ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А44-1329/2024 от 06.03.2024 АС Новгородской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Большая Московская улица, дом 73, Великий Новгород, 173020

http://novgorod.arbitr.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗВРАЩЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ

Великий Новгород

Дело № А44-1329/2024

06 марта 2024 года

Арбитражный суд Новгородской области в составе судьи Киселевой М.С.,

рассмотрев заявление Местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский (ИНН 7813338769, ОГРН 1067847131747)

к Комитету по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода (ИНН 5321106880, ОГРН 1065321008411)

о признании недействительным заключения

установил:

Местная администрация внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский (далее- Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Комитету по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода о признании недействительным заключения органа опеки и попечительства по Великому Новгороду, выданное по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина от 22.12.2023 № 4593.

Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Таким образом, критериями отнесения споров к компетенции арбитражного суда являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Как указано в заявлении Администрации предметом оспаривания является заключение органа опеки и попечительства по Великому Новгороду, выданное по месту жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном совершеннолетнего недееспособного гражданина от 22.12.2023 № 4593.

Указанное заключение выдано Комитетом по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода по вопросу возможности гражданина быть кандидатом в опекуны.

Таким образом, спор не связан с осуществлением Местной администрацией внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский и Комитетом по опеке и попечительству Администрации Великого Новгорода предпринимательской или иной экономической деятельности, не отнесен арбитражным процессуальным законодательством к делам специальной подведомственности арбитражных судов, указанным в части 6 статьи 27 АПК РФ.

При таких обстоятельствах, исходя из состава участников спорных правоотношений, предмета и основания заявления, суд приходит к выводу о том, что данное заявление не подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.01.2010 № 1-П, каждый имеет право на рассмотрение его дела компетентным судом. Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статьи 46 и статьи 47 Конституции Российской Федерации не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.

Кроме того, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, Федеральным законом (определения от 24.11.2005 № 508-О, от 19.06.2007 № 389-О-О, от 15.04.2008 № 314-О-О).

Сведений о том, что Администрация обращалась в суд общей юрисдикции до направления заявления в арбитражный суд, и что такое заявление было возвращено ввиду того, что дело относится к компетенции арбитражного суда, не представлено.

Пунктом 1 части 1 статьи 129 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду или подсудно суду общей юрисдикции.

На основании изложенного, заявление Администрации подлежит возвращению на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ.

Учитывая подачу заявления в электронном виде посредством сервиса «Мой Арбитр» к настоящему определению заявление не прилагается.

Руководствуясь статьями 129, 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1.Возвратить заявление от 04.03.2024 Местной администрации внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Введенский.

2.Определение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Новгородской области в течение месяца со дня вынесения определения.

Судья

М.С. Киселева