пошлины в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации размере.
Истцу разъясняется, что в соответствии с частью 4 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, не будут устранены в срок, установленный в определении, исковое заявление и прилагаемые к нему документы арбитражный суд возвращает в порядке, предусмотренном статьей 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Документы могут быть представлены в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» http://www.nnov.arbitr.ru.
Адрес для корреспонденции: 603082 г. Нижний Новгород, Кремль, корпус 9
При переписке обязательно ссылаться на номер дела (шифр судьи).
Телефон справочной службы: <***>, 4391570.
Судья А.А. Главинская
Помощник судьи Темерёва Татьяна Александровна тел 8 831 416-62-18