ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-8342/20 от 05.08.2020 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о передаче дела по подсудности

Дело № А43-8342/2020

г. Нижний Новгород 11 августа 2020 года

Резолютивная часть определения оглашена 05 августа 2020 года

Определение в полном объеме изготовлено 11 августа 2020 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Вершининой Екатерины Игоревны (вн. шифр 56-160), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жуковой А.Д., при рассмотрении в судебном заседании дела по заявлению Управления финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области (ОГРН 1075228000418, ИНН 5219382310) о признании недействительным постановления Администрации Краснобаковского района Нижегородской области (ОГРН 1025200868000, ИНН5219001318) от 07.02.2020 №52,

при участии представителей сторон:

от заявителя: Сахаров С.Л. (начальник - паспорт, выписка ЕГРЮЛ)

от ответчика: Смирнов Н.В. (глава администрации - паспорт, выписка ЕГРЮЛ),

от Отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области: Фомичев С.Ю. (заведующий отделом - паспорт, выписка ЕГРЮЛ),

от МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба»: не явился, извещен,

установил: в Арбитражный суд Нижегородской области обратилось Управление финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области (далее - заявитель, Управление) с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Краснобаковского района Нижегородской области (далее - Администрация) от 07.02.2020 №52.

В обосновании заявленного требования Управление указывает на отсутствие у Администрации полномочий по расторжению договора безвозмездного пользования от 10.03.1998, поскольку Администрация не являлась стороной данного договора.

Заявитель полагает, что требование об оспаривании постановления Администрации подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Подробно позиция заявителя изложена в заявлении и поддержана представителем в судебном заседании.

Администрация Краснобаковского района Нижегородской области (далее – Администрация) не согласна с требованием заявителя, просит суд отказать заявителю в его удовлетворении, поскольку оспариваемое постановление является законным и обоснованным, вынесено в пределах предоставленных полномочий.

Администрация полагает, что рассмотрение требования Управления об оспаривании постановления не относится к компетенции арбитражного суда.

Подробно позиция Администрации отражена в отзыве и поддержана представителем в судебном заседании.

Представитель Отдела по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области (далее - ОУМИ), поддержал позицию Администрации по доводам, подробно изложенным в отзыве.

Представитель МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба» (далее - МКУ "ХЭС"), привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заседание проведено в отсутствие указанного лица, при надлежащем извещении.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о передаче материалов дела в Нижегородский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено в виду следующего.

Согласно статье 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами (статья 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативные акты органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из перечисленных правоположений следует, что основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, сопряженное с нарушением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.

При этом под ненормативным правовым актом понимается акт, содержащий властно-распорядительные предписания, направленные на установление, изменение или отмену прав и обязанностей конкретных лиц, затрагивающие их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В правоприменительной практике суды при разрешении вопроса коллизии компетенции выделяют два критерия подведомственности споров арбитражным судам Российской Федерации:

1) предметный критерий, который определяет сферу общественных отношений, с которой связан предмет спора, - сферу предпринимательской и иной экономической деятельности (спор должен носить экономический характер и должен быть связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью);

2) субъектный критерий, в основе которого лежит субъектный состав сторон (основные субъекты - юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, образования, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, - в случаях, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами).

Таким образом, для отнесения дела к компетенции арбитражного суда необходимо обязательное наличие такого критерия как экономический характер спорных правоотношений.

В случае отсутствия этого критерия спор относится к компетенции суда общей юрисдикции в силу части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением дел, отнесённых федеральным конституционным законом или федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Об экономическом характере спора свидетельствует связь его предмета с осуществлением деятельности в сфере хозяйственного оборота и участием его субъекта в имущественно-стоимостных отношениях, регулируемых нормами права. При рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений, он может считаться экономическим, если юридические факты, по поводу которых возник спор, порождают правовые последствия не только в сфере публичного или иного правоотношения, но одновременно и правоотношения, связанного с осуществлением его субъектом предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из материалов настоящего дела следует, что 10.03.1998 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Краснобаковского района и финансовым отделом Администрации Краснобаковского района заключен договор №2 безвозмездного пользования зданием (помещением).

В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 Договора Комитет передает финансовому отделу Администрации Краснобаковского района в безвозмездное пользование помещения общей площадью 82 кв.м в здании по адресу: р.п.Красные Баки, ул.Свободы, д.104 без постановки на баланс.

Здание (помещение), предоставляемое финансовому отделу Администрации Краснобаковского района в безвозмездное пользование является муниципальной собственностью.

Дополнительным соглашением от 24.01.2012 к Договору финансовый отдел Администрации Краснобаковского района заменен на Управление финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области (Пользователь), а также пункт 1.1 Договора изложен в следующей редакции: "Комитет передает Пользователю в безвозмездное пользование (без постановки на баланс) нежилое помещение, состоящее из семи комнат, согласно экспликации к поэтажному плану строения, являющееся комнатами №96-99 и №102-104, общей площадью 109,1 кв.м, расположенное на третьем этаже трехэтажного кирпичного административного здания по адресу: Нижегородская обл., р.п.Красные Баки, ул.Свободы, д.104, для размещения сотрудников Управления".

Дополнительным соглашением от 26.03.2014 к Договору Комитет по управлению муниципальным имуществом Краснобаковского района заменен на Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области; балансодержатель заменен с Администрации Краснобаковского района Нижегородской области на МКУ «Хозяйственно-эксплуатационная служба».

07.02.2020 Администрация Краснобаковского района Нижегородской области приняла постановление №52, содержащему следующие положения:

1. Отказаться от договора №2 безвозмездного пользования зданием (помещением) от 10.03.1998, заключенного с Управлением финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области с 16.03.2020.

2. Управлению финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области освободить помещения №96, 98общей площадью 31 кв.м (согласно поэтажного плана здания), в срок до 16.03.2020.

3. Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области заключить договор безвозмездного пользования с Управлением финансов администрации Краснобаковского района Нижегородской области на нежилые помещения №97, 99, 103, 104, 105 общей площадью 107,9кв.м (согласно поэтажного плана здания), расположенные на третьем этаже трехэтажного кирпичного административного здания по адресу: Нижегородская обл., р.п.Красные Баки, ул.Свободы, д.104, для размещения сотрудников Управления.

В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Земского собрания Краснобаковского района от 30.06.2005 N 30 принят Устав муниципального образования Краснобаковский район Нижегородской области (далее - Устав).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 Устава к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Согласно пункту 1 статьи 19 Устава структуру органов местного самоуправления района составляют:

1) представительный орган муниципального образования - Земское собрание района;

2) глава муниципального образования - глава местного самоуправления;

3) исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация района.

Указанные в части 1 настоящей статьи органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (пункт 2).

Наименования органов местного самоуправления, перечисленных в части 1 настоящей статьи, употребляются в сочетании с наименованием муниципального образования (пункт 2.1).

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом (пункт 3).

Органы местного самоуправления района не входят в систему органов государственной власти (пункт 4).

Изменение структуры органов местного самоуправления района осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Устав (пункт 5).

Решение Земского собрания об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Земского собрания, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 6).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Устава глава местного самоуправления является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пункту 5 статьи 30 Устава полномочия главы местного самоуправления определяются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области и начинаются со дня его вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы местного самоуправления.

Глава местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами Нижегородской области, настоящим Уставом и решениями Земского собрания, издает постановления и распоряжения по вопросам организации Земского собрания.

В соответствии со статьей 31 Устава глава местного самоуправления осуществляет следующие полномочия:

1) представляет район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим уставом, нормативные правовые акты, принятые Земским собранием;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Земского собрания;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.

Согласно пункту 1 статьи 33 Устава администрация муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и отдельными полномочиями, переданными ему федеральными законами и законами Нижегородской области.

Местную администрацию района возглавляет глава местного самоуправления (пункт 2).

Администрация района осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами Нижегородской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами Земского собрания (пункт 3).

Администрация района обладает правами юридического лица (пункт 4).

В структуру администрации района входят следующие органы, которые могут быть зарегистрированы как юридические лица: Финансовое управление, управление образования и молодежной политики, управление сельского хозяйства и земельной реформы, отдел культуры и спорта, Отдел по управлению муниципальным имуществом, а также могут входить иные отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации района (подпункт 3 статьи 34 Устава).

В соответствии со статьей 35 Устава к полномочиям администрации района относится:

1) обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения и полномочий, переданных органам местного самоуправления Краснобаковского района федеральными законами и законами Нижегородской области;

2) участие в формировании устава муниципального района и изменений и дополнений, вносимых в него;

3) формирование и исполнение бюджета муниципального района на очередной финансовый год;

4) разработка планов, программ развития муниципального района и принятие долгосрочных целевых программ (подпрограмм);

5) пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района

Статьей 43 Устава предусмотрено, что в собственности района находится:

1) имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, установленных статьей 5 настоящего Устава;

2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Нижегородской области, а также имущество, предназначенное для отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации;

3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами Земского собрания;

4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Устава органы местного самоуправления района самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом согласно Конституции Российской Федерации, федеральным законам и принимаемым в соответствии с ними нормативным правовым актам органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2).

Порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности определяется нормативными правовыми актами Земского собрания (пункт 3).

Земское собрание принимает решение о создании органа администрации района по управлению имуществом, устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности (пункт 4).

Решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области №86 от 19.12.2016 утверждено Положение о порядке управления, распоряжения и приватизации муниципального имущества и земельных ресурсов Краснобаковского района Нижегородской области (далее - Положение №86).

В соответствии с пунктом 1.2 Положения №86 целями управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными ресурсами, в том числе, являются: обеспечение материально-финансовой основы местного самоуправления; обеспечение работоспособного состояния, сохранности и эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Согласно пункту 1.3.2 Положения №86 Администрация Краснобаковского района Нижегородской области осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и земельными ресурсами путем издания постановлений Администрации.

Пункт 3.1 Положения №86 содержит понятие управления и распоряжения муниципальным имуществом, согласно которому управление и распоряжение муниципальным имуществом представляют собой деятельность органов местного самоуправления Краснобаковского района Нижегородской области, направленную на разработку и применение эффективных способов использования муниципального имущества, а также контроль за сохранностью и правильным использованием имущества. Непосредственное управление муниципальным имуществом на основании постановлений Администрации Краснобаковского района Нижегородской области осуществляет ОУМИ, являющийся структурным подразделением Администрации Краснобаковского района Нижегородской области в статусе отдельного юридического лица.

Как следует из материалов дела, предметом договора №2 безвозмездного пользования зданием (помещением) от 10.03.1998 является помещение общей площадью 82 кв.м в здании по адресу: р.п.Красные Баки, ул.Свободы, дом 104, передаваемое Финансовому отделу Администрации Краснобаковского района в безвозмездное пользование.

В силу пункта 2.1 указанного договора Финансовый отдел Администрации Краснобаковского района владеет, пользуется помещениями, передаваемыми в безвозмездное пользование в соответствии с уставными видами деятельности и настоящим договором.

Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении финансов Администрации Краснобаковского района Нижегородской области, утвержденного решением Земского собрания Краснобаковского района Нижегородской области от 27.04.2007 №21, Управление является функциональным органом Администрации Краснобаковского района Нижегородской области.

Основной деятельностью Управления является решение вопросов местного значения муниципального района, предусмотренных действующим законодательством, в области формирования, исполнения бюджета муниципального района, контроля за исполнением данного бюджета и обеспечение проведения единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Краснобаковского района (пункт 1.2. Положения).

Полномочия Управления установлены разделом 4 указанного Положения.

Таким образом, спорное помещение используется Управлением в целях осуществления возложенных на него полномочий в качестве структурного органа Администрации Краснобаковского района при решении вопросов местного значения муниципального района.

В связи с чем, оспариваемое Управлением постановление имеет отношение к вопросам организации деятельности исполнительно-распорядительного органа муниципального образования (Администрации Краснобаковского района) в части предоставления структурным органам необходимых для исполнения возложенных функций кабинетов на безвозмездной основе.

Таким образом, в рассматриваемом случае спорная ситуация связана с осуществлением административно-управленческих функций муниципальных органов исполнительной власти и прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности не затрагивает.

Из совокупности названных правовых норм и фактических обстоятельств следует, что в спорном случае отсутствуют какие-либо правоотношения, суть которых можно было бы охарактеризовать как экономические.

Аналогичный вывод содержится в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А19-1515/2019.

Довод заявителя о наличии негативных последствий, выражающихся в несении расходов на проведение ремонта в изымаемых помещениях, суд отклоняет, как необоснованный, поскольку согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, денежные средства на ремонт помещений были предоставлены из районного бюджета.

Согласно части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2019 N 26 "О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если после вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ при поступлении в суд общей юрисдикции искового заявления, административного искового заявления, подлежащего рассмотрению арбитражным судом, или при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, административное исковое заявление, заявление возвращается заявителю соответственно на основании пункта 2 части 1 статьи 135 ГПК РФ, пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ, пункта 2 части 1 статьи 129 КАС РФ.

Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, административного искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона N 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 2.1 статьи 33 ГПК РФ, частью 4 статьи 39 АПК РФ, частью 2.1 статьи 27 КАС РФ.

На основании изложенного, с учетом того, что рассматриваемый спор не относится к компетенции арбитражного суда, суд пришел к выводу о передаче дела в Нижегородский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено.

Руководствуясь статьями 39, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Передать дело №А43-8342/2020 (56-160) в Нижегородский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.

Настоящее определение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в десятидневный срок со дня его вынесения в порядке, определенном нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.И.Вершинина