ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А44-2025/13 от 24.09.2014 АС Новгородской области

10/2014-35545(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Великий Новгород

Дело № А44-2025/2013

Резолютивная часть определения объявлена 24 сентября 2014 года

Определение в полном объеме изготовлено 24 сентября 2014 года

Арбитражный суд Новгородской области

в составе судьи Соколовой Е.А.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Ушаковой Н.Н.

рассмотрел в судебном заседании жалобу

Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Новгородской области

на ненадлежащее исполнение временным управляющим Фартушняком Александром Зиновьевичем своих обязанностей в деле о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Шимского района» (ОГРН 1065332003703, ИНН 5319004270, юридический адрес: 174150, Новгородская область, Шимский район, рп Шимск, ул. Новгородская, д. 25)

при участии:

от заявителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Новгородской области: государственный налоговый инспектор отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Буравцов Валерий Михайлович, дов. № 109 от 20.05.2014

от арбитражного управляющего Фартушняка А.З.: представитель Родина наталья Вячеславовна, дов. б/н от 04.09.2014

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области: ведущий специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций Кузьмина Елена Сергеевна, дов. № 49-Д от 06.05.2014

от Некоммерческого партнерства «Центральное агентство арбитражных управляющих»: не явился, извещен надлежащим образом

установил:

Определением Арбитражного суда Новгородской области от 05.06.2013 (резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 04.06.2013) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно- коммунальному хозяйству Шимского района» (далее – ООО «СЗ по ЖКХ Шимского района», должник) введена процедура банкротства – наблюдение.

Временным управляющим должника утвержден Фартушняк Александр Зиновьевич, являющийся членом некоммерческого партнерства «Центральное агентство антикризисных менеджеров».

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 03.10.2013 ООО «СЗ по ЖКХ Шимского района» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.


Конкурсным управляющим ООО «СЗ по ЖКХ Шимского района» утвержден Фартушняк Александр Зиновьевич.

19.08.2014 в Арбитражный суд Новгородской области поступила жалоба Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Новгородской области (далее Инспекция) на ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим Фартушняком А.З. своих обязанностей в период процедуры наблюдения в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО «СЗ по ЖКХ Шимского района», выразившихся в невыполнении временным управляющим Фартушняком А.З. обязанностей по соблюдению установленного действующим законодательством о несостоятельности (банкротстве) порядка подготовки и проведения анализа финансового состояния должника и заключения по результатам проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, а также подготовки отчета временного управляющего по состоянию на 18.09.2013.

Кроме того, Инспекция просила признать необоснованными расходы временного управляющего Фартушняка А.З. на привлечение для составления финансового анализа должника закрытого акционерного общества «Феникс» (далее ЗАО «Феникс») в размере 40 000 руб.

Определением Арбитражного суда Новгородской области от 21.08.2014 заявление Инспекции принято к рассмотрению, судебное заседание назначено на 24.09.2014.

Этим же определением к участию в деле привлечены некоммерческое партнерство «Центральное агентство антикризисных менеджеров» (после переименования - некоммерческое партнерство «Центральное агентство арбитражных управляющих»), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области.

22.09.2014 арбитражный управляющий Фартушяк А.З. представил письменный отзыв на заявленные требования.

В судебном заседании 24.09.2014 представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в заявлении в полном объеме.

Представитель арбитражного управляющего Фартушняка А.З. в судебном заседании с требованиями Инспекции не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области в судебном заседании пояснил, что в Управление поступила аналогичная жалоба уполномоченного органа, однако, в связи с истечением срока на привлечение к административной ответственности, будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Некоммерческое партнерство «Центральное агентство арбитражных управляющих», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило.

Выслушав представителей Инспекции, арбитражного управляющего Фартушняка А.З., Росреестра, изучив письменные материалы дела, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 60 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) жалобы кредиторов о нарушении их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено названным Законом.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.


Одним из оснований жалобы на временного управляющего Фартушняка А.З. Инспекцией указано, что Анализ финансового состояния должника и Заключение по результатам проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства не соответствуют требованиям пункта 8 Правил проведения финансового анализа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367 (далее «Правила № 367»), а также пункта 14 Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 (далее «Временные правила № 855»).

В соответствии с нормами Закона о банкротстве, арбитражный управляющий в своей деятельности обязан руководствоваться законодательством Российской Федерации; соблюдать правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой он является. При проведении процедур банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника и кредиторов. Основополагающим требованием при реализации конкурсным управляющим своих прав и обязанностей, определенных статьями 20.3, 129 Закона о банкротстве, являются добросовестность и разумность его действий с учетом интересов должника, кредиторов и общества. Он обязан защищать интересы всех лиц, участвующих в процедуре банкротства, на основании принципов порядочности, объективности, компетентности, профессионализма и этичности.

Статьей 67 закона о банкротстве предусмотрены обязанности временного управляющего.

Так, согласно пункту 1 указанной статьи временный управляющий обязан: принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; проводить анализ финансового состояния должника; выявлять кредиторов должника; вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; уведомлять кредиторов о введении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

В силу пункта 1 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Правила № 367 и Временные правила № 855, определяют принципы и условия проведения арбитражным управляющим финансового анализа, определения признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при их проведении.

Пункт 4 Правил № 367 и пункт 2 Временных правил № 855 содержат перечень документов, на основании которых осуществляются названные проверки.

Судом установлено, что при подготовке Финансового анализа и Заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, временным управляющим Фартушняком А.З. использовались данные бухгалтерского учета, первичные документы должника.

При этом временным управляющим Фартушняков А.З. были учтены все изменения показателей активов и обязательств должника и сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности должника.

В жалобе Инспекция не приводит каких-либо доводов о наличии иных доказательств, которые могли повлиять на выводы, сделанные в Финансовом анализе и Заключении о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Не указана также и причинно-следственная связь, которая могла бы повлиять


на обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.

При указанных обстоятельствах требования Инспекции не подлежат удовлетворению.

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

Собрание кредиторов ООО «СЗ по ЖКХ Шимского района», на котором кредиторам были представлены к рассмотрению Финансовый анализ и Заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, состоялось 18.09.2013. На нем было принято решение об обращении в Арбитражный суд Новгородской области с ходатайством о введении в отношении должника процедуры конкурсного производства.

Собрание кредиторов уполномоченным органом обжаловано не было.

Решением Арбитражного суда Новгородской области от 03.10.2013 ООО «СЗ по ЖКХ Шимского района» признано несостоятельным (банкротом).

Решение суда от 03.10.2013 также не было обжаловано.

Представители Инспекции присутствовали как на собрании кредиторов, так и в судебном заседании по итогам процедуры наблюдения.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с жалобой на действия временного управляющего Фартушняка А.З., в том числе по причине некачественности Финансового анализа и Заключения о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства 19.08.2014, т.е. по истечении 10 месяцев с момента вынесения судебного акта, принятого по результатам рассмотрения спорных документов.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что фактически действия Инспекции в настоящее время направлены на пересмотр, не предусмотренном процессуальным законодательством, вступившего в законную силу судебного акта о введении процедуры банкротства – конкурсного производства.

Другим доводом Инспекции является несоблюдение Фартушняком А.З. при составлении отчета временного управляющего от 18.09.2013 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299 (далее «Общие правила подготовки отчетов»), а также Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.08.2003 № 195 «Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражных управляющих» (далее «Приказ № 195»).

В том числе Инспекцией указано, что:

- в разделе «Сведения об организации – должнике» отсутствуют сведения о коде ОКВЭД;

- в разделе «Меры по обеспечению сохранности имущества должника» отсутствуют сведения о ходатайстве перед арбитражным судом о дополнительных мерах по обеспечению сохранности имущества и сведения о ходатайстве в арбитражный суд об отстранении руководителя должника от должника;

- в разделе «Сведения о проведении анализа финансового состояния должника» отсутствуют разделы «Рыночная стоимость имущества (тыс. руб.)», «Результаты анализа финансового состояния должника: - (достаточно/недостаточно) средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему; (возможно/невозможно) восстановить платежеспособность должника; целесообразно ходатайствовать перед арбитражным судом о введении процедуры банкротства (финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство) при использовании в качестве источника покрытия судебных расходов (указать источник покрытия судебных расходов)»;

- отсутствует раздел «Приложение» и документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете.


Как следует из материалов дела, в отчете временного управляющего Фартушняка А.З. от 18.09.2013 действительно отсутствуют сведения о коде ОКВЭД должника.

Однако Инспекцией не представлены доказательства, того что отсутствие указанного кода, при наличии правильно указанных в отчете временного управляющего наименования, организационно-правовой формы, ИНН, ОГРН должника, привело к заблуждению Инспекции, в отношении какого именно должника составлен отчет.

Остальные доводы Инспекции, касающиеся полноты отчета от 18.09.2013, не подтверждены документально, поскольку указанные Инспекцией как отсутствующие разделы отчета на самом деле имеются в отчете.

Также Инспекция просила признать необоснованными расходы временного управляющего Фартушняка А.З. на привлечение для составления финансового анализа должника ЗАО «Феникс» в размере 40 000 руб.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 70 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Временный управляющий, на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих применяемых в деле о банкротстве процедур.

В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 20.3 и абзаца третьего пункта 1 статьи 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан проводить анализ финансового состояния должника (анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности).

В соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, в том числе и временный управляющий, вправе привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами.

При этом временный управляющий должен учитывать требования пунктов 4 и 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве, в которых закреплены принципы осуществления арбитражным управляющим своих полномочий, а также запрет на передачу полномочий отнесенных Федеральным законом к исключительной компетенции арбитражного управляющего другим лицам.

Кроме того, реализуя право на привлечение привлеченного лица, арбитражный управляющий обязан соблюдать условия, предусмотренные пунктами 2, 3 и 6 статьи 20.7 данного Закона в части оплаты услуг привлеченных лиц.

Как разъяснено в абзаце третьем пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», пункт 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему, как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему названным законом как специальному


участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

К числу полномочий, которые не могут быть переданы третьим лицам, относятся, в частности, принятие решений об утверждении и подписание заключения о финансовом состоянии должника и иных отчетов.

В подтверждение факта оказания услуг ЗАО «Феникс» временному управляющему, представлен анализ финансового состояния ООО «СЗ по ЖКХ Шимского района». Данный анализ подписан временным управляющим, был представлен первому собранию кредиторов и в суд, что не опровергнуто лицами, участвующими в деле.

Проведение анализа финансового состояния должника и подготовка соответствующего заключения относится к цели процедуры наблюдения.

Доказательств того, что размер оплаты услуг по договору является необоснованным (несоразмерен ожидаемому результату или значительно превышает рыночную стоимость подобных услуг), либо лимит, установленный статьей 20.7 Закона о банкротстве, превышен, не представлено уполномоченным органом вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Учитывая все установленные обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, суд полагает, что уполномоченный орган не доказал факт ненадлежащего исполнения Фартушяком А.З. обязанностей временного управляющего должника, повлекшего нарушение прав или законных интересов заявителя.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве»), статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. В удовлетворении жалобы Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Новгородской области на ненадлежащее исполнение временным управляющим Фартушняком Александром Зиновьевичем своих обязанностей в деле о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно- коммунальному хозяйству Шимского района» – отказать.

2. Определение подлежит немеленому исполнению и может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с момента вынесения.

3. Определение направить: - Межрайонной ИФНС России № 2 по Новгородской области;

- конкурсному управляющему Фартушняку А.З.;

- Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области;

- некоммерческому партнерству «Центральное агентство арбитражных управляющих».

Судья

Соколова Е.А.



2 А44-2025/2013

3 А44-2025/2013

4 А44-2025/2013

5 А44-2025/2013

6 А44-2025/2013