АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ул.Учебная, 51, г.Омск, 644024, тел./факс (3812) 31-56-51 / 53-02-05, http://omsk.arbitr.ru, http://my.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
002008:20 июля 2015 года | № дела А46-4505/2015 |
Резолютивная часть определения объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст определения изготовлен 28 июля 2015 года.
Арбитражный суд Омской области
в составе судьи Пермякова Владимира Владимировича,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевым Д.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Администрации города Омска (ИНН <***>)
о признании недействующим Постановления № 1775-п от 15.12.2014,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании:
заявителя – ФИО1, действующего на основании доверенности от 16.03.2015 (личность удостоверена паспортом),
от заинтересованного лица – ФИО2, по доверенности от 11.03.2015 (предъявлено удостоверение),
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска – ФИО3, действующей на основании доверенности от 22.01.2015 (предъявлено удостоверение),
от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска –ФИО4, действующей на основании доверенности от 25.06.2015 (предъявлено удостоверение),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Железнодорожная торговая компания» обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением кАдминистрации города Омска о признании недействующим Постановления № 1775-п от 15.12.2014 «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска» в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243 не соответствующим положениям статей 56, 56.1, 70.1, 49 земельного кодекса РФ, подпункту «б» пункта 5 и пункту 6 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, нарушающим права и законные интересы ОАО «Железнодорожная торговая компания» и не действующим в данной части.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Администрации города Омска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд полагает необходимым производство по настоящему делу прекратить по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) под муниципальным правовым актом понимается решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В силу пункта 3 части 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе, правовые акты главы муниципального образования и местной администрации.
Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 20 Решения Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 «Об Уставе города Омска» Мэр города Омска осуществляет функции высшего должностного лица города Омска и функции руководителя Администрации города Омска на принципах единоначалия.
Пунктом 3 статьи 20 Решения Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92 «Об Уставе города Омска» установлено, что Мэр города Омска в пределах своих полномочий издает постановления Администрации города Омска по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Омска в соответствии с действующим законодательством, а также распоряжения Администрации города Омска по вопросам организации работы Администрации города Омска.
Анализ изложенных выше норм действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что Мэр города Омска уполномочен издавать правовые акты двух видов - постановления и распоряжения. При этом по вопросам организационного и технического характера главой местной администрации принимается именно распоряжение, а постановлением устанавливаются нормы, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на регулирование общественных отношений.
Из материалов дела следует, что оспариваемый ОАО «Железнодорожная торговая компания» правовой акт № 1775-п, принятый Администрацией города Омска 15.12.2014, имеет наименование - «постановление». Постановлением Администрации № 1775-п от 15.12.2014, опубликованным 18.12.2014 в официальном издании органов местного самоуправления города Омска газете «Третья столица», № 56, зарезервированы для муниципальных нужд сроком на семь лет земли общей площадью 78139 кв.м по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска в соответствии с утвержденной схемой резервируемых земель для муниципальных нужд.
Принятие решения о резервировании земель является частью процедуры при реализации территориального планирования (пункт 2 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ).
Оспариваемое постановление устанавливает нормы и положения, обязательные для применения всеми лицами, которые имеют в собственности или пользовании земельные участки, расположенные на данной территории, а также всеми иными лицами, которые будут осуществлять какую-либо строительную деятельность, капитальный ремонт или реконструкцию зданий, прокладку коммуникаций, новых магистралей и улиц, государственными органами и должностными лицами, которые дают разрешения и различные согласования на осуществление такой деятельности.
Постановление № 1775-п принято Администрацией в пределах закрепленных полномочий, его положения содержат обязательные для применения нормы и правила поведения, от реализации которых зависит проведение градостроительной деятельности на соответствующей территории, оно затрагивает неопределенный круг лиц, рассчитано на неоднократное применение, опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Действующее законодательство Российской Федерации, устанавливая возможность оспаривания в судебном порядке нормативных и ненормативных актов, и различную процедуру оспаривания таких актов, не содержит понятия нормативного акта. Такое понятие, на настоящий момент, имеется только в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48, в соответствии с которым существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Таким образом, действующая судебная практика нормативный характер правового акта ставит в зависимость от наличия в нем правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц, но не с установлением особого правового статуса для объекта вещного права - в частности - земельного участка, в связи с чем споры о законности принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, субъектов Российской Федерации, Российской Федерации, актов об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, актов об установлении зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон) и их границ, актов о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд суды рассматривали по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Данный вывод суда соответствует судебно-арбитражной практике, формируемой вышестоящим судом (постановление ФАС Поволжского округа от 18.04.2013 по делу N А12-23495/2012).
Федеральным законом от 28.06.2014 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее - Закон № 186-ФЗ) пункт 1.1 статьи 29 АПК РФ, относящий к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, изложен в иной редакции. Согласно пункту 4 статьи 1 Закона № 186-ФЗ, пункт 1.1 статьи 29 изложен в следующей редакции: «1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам».
В силу статьи 4 Закона № 186-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу 06.08.2014.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в определении о прекращении производства по делу арбитражный суд решает вопросы о возврате государственной пошлины из бюджета Российской Федерации.
Статьей 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае прекращения судами производства по делу.
Уплаченная ОАО «Железнодорожная торговая компания» согласно платежному поручению № 61310 от 01.04.2015 государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета истцу.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 151, статьями 184-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу № А46-4505/2015 по заявлению Открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Администрации города Омска (ИНН <***>) о признании недействующим Постановления № 1775-п от 15.12.2014 «О резервировании земель для муниципальных нужд по улице Труда, улице 12-я Пролетарская в Ленинском административном округе города Омска» в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 03 03:0243 не соответствующим положениям статей 56, 56.1, 70.1, 49 земельного кодекса РФ, подпункту «б» пункта 5 и пункту 6 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, нарушающим права и законные интересы ОАО «Железнодорожная торговая компания» и не действующим в данной части, прекратить.
Возвратить Открытому акционерному обществу «Железнодорожная торговая компания» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, уплаченной им при подаче заявления в Арбитражный суд Омской области согласно платежному поручению № 61310 от 01.04.2015.
Определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия путем подачи апелляционной жалобы.
Информация о движении дела может быть получена путём использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ruв информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья Пермяков В.В.