ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А45-7621/15 от 13.07.2021 АС Новосибирской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. НовосибирскДело № А45-7621/2015

13 июля 2021 года

Резолютивная часть объявлена 13.07.2021

Определение в полном объеме изготовлено 13.07.2021

Арбитражный суд Новосибирской области в составе судьи Кальяка А.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство конкурсного управляющего ФИО1 о привлечении лиц для обеспечения социально-значимых функций и деятельности конкурсного управляющего и об установлении размера оплаты их услуг, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) АО «Нефтебаза «Красный Яр», третье лицо – ООО «Управление проектами», при участии: конкурсного управляющего - ФИО1 (лично, паспорт), от ООО «РНГО» - ФИО2 (доверенность от 21.06.2021, посредством онлайн-связи), от ФИО3 - ФИО4 (доверенность от 03.06.2021, паспорт),

установил:

решением Арбитражного суда Новосибирской области от 04.08.2016 акционерное общество «Нефтебаза Красный Яр» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден ФИО1.

02.04.2021 конкурсный управляющий ФИО1 обратился в суд с ходатайствомо привлечении лиц для обеспечения социально-значимых функций и деятельности конкурсного управляющего и об установлении размера оплаты их услуг.

Определением от 06.04.2021 ходатайство принято к производству.

В обоснование ходатайства заявитель указывает следующее.

АО «Нефтебаза «Красный Яр» является социально значимым объектом, осуществляющим непрерывные функции по водоснабжению и водоотведению в п. Красный Яр. Приостановление оказания таких функций невозможно под угрозой возникновения режима ЧС на территории посёлка.

Процессы осуществления непрерывного водоснабжения и водоотведения, а также своевременности выплаты заработной платы работникам, осуществляющим такие функции, контролируются со стороны Прокуратуры Новосибирского района, Администрации Кубовинского сельсовета, Администрации Новосибирского района, Заместителя Губернатора Новосибирской области.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 11.04.2019 по настоящему делу признаны обоснованными понесенные расходы на оплату услуг специалистов (начальник энергетического цеха, машинист и оператор очистных сооружений (3 человека), дежурный слесарь-сантехник, диспетчер нефтебазы, машинист насосных установок) с даты заключения с ними договоров по 29.01.2019. Привлечены для обеспечения деятельности конкурсного управляющего следующих специалистов, с оплатой их услуг за счет средств должника, с 29.01.2019 до завершения реализации имущества должника и его передаче новому собственнику: - начальник энергетического цеха – 37 500 руб. ежемесячно; - машинист и оператор очистных сооружений (3 человека) – по 20 700 руб. ежемесячно; - дежурный слесарь-сантехник – 20 700 руб. ежемесячно; - диспетчер нефтебазы – 25 000 руб. ежемесячно; - машинист насосных установок – 18 009 руб. ежемесячно; - бухгалтер - 60 000 руб. ежемесячно.

Остальные специалисты, необходимые для обеспечения социально значимых функций находились в штате предприятия.

Общий фонд оплаты труда работников, а также вышеуказанных утвержденных специалистов составлял 699 019,26 рублей (576 525 рублей – фонд оплаты труда работников, находившихся в штате предприятия, и 122 494,26 рублей – фонд оплаты работников, осуществляющих функции по договорам гражданско-правового характера – привлеченных специалистов).

На сегодняшний день денежные средства в конкурсной массе должника отсутствуют. Реализация имущества была приостановлена обеспечительными мерами до момента их замены (определение АС НО от 18.11.2020 и постановление 7ААС от 02.02.2021). На сегодняшний день конкурсным управляющим опубликовано о проведении первых торгов на 29.03.2021, заявок пока не поступало.

Ввиду отсутствия в конкурсной массе денежных средств, выплата заработной платы работникам и привлеченным специалистам, оказывающим социально значимые функции, осуществляется не в полном объеме, задолженность накапливается и включается конкурсным управляющим в реестр текущих платежей.

Денежные средства за поставку воды и водоотведения в п. Красный Яр, поступающие от МУП ДЭЗ ЖКХ «Кубовинское» до сегодняшнего дня распределяются строго по схеме, утвержденной на совместном совещании 9 октября 2018 года с главой Кубовинского сельсовета ФИО5, главой Новосибирского района ФИО6, генеральным директором ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» ФИО7, генеральным директором АО «Новосибирскэнергосбыт» ФИО8, Прокурором Новосибирского района А.Ю. Кузнецовым и конкурсным управляющим АО «Нефтебаза «Красный Яр» ФИО1

На указанном совещании определено, что из поступающих денежных средств от МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» задолженность по заработной плате перед работниками должника должна быть погашена в размере 50%, а задолженность за поставку электроэнергии и газа перед АО «Приобское отделение Новосибирскэнергосбыт» и ООО «Газпром межрегионгаз Новосибирск» в размере по 25%. Таким образом, установлено, что все поступающие денежные средства от Администрации Кубовинского сельсовета будут распределяться также по схеме: 50% + 25% + 25%. Решение совещания исполнено и по сегодняшний день исполняется конкурсным управляющим в полном объёме. Все без исключения поступающие от Администрации Кубовинского сельсовета денежные средства распределяются по указанной схеме. Также на совещании установлено, что текущая задолженность в полном объёме будет погашена после реализации имущества должника.

Между тем, указанных денежных средств, поступающих от МУП ДЕЗ ЖКХ «Кубовинское» (в размере 50%) недостаточно для выплаты заработной платы в полном объеме, в связи с чем, задолженность вынужденно накапливается, что явилось причиной увольнения работников, как трудоустроенных в штате предприятия, так и осуществляющих услуги по договорам гражданско-правового характера (привлеченные вышеуказанным определением суда от 11.04.2019 специалисты). Указанные обстоятельства, учитывая срок конкурсного производства и непрерывное ведение социально значимой деятельности в течение всего периода конкурсного производства, конкурсный управляющий предотвратить уже не в силах по объективным причинам. Указанные обстоятельства в полном объеме подтверждаются заявлениями работников, докладными записками работников, перепиской.

Прием новых работников невозможен ввиду объективного отсутствия возможности выплаты заработной платы, их поиск результатов не привел.

01.03.2021 конкурсным управляющим АО «Нефтебаза «Красный Яр» ФИО1 с ООО «Управление Проектами» заключен договор о возмездном оказании услуг, предметом которого является обслуживание объектов, указанных в Приложении №1 к настоящему Договору.

Под обслуживанием объектов понимаются виды технического обслуживания инженерных систем и оборудования, указанные в Приложении №2 к настоящему договору. Вознаграждение за обслуживание объектов составляет 847 193,00 рублей.

В перечень видов технического обслуживания инженерных систем и оборудования АО «Нефтебаза «Красный Яр» входит:

- контроль за работой очистных сооружений и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы водоснабжения и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы водоотведения и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы теплоснабжения и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы электроснабжения и его оборудования – ежедневно;

- контроль за работой газовой котельной и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой станции ОБЖУ и его оборудования – 24 часа в сутки;

- проведение планово-предупредительных мероприятий и текущих ремонтов – ежедневно с 8-00 до 17-00.

- обслуживание строительных конструкций:

- проведение систематических осмотров строительных конструкций и элементов здания для установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению;

- организация текущих и капитальных ремонтов производятся по дополнительному соглашению сторон;

- очистка внутренних подъездных дорог до обслуживаемых объектов, зданий пользования.

Все указанные действия осуществляются полностью работниками и персоналом ООО «Управление Проектами». Оплату услуг указанных лиц осуществляет ООО «Управление Проектами» самостоятельно.

Наряду с вынужденностью заключения указанного договора существует и экономическая целесообразность, поскольку в обязанности по договору входит и контроль за техническим состоянием зданий, организация текущих и капитальных ремонтов, расчистка внутренних и подъездных дорог.

У нефтебазы фонд оплаты труда работников составлял 699 019,26 рублей, при недостатке 12 человек. Однако при такой численности работников в нарушение ТК РФ не был полностью соблюден сменный режим (круглосуточная работа), что являлось экстренным и не могло продолжаться длительное время. В связи с этим, вознаграждение по договору в размере 847 193,00 рублей, включая фонд оплаты труда всех работников, его исполняющих, очевидно, не завышено, учитывая дополнительные вышеуказанные обязанности.

Более того, привлечение указанного специалиста (юридического лица) позволило устранить все неблагоприятные последствия для АО «Нефтебаза «Красный Яр», обусловленные невыплатой и наращиванием задолженности по заработной плате перед работниками, осуществляющими социально значимые функции. Проверки относительно полноты и своевременности выплаты заработной платы регулярно проводились контролирующими органами, конкурсным управляющим регулярно предоставлялись пояснения, однако длительное время такая ситуация продолжаться не могла, и вопрос по погашению и недопущению наращивания задолженности должен был решаться конкурсным управляющим в скорейшем времени.

На совместном совещании у Заместителя Губернатора НСО ФИО9 конкурсным управляющим было озвучено о всей сложившейся ситуации с работниками, предложено единственное найденное решение вопроса в виде заключения настоящего договора с ООО «Управление Проектами». Указанный вариант был одобрен со стороны всех присутствующих на совещании лиц, после чего такой договор был подписан конкурсным управляющим.

Ввиду нахождения АО «Нефтебаза «Красный Яр» в процедуре банкротства и специфики требований ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», осуществление расходов на оплату услуг указанного специалиста подлежит утверждению в судебном порядке, по аналогии как уже утверждалось в настоящем деле ранее (определение АС НО от 11.04.2019 по настоящему делу).

Привлечение указанного специалиста необходимо до завершения процесса реализации имущества должника и его передаче новому собственнику, что обусловлено обязанностью сохранения непрерывности процесса по оказанию социально-значимых функций.

В отзыве от 03.06.2021 в электронном виде ООО «Нефтебаза «Красный Яр» просит удовлетворить ходатайство.

В отзыве от 04.06.2021 в электронном виде ООО «РНГО» просит привлечь ООО «Управление проектами» в качестве третьего лица, указывает на наличие сомнений в технической возможности ООО «Управление проектами» осуществлять возлагаемые на него функции, а также отсутствие штата, необходимого для обслуживания объектов нефтебазы.

В судебном заседании 04.06.2021 кредитор ФИО3 представила письменный отзыв, просила привлечь третьим лицом ООО «Управление проектами», заявила о необходимости представления конкурсным управляющим актов выполненных работ ООО «Управление проектами» за март, апрель, май, о необходимости разъяснения положений договора с ООО «Управление проектами» - в частности, п.2.3, п.3.2.2., представить пояснения от заявителя о расчете стоимости работ по конкретным видам деятельности, указанным в приложении к договору.

В пояснениях от ООО «Управление проектами» от 16.06.2021 указывается, что для исполнения договора был набран штат работников в полном объеме, условия договора соблюдаются, указывается, что стоимость работ складывается из следующего:

- фонд оплаты труда с отчислениями: Машинист насосных установок очистных сооружений; Дежурный слесарь; Слесарь-сантехник; Лаборант хим. анализа; Аппаратчик лаборант; Электрик; Слесарь КИПиА (777 240 руб.);

- начальник участка ВВиТ - 14 868 руб. (совмещение);

- начальник участка электрохозяйства - 14 868 руб. (совмещение);

- прямые затраты: спецодежда - 14 000 руб., СИЗ - 5000 руб., расходные материалы, обслуживание территории, инструмент, ГСМ - 12500 руб., контроль и хим. анализ воды - 8 717 руб.

Также приложены 16 договоров с физическими лицами.

17.06.2021 в электронном виде заявителем представлены письменные пояснения в порядке ст.81 АПК РФ с приложением актов выполненных работ за март-май 2021.

В судебном заседании 01.07.2021 представлены письменные объяснения на заявление от ФИО3, указывает на то, что стоимость услуг привлеченной организации не может составлять более 699019, 26 руб. (расходы на оплату труда работников со стороны должника ранее), требует исключить из договора о возмездном оказании услуг п.2.3. как позволяющий конкурсному управляющему включать неопределенный круг расходов в текущую задолженность должника.

В судебном заседании 13.07.2021 заявитель представил письменные пояснения в порядке ст.81 АПК РФ, указывает на размер прямых расходов, их соотнесении с обычными ценами на соответствующие товары – прилагаются примеры стоимости аналогичных товаров. Представителем кредитора ФИО3 и ООО «РНГО» заявлено ходатайство об отложении судебного заседания и истребовании сведений о расходах на содержание имущества должника до и после привлечения ООО «Управление проектами», сведений о численности штата сотрудников ООО «Управление проектами», осуществляющими деятельность на территории должника на основании Договора от 01.03.2021. Ходатайства судом отклонены.

Рассмотрев заявление, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127- ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), частью 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с п. 1 ст. 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества, принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.

В соответствии с п. 5 ст. 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные в соответствии с настоящим Федеральным законом на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам.

При этом в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 №60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что пункт 5 статьи 20.3 Закона не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим третьим лицам полномочий, принадлежащих ему как лицу, осуществляющему полномочия органов управления должника. Данная норма лишь ограничивает арбитражного управляющего в возможности передачи третьим лицам исключительных полномочий, предоставленных ему Законом как специальному участнику процедур банкротства и связанных, прежде всего, с принятием соответствующих решений, касающихся проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В соответствии со статьей 20.3 Закона о банкротстве, арбитражный управляющий вправе привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, стандартами и правилами профессиональной деятельности или соглашением арбитражного управляющего с кредиторами (п.1.), разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве (п.2.).

Из разъяснений, содержащихся в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", следует, что при рассмотрении вопроса об обоснованности привлечения специалистов следует учитывать, в том числе, направлено ли такое привлечение на достижение целей процедур банкротства и выполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, предусмотренных законом, насколько велик объем работы, подлежащей выполнению арбитражным управляющим, возможно ли выполнение арбитражным управляющим самостоятельно тех функций, для которых привлекается привлеченное лицо, необходимы ли для выполнения таких функций специальные познания, имеющиеся у привлеченного лица, или достаточно познаний, имеющихся у управляющего, обладает ли привлеченное лицо необходимой квалификацией.

Таким образом, согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" при привлечении привлеченных лиц арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, в том числе привлекать их лишь тогда, когда это является обоснованным, и предусматривать оплату их услуг по обоснованной цене.

Указанное разъяснение толкуется и в том смысле, что конкурсный управляющий должен в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве привлекать такое количество специалистов, чтобы в сроки, предусмотренные Законом о банкротстве, выполнить все необходимые мероприятия.

В силу п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве» привлечение лиц должно осуществляться арбитражным управляющим на основании указанных норм закона с соблюдением в отношении услуг, не упомянутых в п. 2 ст. 20.7, положений п. 3 и 4 этой статьи о лимитах расходов на оплату их услуг. Указанные положения о лимитах распространяются на услуги любых лиц (относящихся к категориям как специалистов, так и обслуживающего персонала), привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности и исполнения возложенных на него обязанностей); они не распространяются на оплату труда лиц, находящихся в штате должника.

В соответствии с п. 6 ст. 20.7 Закона о банкротстве привлечение арбитражным управляющим лиц для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет имущества должника при превышении размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии с настоящей статьей, осуществляется после принятия арбитражным судом соответствующего определения.

Как следует из п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием ФЗ от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», предусмотренный указанными нормами закона лимит расходов распространяется в целом на соответствующую процедуру. При необходимости привлечения лиц, оплата услуг которых приведет к превышению общей суммы расходов на оплату привлеченных лиц, арбитражный управляющий вправе обратиться с соответствующим ходатайством в суд на основании п. 6 ст. 20.7 Закона о банкротстве. Данное ходатайство рассматривается в порядке, определенном ст. 60 Закона о банкротстве.

Как следует из заявления, в ходе процедуры конкурсного производства в отношении должника конкурсным управляющим в целях обеспечения социально значимых функций, исполняемых должником, было привлечено ООО «Управление проектами» по договору о возмездном оказании услуг, предметом которого является обслуживание объектов, указанных в Приложении №1 к Договору.

Под обслуживанием объектов понимаются виды технического обслуживания инженерных систем и оборудования, указанные в Приложении №2 к Договору.

В перечень видов технического обслуживания инженерных систем и оборудования АО «Нефтебаза «Красный Яр» входит:

- контроль за работой очистных сооружений и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы водоснабжения и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы водоотведения и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы теплоснабжения и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой системы электроснабжения и его оборудования – ежедневно;

- контроль за работой газовой котельной и его оборудования – 24 часа в сутки;

- контроль за работой станции ОБЖУ и его оборудования – 24 часа в сутки;

- проведение планово-предупредительных мероприятий и текущих ремонтов – ежедневно с 8-00 до 17-00.

- обслуживание строительных конструкций:

- проведение систематических осмотров строительных конструкций и элементов здания для установления возможных причин возникновения дефектов и выработки мер по их устранению;

- организация текущих и капитальных ремонтов производятся по дополнительному соглашению сторон;

- очистка внутренних подъездных дорог до обслуживаемых объектов, зданий пользования.

Вознаграждение за обслуживание объектов составляет 847 193,00 рублей.

Как подтверждение исполнения договора ООО «Управление проектами» заявителем представлены акты выполненных работ по договору за март, апрель, май 2021, подписанные сторонами без разногласий.

Аргумент кредиторов о завышении стоимости услуг ООО «Управление проектами» в сравнении с расходами должника по трудовым договорам судом признается недоказанным. Как поясняет конкурсный управляющий, ранее штат сотрудников составлял 18 человек при недостатке 12 штатных единиц, фонд оплаты труда составлял 699019, 26 руб.

ООО «Управление проектами» исполняет обязанности по договору от 01.03.2021 надлежащим образом (доказательства обратного в материалы дела не представлены), следовательно, стоимость оплаты услуг ООО «Управления проектами» в размере 847 193 руб. судом признается соразмерной выполняемым им работами.

Установление точной численности штата сотрудников ООО «Управление проектами» в предмет доказывания по данному делу не входит и юридического значения не имеет.

Довод кредиторов о неконкретизированности п.2.3. Договора от 01.03.2021, возможности злоупотреблений при его реализации со стороны конкурсного управляющего является предположительным, не подтвержден какими-либо доказательствами.

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявления. Привлечение арбитражным управляющим лиц в процедурах банкротства должно быть обусловлено реальной в том необходимостью, в целях своевременного и надлежащего исполнения арбитражным управляющим своих обязанностей в процедуре банкротства.

Руководствуясь ст. 20.3, 20.7, 129 Закона о банкротстве, статьями 184, 185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

определил:

признать обоснованным привлечение ООО «Управление Проектами» для обеспечения деятельности конкурсного управляющего АО «Нефтебаза «Красный Яр» по Договору о возмездном оказании услуг от 01.03.2021 с оплатой услуг за счет средств должника в размере 847 193, 00 руб. ежемесячно до завершения процесса реализации имущества должника и его передачи новому собственнику.

Определение может быть обжаловано в течение десяти дней в Седьмой Арбитражный апелляционный суд. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Новосибирской области.

Судья

А.М. Кальяк