АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г.Новосибирск
02 февраля 2017 года Дело № А45-17704/2014
Резолютивная часть определения объявлена 26 января 2017 года
Определение в полном объеме изготовлено 02 февраля 2017 года
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Ничегоряевой О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Вальц А.В., рассмотрев в судебном заседании ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении специализированной организации для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего и об установлении оплаты их услуг,
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) открытого акционерного общества «Сибтрубопроводстрой» (630089, <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>),
при участии в судебном заседании: представителя конкурсного управляющего – ФИО2 (доверенность от 21.10.2016, удостоверение), представителя Управления ФНС России по Новосибирской области – ФИО3 (удостоверение, доверенность от 18.11.2016),
у с т а н о в и л:
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.04.2015 должник открытое акционерное общество «Сибтрубопроводстрой» (далее – ОАО «СТПС») признан несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден ФИО4.
Определением арбитражного суда от 20.04.2016 (резолютивная часть определения оглашена 13.04.2016) ФИО4 освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего ОАО «СТПС», конкурсным управляющим утвержден ФИО1.
21.11.2016 в Арбитражный суд Новосибирской области поступило заявление конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении специализированной организации - некоммерческого партнерства «Центр архивных технологий», для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ОАО «СТПС».
Представитель конкурсного управляющего в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа в судебном заседании представил возражения по заявлению, полагает необоснованным заявление конкурсного управляющего, учитывая различный объем работ, который предстоит выполнить привлекаемой организации в письме ООО «Архивное дело» № 18/16 от 06.04.2016 и заявлении конкурсного управляющего, где указано количество из 3500 дел. Конкурсный управляющий не представил суду соразмерность стоимости услуг к объему выполняемой работы привлекаемой конкурсным управляющим организации. Полагает возможным было произвести выбор организации, предлагающей аналогичные услуги по принципу «госзакупок», с учетом полученной в результате мониторинга информации от Федерального казенного учреждения «Государственный архив Российской Федерации» о стоимости данных работ в сумме 615 263 руб.
Рассмотрев ходатайство конкурсного управляющего, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в судебном заседании, проверив материалы дела, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
С момента возбуждения производства по делу о банкротстве должника все процедуры банкротства осуществляются под контролем арбитражного суда, в том числе за деятельностью арбитражного управляющего.
Статья 20.3 Закона о банкротстве наделяет арбитражного управляющего правом привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счёт средств должника.
На основании пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. В связи с чем, для обеспечения сохранности документации ОАО «Сибтрубопроводстрой» конкурсным управляющим был заключен договор об упорядочении архивных документов № 49 от 10.11.2016 с Некоммерческим партнерством «Центр архивных технологий», в котором стоимость работ определена в размере 999 000 руб. (пункт 3.4. договора)
При этом, Закон о банкротстве не содержит нормы, устанавливающей ограничение арбитражного управляющего в реализации его права на привлечение специалистов, кроме как ограничение в размерах стоимости их услуг.
Статьей 20.7 Закона о банкротстве установлены лимиты расходов на оплату услуг привлечённых конкурсным управляющим специалистов.
Порядок определения размера оплаты услуг лиц, привлечённых конкурсным управляющим, установлен пунктом 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве, исходя из балансовой стоимости активов должника.
По правилам пункта 8 статьи 20.7 Закона о банкротстве для целей настоящей статьи балансовая стоимость активов должника определяется на основании данных финансовой (бухгалтерской) отчётности по состоянию на последнюю отчётную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве.
Как усматривается из материалов дела, согласно данным бухгалтерского баланса ОАО «Сибтрубопроводстрой» на последнюю отчетную дату перед введением процедуры конкурсного производства, балансовая стоимость активов должника по состоянию на 31.12.2014 составляет 6 744 629 000 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20.7 Закона о банкротстве размер оплаты услуг лиц, привлеченных конкурсным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением лиц, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, составляет при балансовой стоимости активов должника более одного миллиарда рублей - не более двух миллионов девятисот девяноста пяти тысяч рублей и одной сотой процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллиардом рублей.
Таким образом, размер оплаты привлеченных лиц в процедуре банкротства ОАО «Сибтрубопроводстрой» не должен превышать 3 569 462 руб. 90 коп., исходя из расчета: 2 995 000 + (((6 744 629 000 - 1 000 000 000) * 0,01) /100))).
В соответствии с пунктами 15, 16 Постановления Пленума ВАС РФ № 60 от 23.07.2009 и статьей 20.7 Закона о банкротстве, лимиты расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, распространяются в целом на соответствующую процедуру. В ходе конкурсного производства, на основании договора № 2005/15 на оказание охранных услуг от 27.05.2015 в редакции дополнительных соглашений, конкурсным управляющим привлечена охранная организация ООО ЧОП «Секьюрити-Информ» для охраны недвижимого имущества должника, находящегося в г. Новосибирске (обоснованность привлечения охранной организации для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего подтверждена Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.01.2016 по делу №А45-17704/2014, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 по делу №А45-17704/2014). Размер оплаты услуг по указанному договору составляет 990 000 ,00 руб. в месяц. Объекты недвижимого имущества должника взяты под охрану привлеченной организацией 01.06.2015. Оплата услуг привлеченной охранной организации до настоящего времени не производилась, однако, при проведении расчетов с указанной организацией в будущем, при погашении задолженности по охране за период с 01.06.2015 по 30.09.2015, будет полностью израсходован лимит расходов на оплату услуг лиц, привлекаемых конкурсным управляющим ОАО «СТПС» для обеспечения исполнения своих обязанностей.
Кроме этого, конкурсным управляющим в процедуре банкротства привлечено ООО «Агора» для оказания услуг по организации и проведению торгов по реализации имущества ОАО «Сибтрубопроводстрой», не обремененного залогом, в соответствии с договором поручения на организацию и проведение торгов от 10.07.2015 № 10/07-15 до даты реализации соответствующего имущества ОАО «Сибтрубопроводстрой». Обоснованность привлечения данной организации для обеспечения исполнения обязанностей конкурсного управляющего подтверждена Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 24.08.2016 по настоящему делу, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.11.2016.
Таким образом, лимит расходов на оплату услуг лицам, привлеченным конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности, превышен. При этом, конкурный управляющий обратился в арбитражный суд с ходатайством, в соответствии с пунктом 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве, о возможности привлечения указанных специалистов и установления размера оплаты их услуг.
Конкурсный управляющий просит признать обоснованным привлечение и размер оплаты услуг лиц, привлеченных для обеспечения своей деятельности в рамках процедуры конкурсного производства, сверх установленного лимита, а именно организацию для упорядочивания документов постоянного хранения и по личному составу должника.
В соответствии с пунктом 6 статьи 20.7 Закона о банкротстве оплата услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется по определению арбитражного суда.
Арбитражный суд выносит определение о привлечении указанных лиц и об установлении размера оплаты их услуг по ходатайству арбитражного управляющего при условии, что арбитражным управляющим доказаны обоснованность их привлечения и обоснованность размера оплаты их услуг.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», арбитражный управляющий привлекает специалистов лишь тогда, когда это является обоснованным и должен предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.
При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения специалиста следует, исходя из пункта 5 статьи 20.7 Закона о банкротстве, учитывать в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим, возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.
Из материалов дела и пояснений представителя конкурсного управляющего установлено, что документы ОАО «СТПС», подлежащие обязательному хранению подразделяются на три описи. В опись № 1 дел постоянного хранения входят приказы генерального директора по основной деятельности, годовые отчеты главного бухгалтера, штатные расписания и замещения. В Опись № 2 входят приказы генерального директора по личному составу, лицевые счета по заработной плате, карточки формы Т-2. В опись № 3 входят личные дела работников. Среднее количество дел, образующихся в год по трем описям составляет 2 000 дел.
В штате должника имеется должность архивариуса, продолжающего свою деятельность в том числе в ходе конкурсного производства. В соответствии с должностными инструкциями в обязанности архивариуса входят: оформление и выдача справок об общем, льготном стаже работы и стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним (по каждой справке проводится работа с документами за 5-30 лет в среднем), оформление и выдача справок по заработной плате, оформление и выдача справок об обучении на курсах (за 5-30 лет в среднем), проведение проверок факта работы совместно с Пенсионным Фондом РФ (с отбором и предоставлением в Пенсионный Фонд документов по запросу, за 5-30 лет). В обязанности архивариуса ОАО «СТПС» не входит непосредственно обработка и подготовка документов, подлежащих передаче на государственное или муниципальное хранение.
Работа с каждым делом включает в себя: изучение состава и отбор архивных документов, подлежащих обработке, обеспыливание, разброшюровку, изъятие скрепок и других крепежей из дела, формирование дел из россыпи, подшивку дела в твердую обложку, нумерацию листов (дело до 150 листов), составление заголовков дел, оформление обложки дела, простановку и заполнение архивных штампов, простановку индексов дел в описи. Также составляются описи дел постоянного хранения по личному составу, составляется историческая справка (предисловия) за период от 1 года до 5 лет.
Последняя обработка документов ОАО «СТПС», подлежащих обязательному хранению, проводилась в 2011 году. Кроме этого, у ОАО «СТПС» имеются на хранении документы бывших подразделений ОАО «СТПС» в количестве около 6 000 дел, которые ранее не обрабатывались, но также подлежат передаче на муниципальное хранение (приказы генерального директора, лицевые счета, табели учета рабочего времени и карточки Формы Т-2). Более того, у ОАО «СТПС» хранятся документы, начиная с 1997 года - табели учета рабочего времени, трудовые договоры, акты о несчастных случаях, которые не подвергались обработке и подготовке для сдачи на муниципальное хранение.
Привлечение услуг архивной организации является обязательным, так как требует наличия специальных технических навыков и инструментов, а также познаний в области архивации документов. Архивная организация должна обеспечить выполнение всего комплекса работ, в результате которых документация должника будет передана на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив, в том числе с помощью привлеченной организации будут проведены работы по упорядочиванию, обработке, хранению, перевозке и документации, а также работы по уничтожению документации, не подлежащей передаче в архив.
Конкурсным управляющим должника проведены мероприятия по сбору и систематизации информации по рынку услуг в сфере архивации документов, оказываемых организациями в Новосибирской области. Так, ООО «Архивное дело» оценивает обработку и подготовку одного дела в 400 рублей, соответственно, упорядочивание 3 500 дел будет стоить 1 400 000 руб., Государственное казенное учреждение Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области» оценивает упорядочивание одного дела, подлежащего долгосрочному хранению в 318 рублей, соответственно, обработка 3 500 дел будет стоить 1 113 000 руб.
Таким образом, привлечение Некоммерческого партнерства «Центр архивных технологий», отвечает целям конкурсного производства, открытого в отношении должника. Привлекаемая специализированная организация по оказанию архивных услуг обладает необходимой квалификацией и объективной возможностью обработка и подготовки документов должника, подлежащих обязательному хранению. При этом стоимость услуг соответствует средней стоимости оказания подобных услуг в г.Новосибирске.
Архивная организация Некоммерческое партнерство «Центр архивных технологий» создано 25.09.2001 года решением партнеров-учредителей ГУ «Государственный архив Новосибирской области» и ЗАО «Консауд-Сибирь». Привлекаемое конкурсным управляющим Некоммерческое партнерство «Центр архивных технологий», зарегистрированный МИФНС России №16 по Новосибирской области 23.01.2003, по состоянию на настоящее время имеет обширный опыт в сфере обработки и подготовки документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами.
Привлечение НП «Центр архивных технологий» в полной мере отвечает целям конкурсного производства, позволяя подготовить документы должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами, для сдачи в архив, положительно влияя при этом на срок конкурсного производства и соответствующее снижение расходов на его проведение.
Основная деятельность НП «Центр архивных технологий» - кадровые, делопроизводственные и архивные службы учреждений, предприятий и организаций. «Центр архивных технологий» проводит упорядочение документов по личному составу, постоянного и временного сроков хранения; содействует в передаче документов на хранение в архивы, предоставляет архивные короба для ведомственного или архивного хранения документов; списывает документы с истекшими сроками хранения и организует процесс их утилизации; комплексно изучает состояние документооборота в организациях; разрабатывает нормативные документы, регламентирующие документооборот в организациях, деятельность делопроизводственных и архивных служб, а также оказывает иные архивные услуги. Отдельное направление в работе партнерства связано с деятельностью арбитражных управляющих, в связи с тем, что одной из задач конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127 «О несостоятельности (банкротстве)» является передача на хранение документов предприятия-должника, подлежащих обязательному хранению. Оплата за оказанные архивные услуги производится по факту выполнения всех обязательств НП «Центр архивных технологий».
Конкурсный управляющий представил в материалы заявления акт выполненных работ к договору № 49 от 10.11.2016, в соответствии с которым стоимость выполненных работ на 14.12.2016 составила 84 340 руб.
Таким образом, исследовав представленные суду доказательства, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об обоснованности привлечения конкурсным управляющим для обеспечения своей деятельности за счет имущества должника, сверх установленного лимита, специалиста – архивную организацию, её привлечение было необходимо, связано с проведением процедуры конкурсного производства. Размер вознаграждения, указанный для привлеченных лиц, суд также признает обоснованным. В связи с указанным возражения лиц, участвующих в деле судом отклонены.
В частности, суд признает обоснованным то обстоятельство, что для расчета лимита на оплату услуг привлекаемых специалистов конкурсным управляющим взят последний представленный должником до введения в отношении него конкурсного производства бухгалтерский баланс по состоянию на 31.12.2014 (конкурсное производство открыто 29.04.2015).
Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств явной чрезмерности в оплате оказываемых услуг, согласно договору от 10.11.2016, исходя из количества документации, подлежащей обработке. Ссылка уполномоченного органа о готовности иной организации, а именно – Федерального казенного учреждения «Государственный архив Российской Федерации» заключить договор на оказание услуг по более низкой цене, в общей сумме 615 263 руб., судом отклоняется, так как не представлена, в том числе, информация о согласии данной организация на предлагаемых конкурсным управляющим условиях оказать необходимые услуги по обеспечению архивации документации должника. Уполномоченным органом представлен прейскурант платных услуг.
Арбитражным судом Новосибирской области на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 19.01.2016 был объявлен перерыв до 13 часов 30 минут 26.01.2017, о чем сделано публичное извещение на сайте арбитражного суда: http://novosib.arbitr.ru
Руководствуясь статьями 20.7, 60 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Новосибирской области
О П Р Е Д Е Л И Л:
Ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 удовлетворить.
Признать обоснованным привлечение Некоммерческого партнерства «Центр архивных технологий» для оказания услуг по обработке и подготовке документов должника, подлежащих обязательному хранению в соответствии с федеральными законами, для передачи в государственный или муниципальный архив.
Признать обоснованным установление размера вознаграждения привлекаемой специализированной организации по оказанию архивных услуг в размере 999 000 руб. за весь объем работ, согласно договору № 49 об упорядочении архивных документов от 10.11.2016.
Определение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья О.Н.Ничегоряева