АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Новосибирск
28 апреля 2021 года. Дело № А45-5085/2021
Резолютивная часть определения объявлена 22 апреля 2021 года.
Определение в полном объеме изготовлено 28 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Нахимович Е.А., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Решетниковой Е.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью сибирская компания "Регион" (ОГРН: <***>), г. Новосибирск о признании незаконным пунктов 1.1.1, 1.2.1 постановления от 24.02.2021 №566 в части исключения из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска строки 1.1.23, незаконным исключение нестационарного торгового объекта по адресу: <...>, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 № 3707, заинтересованное лицо: Мэрия города Новосибирска, г. Новосибирск,
при участии представителей сторон:
заявителя: ФИО1, доверенность от 26.03.2021, удостоверение адвоката, Сонникова О.С., доверенность № 1/2021 от 11.01.2021, диплом, паспорт
заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 17.12.2020, паспорт, копия диплома,
УСТАНОВИЛ:
общества с ограниченной ответственностью сибирская компания "Регион" (далее по тексту – заявитель, общество, ООО СК «Регион») обратилось в арбитражный суд с заявлением, измененным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным исключения места размещения нестационарного торгового объекта по адресу: <...>, из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 № 3707, о признании незаконными пунктов 1.1.1. и 1.2.1 Постановления Мэрии города Новосибирска от 24.02.2021 № 566 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 № 3707» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов строки 1.1.23., заинтересованное лицо: Мэрия города Новосибирска, г. Новосибирск.
В отзыве на заявление, Мэрия города Новосибирска заявила ходатайство о передаче дела на рассмотрение в суд общей юрисдикции. В возражениях на отзыв Общество просит отказать в удовлетворении ходатайства заинтересованного лица.
Как следует из материалов дела, ООО СК «Регион» является собственником нестационарного торгового объекта - магазина модульного типа. Данный объект с 2000 года располагается по адресу: <...>.
24.02.2021 Мэрией города Новосибирска было принято Постановление № 566 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 № 3707» (опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска № 7 от 25.02.2021, с. 41).
Данным Постановлением из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска исключена строка 1.1.23.
Заявитель, посчитав исключение мэрией из Схемы размещения нестационарных торговых объектов строку 1.1.23 (место размещения нестационарного торгового объекта Заявителя) нарушением прав и законных интересов Общества как собственника бизнеса, обратился в с настоящим заявлением в Арбитражный суд Новосибирской области.
Рассмотрев заявление общества, заслушав позиции лиц, участвующих в деле, проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к следующим выводам.
Согласно частям 2, 3 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Закрепленное в статье 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Требование Конституции Российской Федерации об определении компетентного суда на рассмотрение дела суда законом предоставляет гарантии не только лицу, обратившемуся в суд за защитой нарушенного права, но и лицу, выступающему ответчиком.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.01.2010 № 1-П закреплено, что подсудность дел предполагает установление законом разграничения как предметной компетенции, в том числе, между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и в рамках каждого вида юрисдикции - для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело; несоблюдение установленной федеральным законодателем подсудности дел нарушает конституционное предписание о законном суде, а через это - и само право на судебную защиту; рассмотрение дела вопреки правилам о подсудности не отвечает требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статей 46 и 47 Конституции Российской Федерации, не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
В силу пунктов 1.1, 2 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской иной экономической деятельности, в частности об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 1-3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», оспаривание нормативного правового акта, а также акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, является самостоятельным способом защиты прав и свобод граждан и организаций и осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными главой 21 КАС РФ, главой 23 АПК РФ.
Такое оспаривание производится посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим нормативного правового акта, как не соответствующего федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и в связи с этим не подлежащим применению для регулирования тех или иных общественных отношений, а также посредством подачи административного искового заявления, заявления о признании недействующим акта, обладающего нормативными свойствами, как не соответствующего по своему содержанию действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.
Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Как указано выше, в силу части 3 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ орган местного самоуправления, то есть мэрия города Новосибирска, в соответствии с Уставом города Новосибирска (принят решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 № 616) управомочена на разработку и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Постановление мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 № 3707 «О схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска», также как и постановление мэрии города Новосибирска 24.02.2021 № 566 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 № 3707» изданы мэрией города Новосибирска, опубликованны в установленном законом порядке на официальном интернет-портале правовой информации города Новосибирска http://www.nskpravo.info, 25.02.2021, а также в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска.
Исходя из норм действующего законодательства, постановление мэрии города Новосибирска 24.02.2021 № 566 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новосибирска, утвержденную постановлением мэрии города Новосибирска от 08.10.2019 № 3707» является нормативным правовым актом, изданным управомоченным органом местного самоуправления - мэрией города Новосибирска, опубликованным в установленном порядке, содержащим в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение.
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что требования общества с ограниченной ответственностью сибирская компания "Регион" не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2019 года № 26 «О некоторых вопросах применения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с введением в действие Федерального закона от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», после вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ при поступлении в арбитражный суд искового заявления, заявления, подлежащего рассмотрению судом общей юрисдикции, такое исковое заявление, заявление возвращается заявителю на основании пункта 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. Если указанное обстоятельство выяснится после принятия к производству искового заявления, заявления, в том числе поданного до вступления в силу Федерального закона № 451-ФЗ, дело передается по подсудности по правилам, установленным частью 4 статьи 39 АПК РФ.
Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступил в законную силу с 01 октября 2019 года.
Согласно части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
С учетом изложенного, настоящее дело подлежит передаче в Новосибирский областной суд (<...>) для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Арбитражный суд разъясняет лицам, участвующим в деле, что настоящее определение выполнено в форме электронного документа, подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судьи и считается направленным лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Руководствуясь статьями 39, 184-185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать дело №А45-5085/2020 в Новосибирский Областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определение может быть обжаловано в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения настоящего определения в Седьмой арбитражный апелляционный суд (г. Томск).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья | Е.А. Нахимович |