ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А43-9268/18 от 25.02.2019 АС Нижегородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело № А43-9268/2018

г. Нижний Новгород "22" марта 2019 года

Резолютивная часть объявлена 25 февраля 2019 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе судьи Пишина Алексея Георгиевича (шифр дела в отделе судьи 18-25/11), при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сафарян Л.В., рассмотрев в судебном заседании заявление ФГКУ «Росвоенипотека» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: 607185, <...>, СНИЛС: <***>, ИНН: <***>) о включении в реестр требований кредиторов в размере 2 776 173, 09 руб.,

без участия представителей сторон

У С Т А Н О В И Л:

решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.05.2018 ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: 607185, <...>, СНИЛС <***>, ИНН <***>) признана несостоятельным (банкротом). Введена процедура реализации имущества ФИО1 сроком на 6 месяцев. Утвержден финансовым управляющим ФИО2.

26.11.2018 в Арбитражный суд Нижегородской области поступило заявление ФГКУ «Росвоенипотека» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: 607185, <...>, СНИЛС: <***>, ИНН: <***>) о включении в реестр требований кредиторов в размере 2 776 173, 09 руб.

Указанное заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в судебном заседании.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.

От финансового управляющего и должника поступили отзывы, в которых они возражали против заявленных требований. Указали, что ФИО1 проходит военную службу по контракту во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ от 22.05.2016 и имеет право на меры социальной поддержки и гарантии, установленные законодательством РФ. В частности, в соответствии с п. 15 ст. 15 ФЗ от 27.05.1998 № 76 «О статусе военнослужащих» и ФЗ от 20.08.2004г. № 117 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», военнослужащим гражданам, проходящим военную службу по контракту, являющимися участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений. ФИО1 в установленном законом порядке реализовала свое право на обеспечение жилым помещением по линии МВД РФ как участник накопительно - ипотечной системы и заключила с Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее ФГ КУ «Росвоенипотека) договор целевого жилищного займа №16 0600225863 от 23.11.2016. Приобрела дом и земельный участок в рамках программы «Военная ипотека», расположенные по адресу: <...>. В настоящий момент должник проходит военную службу, ФГ КУ «Росвоенипотека» исполняет свои обязательства, продолжает осуществлять платежи в ПАО «Сбербанк» в счет погашения обязательств по договору ипотечного кредита, в том числе и после принятия заявления о признании ФИО1 несостоятельным (банкротом). Таким образом, обязательство исполняется ФИО1 за счет бюджетных средств без нарушений закона № 117 «О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих». На дату введения в отношения должника процедуры банкротства, даты заявления Кредитором требования, обязательства по возврату целевого жилищного займа у должника ни по договору № 160600225863 от 23.11.2016г., ни по кредитному договору от 23.11.2016, ни по нормам действующего законодательства не возникли. Таким образом ни по условиям договоров, ни по нормам действующего законодательства обязательства по возврату предоставленного в счет исполнения обязательств государства целевого жилищного займа у Должника - участника НИС, проходящего военную службу по контракту, чей статус военнослужащего не утрачивается в связи с возбуждением производства по делу о банкротстве гражданина, не возникли. Нормы законодательства о банкротстве физического лица не создают условий для изменения сроков исполнения обязательств, определяемых по специальным нормам, регулирующим жилищное обеспечение военнослужащих РФ.

Заявитель ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления в связи с тем, что корреспонденция, свидетельствующая о несостоятельности (банкротстве) ФИО1 поступила заявителю только 27.09.2018.

По смыслу пункта 4 статьи 213.24 Закона о банкротстве в процедуре реализации имущества должника конкурсные кредиторы и уполномоченный орган вправе по общему правилу предъявить свои требования к должнику в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о признании должника банкротом и введении процедуры реализации его имущества (абзац третий пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве).

В случае пропуска указанного срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом по ходатайству конкурсного кредитора или уполномоченного органа. Вопрос о восстановлении срока разрешается судом в судебном заседании одновременно с рассмотрением вопроса об обоснованности предъявленного требования. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован по правилам пункта 3 статьи 61 Закона о банкротстве.

Рассмотрев заявленное ходатайство, суд признает причины пропуска заявителем срока для подачи заявления уважительными, в связи с чем оно подлежит удовлетворению.

Доказательств уведомления заявителя о введении в отношении должника процедуры реализации имущества ранее указанной заявителем даты, в материалы дела не представлено.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Дела о несостоятельности (банкротстве) в силу части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 32 Закона о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Закона о банкротстве требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.

Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в соответствии с порядком, определенном статьей 71 и статьей 100 Закона о банкротстве, в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника.

По смыслу названной нормы, арбитражный суд проверяет обоснованность предъявленных требований к должнику и выясняет наличие оснований для включения в реестр требований кредиторов, исходя из подтверждающих документов.

В пункте 26 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» разъяснено, что в силу пунктов 3 - 5 статьи 71 и пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является военнослужащим, участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон), накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих - это совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 20.04.2005 г. № 449 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Указ Президента РФ) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, возложены на Министерство обороны Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента РФ п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № 800 «О создании федерального государственного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих»» для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны Российской Федерации функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной накопительно-ипотечной системы в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», которое выступает по всем сделкам в интересах Российской Федерации.

Таким образом, в правоотношениях с военнослужащими-участниками НИС ФГКУ «Росвоенипотека» как уполномоченный орган действует в интересах Российской Федерации.

Участники накопительно-ипотечной системы (далее - НИС) -военнослужащие-граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников (п. 2 ст. 3 Федерального закона).

Целевой жилищный заем - денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и безвозмездной или возвратной возмездной основе в соответствии с Федеральным законом (п. 8 ст. 3 Федерального закона).

Источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (п.6 ст. 14 Федерального закона).

На основании п. 2. ст. 14 Федерального закона, 23 ноября 2016 г. между ФГКУ «Росвоенипотека» (далее - Кредитор) и ФИО1 (далее - Должник) был заключен договор целевого жилищного займа № 1606/00225863. предоставляемого участнику НИС жилищного обеспечения военнослужащих (далее - Договор ЦЖЗ).

Целевой жилищный заем предоставлялся:

- на погашение первоначального взноса при получении ипотечного кредита по договору от 23 ноября 2016 г. № 115265 (далее - Договор ипотечного кредита), предоставленного Публичным акционерным обществом «Сбербанк России» (далее - Кредитор), для приобретения в собственность ФИО1 жилого помещения (далее - Жилой дом), расположенного по адресу: 607300, Нижегородская область, рабочий <...>, общей площадью жилого помещения 143,9 кв.м., 2-этажный жилой дом, на земельном участке общей площадью 1129, 0 кв.м, кадастровый номер земельного участка № 52:51:0070001:880, целевое назначение земельного участка земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка для индивидуального жилищного строительства, за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете Ответчика, в размере 2 080 941 (Два миллиона восемьдесят тысяч девятьсот сорок один) рубль 55 копеек;

- на погашение обязательств по ипотечному кредиту за счет накоплении для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете Должника.

На основании вышеизложенного следует, что в качестве первоначального взноса и всех ежемесячных платежей по кредитным обязательствам ФИО1 перед ПАО «Сбербанк России» использовались денежные средства, являющиеся собственностью Российской Федерации (ч. 8 ст. 5 Федерального закона № 117-ФЗ).

Жилой дом приобретался с использованием целевого жилищного займа и ипотечного кредита и на основании п. 4 ст. 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ (далее - ФЗ об ипотеке), п. 18 Правил предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2008 г. № 370 (далее - Правила предоставления целевых жилищных займов), п. 4 Договора ЦЖЗ, считается находящимся одновременно в залоге у ПАО «Сбербанк России» и у Российской Федерации, в лице ФГКУ «Росвоенипотека», с даты государственной регистрации права собственности на Квартиру.

Ипотека зарегистрирована Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области 29 декабря 2016 года за номером регистрации 52-52/102-52/001/701/2016-8694/1.

В соответствии с п. 6 Договора ЦЖЗ целевой жилищный заем предоставляется и погашается в порядке, установленном Федеральным законом и Правилами предоставления целевых жилищных займов.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно п. 3 ст. 46 ФЗ об ипотеке удовлетворение требований залогодержателей по предшествующей и последующей ипотекам в случае обращения взыскания на заложенное имущество по требованиям, обеспеченным предшествующей ипотекой, допускается одновременное обращение взыскания на это имущество и по требованиям, обеспеченным последующей ипотекой.

Именной накопительный счет (далее - ИНС) участника НИС ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. открыт 29 октября 2009 года на основании сведений о включении ее в реестр участников НИС с датой возникновения основания для включения в реестр 22 мая 2009 года, поступивших от регистрирующего органа федерального органа исполнительной власти, в котором участник НИС проходит военную службу (вх. № 4310 от 20 октября 2009 года).

По состоянию на текущую дату ФГКУ «Росвоенипотека» за счет средств федеральною бюджета участнику НИС ФИО1перечислено по договору целевого жилищного займа 2 776 173 руб. 09 коп. для оплаты первоначального взноса при приобретении жилого помещения и погашения обязательств по ипотечному кредит) участника НИС (дата последнего платежа - 18.10.2018 года).

Сведения об исключении участника НИС из реестра, а также сведения о внесении изменений в реестр в отношении указанного участника НИС по состоянию на текущую дату к заявителю не поступали.

Из материалов дела следует, что до настоящего времени задолженность в размере 2 776 173, 09 руб. должником не погашена, что подтверждается представленными в суд документами. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, требование о включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 2 776 173, 09 руб. предъявлено обоснованно и подлежит включению в реестр требований кредиторов.

Доводы должника и финансового управляющего, изложенные в отзыве, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с п. 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Федеральный закон № 117-ФЗ), военнослужащимгражданам, проходящим военную службу по контракту, являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участники НИС), выделяются денежные средства на приобретение жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок и условия предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также порядок и условия погашения целевых жилищных займов регламентируются Федеральным законом № 117-ФЗ и Правилами предоставления участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих целевых жилищных займов, а также погашения целевых жилищных займов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 мая 2008 г. № 370 «О порядке ипотечного кредитования участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Правила предоставления целевых жилищных займов).

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ целевой жилищный
заем - денежные средства, предоставляемые участнику НИС на возвратной и, в установленных законом случаях, на безвозмездной или возвратной возмездной основе, уполномоченным федеральным органом для приобретения жилого помещения (жилых помещений) под залог приобретаемого жилого помещения (жилых помещений), погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту.

ФИО1, являясь участником НИС, воспользовалась предоставленным ей Федеральным законом № 117-ФЗ правом на заключение договора целевого жилищного займа, и приобрел квартиру в рамках программы «Военная ипотека».

Жилой дом приобретен с использованием целевого жилищного займа и ипотечного кредита и, на основании п. 4 ст. 77 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - ФЗ об ипотеке), п. 54 Правил предоставления целевых жилищных займов, п. 4 Договора ЦЖЗ, считается находящейся одновременно в залоге у Кредитора и у Российской Федерации в лице ФГКУ «Росвоенипотека» с даты государственной регистрации права собственности на жилое помещение.

В настоящее время ФГКУ «Росвоенипотека» продолжает осуществлять платежи в счет погашения обязательств по Договору ипотечного кредита.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона № 117-ФЗ источником предоставления участнику НИС целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения (бюджетные средства, формируемые за счет средств федерального бюджета), учтенные на именном накопительном счете участника.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 117-ФЗ, накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника.

Таким образом, основанием для приобретения вышеуказанной квартиры явилось заключение ФИО3 Договора ЦЖЗ с ФГКУ «Росвоенипотека» и кредитного договора с банком, участвующим в специальной программе кредитования «Военная ипотека». При этом в качестве первоначального взноса и ежемесячных платежей по кредитным обязательствам должника используются денежные средства, являющиеся собственностью Российской Федерации.

Указанные средства носят строго целевой и специальный характер.

ФИО1 прав на использование накоплений, предусмотренных ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ, не имеет, поскольку у нее отсутствует какое-либо из оснований возникновения подобного права, предусмотренного указанной статьей.

В случае увольнения ФИО1 с военной службы по основаниям, не дающим ей права на использование накоплений с именного накопительного счета (например, по окончании контракта, по собственному желанию, а также другим основаниям ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, кроме указанных в ст. 10 Федерального закона № 117-ФЗ), согласно пунктам 75-76 Правил предоставления целевых жилищных займов, она обязана будет вернуть средства целевого жилищного займа в федеральный бюджет.

Руководствуясь статьями 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

включить требования ФГКУ «Росвоенипотека» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в размере 2 776 173, 09 руб. в реестр требований кредиторов ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, адрес регистрации: 607185, <...>, СНИЛС <***>, ИНН <***>).

Установить следующую очередность удовлетворения требований:

- 2 776 173, 09 руб. – требования кредиторов третьей очереди, обеспеченные залогом.

Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья А.Г.Пишин