ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А45-4777/10 от 15.04.2019 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Резолютивная часть определения объявлена 15.04.2019

Определение изготовлено в полном объеме 15.04.2019

г. Новосибирск

«15» апреля 2019 года Дело № А45-4777/2010

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Бычковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филон Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании заявление конкурсного управляющего ФИО1 об установлении размера оплаты специалисту, по делу о несостоятельности (банкротстве)открытого акционерного общества «Новосибирское производственное объединение «Сибсельмаш»,

при участии представителей конкурсного управляющего –ФИО2 (доверенность № 56 от 21.05.2018, паспорт), ФИО3 ( доверенность от 21.11.2018, паспорт), представителя уполномоченного органа – ФИО4 (доверенность № 85 от 02.03.2018, удостоверение), представителя кредитора - общества с ограниченной ответственностью «Ювес» - ФИО5 ( доверенность от 22.08.2018, паспорт), установил:

05.10.2012 решением суда открытое акционерное общество «Новосибирское производственное объединение «Сибсельмаш» (далее -должник) признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

06.10.2012 в газете «Коммерсантъ» № 188 опубликовано сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

19.03.2014 определением суда конкурсным управляющим утвержден ФИО6.

14.12.2017 (объявлена резолютивная часть определения), 18.12.2017 (определение суда изготовлено в полном объеме), конкурсный управляющий ФИО6 отстранен от исполнения обязанностей конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Новосибирское производственное объединение «Сибсельмаш».

Исполнение обязанностей конкурсного управляющего открытого акционерного общества «НПО «Сибсельмаш» возложены на ФИО1.

29.12.2017 определением суда конкурсным управляющим должника утвержден ФИО1.

24.05.2018 определением суда продлен срок конкурсного производства в отношении должника на шесть месяцев, до 21.11.2018. Судебное заседание по рассмотрению отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства назначено на 19.11.2018 в 14 часов 45 минут.

11.09.2018 в суд поступило заявления конкурсного управляющего должника ФИО1 об установлении размера оплаты услуг по упорядочению документов по личному составу должника за 1939-2017гг. ИП ФИО7 в сумме вознаграждения 20 800 000 рублей.

10.10.2018 определением суда заявление принято к рассмотрению после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления без движения, судебное заседание назначено на 12.11.2018.

12.11.2018 в суд (в электронном виде) от кредитора – общества с ограниченной ответственностью «РТ – Капитал» поступили письменные объяснении, согласно которым, кредитор не возражает в удовлетворении заявления конкурсного управляющего в полном объеме.

От представителя конкурсного управляющего поступило ходатайство об отложении судебного заседания для представления расчета.

Представитель уполномоченного органа в судебном заседании представил в материалы дела возражения, согласно которым, уполномоченный орган возражает в удовлетворении заявления.

В судебное заседание 21.01.2019 представитель конкурсного управляющего представил дополнительные документы.

Рассмотрев документы, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления.

При рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения привлеченного лица суд учитывал, в том числе:

- направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных Законом,

- насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим (с учетом количества принадлежащего должнику имущества и места его нахождения),

- возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо,

- необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточнопознаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.

Привлекая привлеченное лицо, арбитражный управляющий обязан в числе прочего учитывать возможность оплаты его услуг за счет имущества должника, оплаты в разумных пределах, в интересах кредиторов должника.

В архиве должника хранятся документы по личному составу с 1929 года.

Перечень документов, подлежащих передаче в Государственный архив, определен в пункте 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

Конкурсный управляющий привлек специалистов ГКУ НСО ГАНО для дачи Заключения с обследованием мест хранения документов.

Сдаче в Государственный архив подлежат документы, определенные Заключением № 603 от 30.07.2018 ( л.д.43-51 т.3) об объемах хранящихся документов по личному составу, видов работ, архивных коробов, необходимых для передачи документов должника на государственное хранение в КГУ НСО ГАНО.

В своих уточнения к заявлению (л.д.56-57 том 3) конкурсный управляющий указал, что по данным обследования установлено, что передаче в архив подлежат 37 категорий документов, для чего необходимо упорядочить и сформировать 40 684 дел, из них 183 готовы к передаче.

По ранее проведенной прежним конкурсным управляющим работе в 2015-2016 годам установлено следующее. Согласно отчетам конкурсного управляющего с 01.07.2015 по 20.03.2016 между ФИО6 и 10 привлеченными специалистами (ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 и ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17) заключены однотипные договоры на выполнение работ по формированию архива, стоимость услуг привлеченных специалистов - 130 рублей за одно дело ( том). Пунктом 1.5. договора предусмотрено ежедневное формирование одним специалистом и передача в архив организации не менее 5 дел.

Согласно актам приема-передачи выполненных работ, представленным конкурсным управляющим в материалы дела, 10 привлеченными специалистами сформировано 19 096 дел, всего данным специалистам выплачено - 2 480 892 рубля (в среднем 130 рублей за одно дело). Формирование документов и подготовка к сдаче в государственный архив в 2015-2016 годах производилась силами привлеченных специалистов, под руководством начальника управления персоналом ФИО18

Согласно представленной конкурсным управляющим в материалы дела информации вознаграждение специалиста, которого планирует привлечь конкурсный управляющий – ИП ФИО7 за оказанные услуги по упорядочению документов по личному составу ОАО НПО «Сибсельмаш» (40 867 дел) составят 20 800 000 рублей (в среднем 510 рублей за одно дело). В проекте договора указан срок завершения выполнения работ - не позднее 31.11.2020.

Конкурсный управляющий сделал в организации, которые оказывают подобные услуги, запросы с целью выяснения лиц, желающих заключить договор.

ИП ФИО7, зарегистрированная в г. Новосибирске в мае 2018 году, отозвалась, предложила свои услуги и определила стоимость услуг.

По ее расчету, содержащему сведения о стоимости работ в зависимости от состояния дел и видов работ, необходимых для сдачи документов в архив (л.д.27-31, т. 4), а также сметы, являющейся Приложением № 1 к проекту договора:

Наименование работ

Единица измерения

Стоимостьруб-

Коли­чество

Сумма, руб.

2

3

4

5

6

Разброшюровка. изъятие скрепок и других крепежей из дела

дело

21,08

21 036

443 438,88

Формирование дел из россыпи

дело

112,43

21 036

2 365 077,48

Подшивка дела в твердую обложку исполнителя

дело

91,35

22310

2 038 017,00

нумерация листов (дело до 200 листов]

дело

98,38

22 046

2 168 885,48

Нумерация листов (дело от 400 до 600 листов)

дело

323,24

17 293

5 589 788,00

Составление заголовков дел

дело

21,08

40 684

857 618,00

Оформление обложки дела

дело

35.12

40 684

1 428 821,00

Простановка и заполнение архивных штампов

дело

21,08

40 684

857 618,00

Составление описи дел по личному составу

заголовок

28,11

40 684

1 143 626,00

Перемещение дел

дело

14,05

40 684

571 609,00

Составление внутренней описи

статья

1,41

299 085

421 702,34

Реставрация документов дела (подклейка и обрезка листов, обложек)

лист

21,00

10000

210 000,00

Картонирование в стандартные архивные короба 405*260*172

короб

281,08

2145

602 915,00

Картонирование в нестандартные архивные короба 355*455*177

короб

484,87

300

145 460,00

Картонирование в нестандартные архивные короба 355*355*177

короб

281,08

5713

1 605 809,00

Картонирование в жесткие папки с завязками из бум. винила 330*245*150

короб

252,97

702

177 585,00

Передача дел на хранение

час

702,70

180

126 486,00

Погрузо-разгрузочные работы

час

253,00

180

45 540,00

Итого

20 800 000,00

В судебном заседании конкурсный управляющий представил также расчет предположительных расходов на организацию упорядочения и передачи документов силами штатных сотрудников, изложенный в пояснениях, размер составил 20 823 445 рублей 94 копеек.

Оценив представленные в материалы дела документы, расчеты конкурсного управляющего, прейскуранты цен на аналогичные услуги, суд приходит к выводу, что привлечение специалиста с размером вознаграждения 20 800 000 рублей (в среднем 510 рублей за одно дело), при возможности привлечения специалистов с меньшим, более экономным размером вознаграждения (130 рублей за одно дело) необоснованно и не отвечает интересам должника, конкурсных кредиторов и уполномоченного органа.

Суд, в целях минимизации предлагал обратиться конкурсному управляющему к работникам, ранее привлеченным для оказания услуг. Доказательств обращения не представил. В судебном заседании 15.04.2019 представлены пояснения, из которых следует, что конкурсным управляющим составлен список соискателей на должность по результатам собеседования с 23 кандидатами, 1 из которых согласился.

По предварительным подсчетам передаче в государственный архив подлежит 40 867 том, в том числе 40 684 дела (тома) подлежат оформлению. По мнению специалиста ФИО18, ответственного за состояние дел, оформление дела (тома) включает в себя работы: обеспыливание документов - 100%, дезинфекция пораженных плесенью документов - 30 %, полное оформление дел - 70%. По мнению ФИО18 , бухгалтерскую документацию необходимо переоформить, так как дела (тома) содержат более 250 листов, нарушена последовательность. Переоформление включ=ает в себя дополнительную работу – расшивку дела, распределение по подразделениям и годам, формирование дел с описью, переплет. 183 тома (дела полностью упорядочены в период с 2012 по 2014 работником ФИО14, Переплет производился компанией по обработке архивных документов, с которой был заключен договор в 2013 году. За период с 2016 по 2016 год привлеченными специалистами выполнена часть работы по подготовке к передаче в архив, полностью подготовлены к сдаче 183 дела (тома), подготовлены к переплету 1 274 дел (томов) с личными делами работников за период с 1991 по 2015 годы.

Сравнивая цены на технологические операции по упорядочению документов, подлежащих передаче в государственный архив, судом установлено, что цены, предлагаемые ИП ФИО7 по некоторым позициям, выше, чем стоимость аналогичных услуг у других организаций (ФКУ «Российский государственный архив экономики" (№ 1, г.Москва)), НП «Центр архивных технологий» (№2, г.Новосибирск)), ООО «Стандарт- А» (№3, г.Москва) , ООО Архив-Профи» (№3, г.Москва), ООО «Архивное дело» (№4, г.Новосибирск)).

Наименование работ

КУ

№ 1

№ 2

№3

№4

Средняя стоимость

2

Разброшюровка. изъятие скрепок и других крепежей из дела

21,08

50

15

43

20

Формирование дел из россыпи

112,43

1,4л

70

180

200

Подшивка дела в твердую обложку исполнителя

91,35

50

40

-

95

62

нумерация листов (дело до 200 листов]

98,38

1,8л

60

0,4л

85

Нумерация листов (дело от 400 до 600 листов)

323,24

3,6л

90

-

-

Составление заголовков дел

21,08

14

-

15

-

Оформление обложки дела

35,12

28,5

22

30

45

Простановка и заполнение архивных штампов

21,08

-

13

50

-

Составление описи дел по личному составу

28,11

21

15

-

25

Перемещение дел

14,05

4,8

10

-

5

Составление внутренней описи

1,41

13

15

9,5

7

Реставрация документов дела (подклейка и обрезка листов, обложек)

21,00

-

15

-

-

Картонирование в стандартные архивные короба 405*260*172

281,08

-

165

-

-

-Картонирование в нестандартные архивные короба 355*455*177

484,87

-

-

-

-

Картонирование в нестандартные архивные короба 355*355*177

281,08

-

-

-

-

Картонирование в жесткие папки с завязками из бум. винила 330*245*150

252,97

-

-

-

-

Передача дел на хранение

702,70ч

-

14

90000

Погрузо-разгрузочные работы

253,00ч

-

-

5

16200

Итого

По таким вида работ , как разброшюровка, изъятие скрепок и других крепежей из дела; формирование дел из россыпи; подшивка дела в твердую обложку исполнителя; простановка и заполнение архивных штампов; составление внутренней описи, составление описи по делу по личному составу, реставрация документов дела (подклейка и обрезка листов, обложек); картонирование в стандартные архивные короба 405*260*172;

картонирование в нестандартные архивные короба 355*455*177; картонирование в нестандартные архивные короба 355*355*177; картонирование в жесткие папки с завязками из бум. винила 330*245*150; передача дел на хранение; погрузо-разгрузочные работы стоимость соответствуют стоимости аналогичных услуг.

Завышена стоимость следующих услуг:

1) по нумерации листов (дело до 200 листов) и нумерации листов (дело от 400 до 600 листов) - стоимость данного вида услуг - нумерация одного листа составляет в среднем от 0,24 – 0,45 рублей за лист, конкурсным управляющим предлагается установить стоимость 0,49 рубля (до 200 листов) и 0,53 рубля (до 600 листов). Разумным и достаточным является размер 0,40 рублей за лист, что составляет 80 рублей за дело (до 200 листов) и 240 рублей за дело (до 600 листов). Сумма составляет 1 763 680 рублей (80 рублей х 22046 дел), вместо 2 168 885 рублей 48 копеек и 4 150 320 рублей (240 рублей х 17 293 дел), вместо 5 589 788 рублей, соответственно.

2) по составлению заголовков дел - стоимость данного вида услуг составляет в среднем от 12 до 15 рублей за дело, конкурсным управляющим предлагается установить стоимость 21 рублей 08 копеек. Достаточным является размер 15 рублей за дело, что составляет 610 260 рублей (15 х 40684 дел), вместо 857 618 рублей.

3) по оформлению обложки дела - стоимость данного вида услуг составляет в среднем от 22 до 45 рублей за дело, конкурсным управляющим предлагается установить стоимость 35 рублей 12 копеек. Достаточным является размер 30 рублей, стоимость услуг составляет 1 220 520 рублей ( 30 х 40684 дел), вместо 1 428 821 рублей.

4) по перемещению дел - согласно справке начальника управления персоналом, ФИО18 от 17.01.2019 (л.д.37-38 т.4), размещение дел следующее:

- в хранилище в цокольном этаже здания находятся документы по личному составу (1942-1985 г.г.) личные дела, личные карточки, ведомости начисления заработной платы, книги приказов о приеме и увольнении, невостребованные трудовые книжки, акты несчастных случаев на производстве;

- в хранилище на 1 этаже здания находятся документы по личному составу ( 1986-2012 г.г.): личные карточки, ведомости начисления заработной платы, книги приказов о приеме и увольнении. период с 2004 - штатное расписание, технико-экономические отчеты;

- в хранилище на 2 этаже здания – находятся ведомости начисления заработной платы 1991-2012 г., необработанные документы за 2013-2017 хранятся в помещениях управления персоналом и бухгалтерии.

Необходимость перемещения обоснована конкурсным управляющим.

Проверяя разумность расходов по перемещению, с этажа на этаж дел к месту оформления судом установлено, что завышена стоимость, указано 14 рублей 05 копеек, при средней стоимости от 4,8 до 10 рулей за дело. В этой части подлежит уменьшению стоимость услуг, до 6,6 рублей за дело, что составит 268 514 рублей 40копеек (вместо истребуемых 571 609 рублей).

Оценив сведения, размещенные на сайте организаций, оказывающих аналогичные услуги, стоимость данного вида услуг составление заголовков дела составляет в среднем 15 рублей, установление цены 21 рублей 08 копеек является завышенной. Достаточным является размер 610 260 рублей (40 684 дел х 15 рублей), вместо заявленного конкурсным управляющим 571 09 рублей.

Следовательно, разумная стоимость услуг составляет 18 196 568 рублей 70 копеек, что в среднем составляет 447 рублей за дело.

Наименование работ

Единица измерения

Стоимостьруб-

Коли­чество

Сумма, руб.

2

3

4

5

6

Разброшюровка. изъятие скрепок и других крепежей из дела

дело

21,08

21 036

443 438,88

Формирование дел из россыпи

дело

112,43

21 036

2 365 077,48

Подшивка дела в твердую обложку исполнителя

дело

91,35

22310

2 038 017,00

нумерация листов (дело до 200 листов]

дело

80

22046

1763680,00

Нумерация листов (дело от 400 до 600 листов)

дело

240

17293

4150320,00

Составление заголовков дел

дело

15

40 684

610260,00

Оформление обложки дела

дело

30

40 684

1 220 520,00

Простановка и заполнение архивных штампов

дело

21,08

40 684

857 618,00

Составление описи дел по личному составу

заголовок

28,11

40 684

1 143 626,00

Перемещение дел

дело

6,6

40 684

268 514,00

Составление внутренней описи

статья

1,41

299 085

421 702,34

Реставрация документов дела (подклейка и обрезка листов, обложек)

лист

21,00

10000

210 000,00

Картонирование в стандартные архивные короба 405*260*172

короб

281,08

2145

602 915,00

Картонирование в нестандартные архивные короба 355*455*177

короб

484,87

300

145 460,00

Картонирование в нестандартные архивные короба 355*355*177

короб

281,08

5713

1 605 809,00

Картонирование в жесткие папки с завязками из бум. винила 330*245*150

короб

252,97

702

177 585,00

Передача дел на хранение

час

702,70

180

126 486,00

Погрузо-разгрузочные работы

час

253,00

180

45 540,00

Итого

18 196 568,70

По сведениям специалиста, предполагаемый объем составляет 40 867 дел.

До 2007 предусматривалось формирование комплексных личных дел, когда ряд личных дел сшиваются в одно дело (п.2.3 Методических рекомендаций по составлению и оформлению описей дел постоянного хранения и по личному составу и научно-справочного аппарата к ним.). В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

По выбору определенного оценщика, суд приходит к выводу об отсутствии необходимости устанавливать лимиты определенному специалисту, это относится к управленческим функциям конкурсного управляющего, за обоснованность привлечения которого, условия договора, несет ответственность конкурсный управляющий. Предложенный суду проект договора суд не оценивает, ответственность за выбор определенного специалиста и соответствие условий целям конкурсного производства, несет конкурсный управляющий.

Руководствуясь статьей 60 Закона о банкротстве, статьями 185,184,223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

Заявление конкурсного управляющего удовлетворить в части.

Установить размер оплаты услуг специалистам по упорядочению документов по личному составу ОАО «НПО «Сибсельмаш» за 1933-2017 г.г., подлежащему привлечению конкурсным управляющим, в сумме вознаграждения 18 196 568 рублей 70 копеек.

В удовлетворении остальной части, - отказать.

Определение может быть обжаловано в Седьмой Арбитражный апелляционный суд (г. Томск) в течение 10 дней со дня вынесения.

Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд Новосибирской области.

Судья О.Г.Бычкова