ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А46-19677/08 от 14.11.2008 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omskarbitr.ru  e-mailsud@omskarbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Омск                                                                                                                             Дело №

14 ноября 2008 года                                                                                                 А46-19677/2008

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Шамгоновой Ж.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Микуцкой А.П. 

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Профсоюза работников Омского государственного технического университета

к ответчику Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки

о признании недействительными решений пленумов

при участии в заседании:

от истца – представители ФИО1 (дов. от 20.08.2008), ФИО2 (дов. от 20.08.2008); 

от ответчика – представители ФИО3 (дов. от 01.10.2008), ФИО4 (дов. от 01.10.2008 № 01-133), ФИО5 (дов. от 08.10.2008 № 5), ФИО6 (дов. от 10.11.2008 № 8),           

У С Т А Н О В И Л :

            Иск заявлен Профсоюзом работников Омского государственного технического университета к Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки о признании недействительными решений пленумов от 12.10.2006, от 2007 года и от 28.03.2008, устанавливающих размер отчислений профсоюзных взносов для истца в размере 24% и 25%.

            Ответчик по основаниям, изложенным в отзыве, иск не признал, полагает, что производство по делу следует прекратить, поскольку данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.                

            Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, постановлениями пленумов  обкома  профсоюза Омской областной организации профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации от 22.12.2005 № 3, от 12.10.2006 № 4 и от 28.03.2008 № 5 установлены размеры отчислений  членских профсоюзных взносов в обком профсоюза,  в том числе: на 2006 год, 2007 и 2008 годы в размере 25% .

По мнению истца, при принятии решений о размере отчислений профвзносов на пленумах присутствовало 50-60 делегатов и только один делегат от истца, который голосовал против размера отчислений в размере 25 %. Оспариваемые решения принимались простым большинством голосов и, следовательно, присутствие представителя от истца являлось формальностью, а  несогласие с указанным выше размером отчислений не могло повлиять на исход голосования. Как указывает истец данные обстоятельства свидетельствуют о не легитимности принятых решений в силу неравнозначности, с точки зрения представительства, полномочий отдельных участников обсуждения и голосования при принятии решений.    

           При этом истец полагает,  что указанные выше  решения пленумов обкома  профсоюза Омской областной организации профсоюза работников народного образования и наукио размере отчислений профвзносов для профкомов ВУЗов  приняты в нарушение норм п.п. 4, 10,19.1 Устава профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (далее – Устав), п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее – Закон о профсоюзах)  и ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон об общественных объединениях), что послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд. 

            Оценив материалы дела, заслушав мнение представителей сторон, суд установил следующее.

            В соответствии со ст. 7 Закона о профсоюзах профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают уставы, положения о первичных профсоюзных организациях, свою структуру; образуют профсоюзные органы; организуют свою деятельность.

           Основным локальным актом, регулирующим внутрипрофсоюзную деятельность лиц, участвующих в деле, является устав профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Согласно п. 19.2. Устава профсоюз строится по производственно-территориальному признаку, и его структура включает: первичные профсоюзные организации и территориальные профсоюзные организации.

           В силу п. 22 Устава организации профсоюза действуют в соответствии с положениями (уставами), которые утверждаются на собраниях, конференциях и подлежат регистрации в выборных коллегиальных профсоюзных органах вышестоящих организаций профсоюза.       

           Протоколом от 17.05.1998 № 1 конференции профсоюзной организации сотрудников ОмГТУ утверждено положение о первичной общественной организации профсоюза сотрудников Омского государственного технического университета (далее – Положение).

           Первичная организация профсоюза в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством России, уставом профсоюза, положением о первичной общественной организации профсоюза, а также решениями вышестоящих профсоюзных органов (п. 3  Положения).

            В силу п. 53 Устава решение о размере отчислений членских взносов в территориальные (республиканские, краевые, областные, окружные, районные, городские) комитеты (советы) профсоюза принимаются на конференциях или заседаниях соответствующих выборных коллегиальных профсоюзных органов и являются обязательными для всех организаций профсоюза.

            Более того, как следует из п. 15 Положения, профсоюзный комитет первичный организации сотрудников ОмГТУ осуществляет контроль за своевременным и полным перечислением профсоюзных взносов в вышестоящие организации профсоюза в соответствии с решениями их выборных органов, постановлением конференции первичной профсоюзной организации сотрудников ОмГТУ, на организацию деятельности профсоюза на территориальном и федеральном уровнях.

           Статья 39 Закона об общественных объединениях предусматривает возможность обращения в суд общественных объединений и граждан, если были нарушены их права, предоставленные этим Законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

            Однако в силу ст. 17 указанного Закона не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц. 

  В соответствии со ст. 5 Закона о профсоюзах профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений  (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны (п. 1). Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (п. 2).

            Таким образом, согласно Закону о профсоюзах профсоюзы самостоятельно организуют свою деятельность, определяют структуру, компетенцию и полномочия своих органов.

            Внутрипрофсоюзные отношения регулируются уставом профсоюза и положения Закона об общественных объединениях в данном случае неприменимы, поскольку им исключается вмешательство органов власти в деятельность общественных объединений.

            В соответствии с абзацем 2 п. 29 Устава решения организаций профсоюза и их выборных профсоюзных органов, принятые с нарушением настоящего устава, могут быть отменены выборным коллегиальным органом соответствующей организации профсоюза.   

Признание решений пленумов Омской областной организации профсоюза работников народного образования и науки незаконными и недействующими по существу явилось бы вмешательством в деятельность ответчика, то есть нарушением принципа независимости профсоюзов, установленного ст. 5 Закона о профсоюзах.

            При таких обстоятельствах производство по делу следует прекратить по   п. 1 ч. 1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, поскольку данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.    

Уплаченная при подаче иска государственная пошлина подлежит возврату  истцу на основании ч. 3 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и  руководствуясь  ст.ст. 150-151, 184-185  Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л :

            Производство по иску Профсоюза работников Омского государственного технического университета о признании недействительными решений пленумов Омской областной организации профсоюза работников народного образования и науки от 22.12.2005, 12.10.2006, от 28.03.2008, прекратить.

Возвратить Профсоюзу работников Омского государственного технического университетаиз федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 руб., перечисленную по квитанции СБ РФ 8634153 от 30.09.2008.

           Определение может быть обжаловано в месячный срок со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                              Ж.Г. Шамгонова