ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Определение № А46-6333/10 от 16.06.2010 АС Омской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk.arbitr.ru  e-mailinfo@omsk.arbitr.ru

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о приостановлении производства по делу

002008:20

город Омск

июня 2010 года

№ дела

А46-6333/2010

Арбитражный суд Омской области в составе судьи  Распутиной Л.Н., при ведении протокола предварительного судебного заседания помощником судьи Никифоровой А.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» к Омской таможне о признании незаконным письма № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 и обязании зачесть излишне уплаченные таможенные платежи 

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Группа компаний «Титан» (далее – ЗАО «ГК «Титан», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным письма Омской таможни № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 об оставлении заявления ЗАО «ГК «Титан» от 24.03.2010 № 1827-21-16 о возврате (зачете) излишне уплаченной таможенной пошлины без исполнения и обязании Омскую таможню зачесть излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 4 521 216, 69 рублей в счет будущих платежей.

От Омской таможни поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения Экономического суда СНГ по делу № 01-1-Е/2-10 по заявлению Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской стороной положений действующих международных  договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь, мотивированное следующим.

Определением Экономического суда СНГ от 21.04.2010 по делу № 01-1-Е/2-10 принято к рассмотрению заявление Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.

По мнению Правительства Республики Беларусь, взимание Российской Федерацией вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты неправомерно, так как Республика Беларусь и Российская Федерация являются участниками международных договоров, предусматривающих режим свободной торговли между государствами-участниками таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле», Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007).

В связи с этим, Правительство Республики Беларусь просит Экономический суд СНГ: констатировать факт нарушения Российской стороной международных обязательств по вышеуказанным международным договорам; рекомендовать Российской стороне принять меры по отмене вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.

В соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 (договор от 10.10.2000), Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан учредили международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее - ЕврАзЭС или Сообщество).

В соответствии со ст. 8 Договора от 10.10.2000 Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися Сторонами настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.

Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.

Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.04.2003 № 122 утвержден Статут Суда Евразийского экономического сообщества.

Согласно п. 4 Статут Суда Евразийского экономического сообщества к ведению Суда Сообщества относится разрешение межгосударственных споров экономического характера:

а) возникающих при применении Договора от 10.10.2000 и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений;

б) возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС.

В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ о возложении на Экономический Суд Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 19.09.2003, Соглашением между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 03.03.2004 Экономический Суд СНГ временно, до формирования Суда Евразийского экономического сообщества, обеспечивает единообразное применение Договора от 10.10.2000, других действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.

Экономический Суд СНГ разрешает межгосударственные споры экономического характера, возникающие:

- при применении Договора и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений;

при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС.

Из определения Экономического суда СНГ от 21.04.2010 следует, что Соглашение о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле», Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 являются международными договорами, действующими в рамках ЕврАзЭС. Рассмотрение указанного спора входит в компетенцию Экономического суда СНГ.

Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Экономического суда СНГ (www.sudsng.org), по результатам распорядительного заседания коллегии Экономического суда СНГ, состоявшегося 18-19 мая 2010 года, коллегия Экономического суда СНГ решила продолжить подготовку дела к судебному разбирательству в рамках распорядительного заседания, которое назначено на 22.06.2010.

По мнению Омской таможни, результат рассмотрения Экономическим судом СНГ заявления Правительства Республики Беларусь об установлении (не установлении) факта нарушения Российской стороной международных обязательств по международным договорам, выразившееся во взимании Российской Федерацией вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, имеет существенное значение для рассмотрения спора, возникшего между Омской таможней и ЗАО «Группа компаний «Титан», поскольку:

- и уплата ЗАО «Группа компаний «Титан» вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов, вывозимых в Республику Беларусь, и отказ таможенного органа в возврате указанных вывозных таможенных пошлин основаны на применении международных договоров государствами-участниками таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле», Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007);

- правоотношения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов также основаны на применении вышеназванных международных договоров.

Заявителем представлены письменные возражения на ходатайство Омской таможни о приостановлении производств по делу, в которых указано на следующие обстоятельства.

ЗАО «ГК «Титан» в период с января 2010 года по март 2010 года осуществляло поставку товара - фракции пропиленовой ТУ 38.10276087 в адрес ОАО «НАФТАН» ЗАВОД «ПОЛИМИР» (Республика Беларусь).

Омская таможня при декларировании ЗАО «ГК «Титан» вышеуказанного товара выставило уведомление от 09.01.2010 года, согласно которому Омская таможня указала, что ЗАО «ГК «Титан» указало недостоверные сведения при декларировании, а именно гр. 47 ГТД (пошлины). Указанным уведомлением Омская таможня потребовала от ЗАО «ГК «Титан» скорректировать сведения гр. 47 ГТД по начислению и взыскиванию пошлин согласно Постановлению Правительства РФ от 25.12.2009 года № 1091.

В период поставки товара ЗАО «ГК «Титан» (с января по март 2010 года) Постановлениями Правительства РФ от 25.12.2009 года № 1091, от 28.01.2010 года № 32 и от 24.02.2010 года № 88 утверждены ежемесячные (на январь, февраль и март 2010 года) ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Согласно таблицам содержащимся в вышеуказанных Постановлениях фракция полипропиленовая сжиженная, имеющая код ТН ВЭД 2711 14 00 00, и нефть сырая, имеющая код ТН ВЭД 2709 00, являются разными товарами и имеют различные размеры ставок таможенных пошлин при вывозе их за пределы территории Российской Федерации и за пределы государств -участников соглашений о Таможенном союзе. Ставок таможенных пошлин для фракции полипропиленовой сжиженной при поставке внутри территории государств-участников таможенного союза за указный период поставки законодательством не установлено.

Согласно статьи 1 соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле» договаривающиеся Стороны не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие на экспорт и (или) импорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны.

В связи с чем, ссылка Омской таможни на статью 1 Протокола о внесении изменений в соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12.01.2007 года, не обоснованна в данной ситуации, поскольку ЗАО «ГК «Титан» вывозило иной товар - фракцию полипропиленовую сжиженную.

На основании вышеизложенного, учитывая то, что при требовании от ЗАО «ГК «Титан» уплаты пошлины Омская таможня ссылалась на Постановление Правительства РФ, которое не применяется при поставке товаров на территорию государств участников таможенного союза, разрешение спора в Экономическом суде СНГ не внесет изменения в вышеуказанные нормативные акты, в силу чего не имеет существенного значения для разрешения настоящего дела.

Кроме того, поскольку предметом настоящего дела является признание незаконным конкретного действия Омской таможни, формализованном в письме Омской таможни № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 года об оставлении заявления ЗАО «ГК «Титан» от 24.03.2010 года № 1827-21-16 о возврате (зачете) излишне уплаченной таможенной пошлины без исполнения, то ЗАО «ГК «Титан» считает, что применение идентичных международных договоров при разрешения спора по двум судебным делам, не говорит о том, что решение Экономического суда СНГ будет иметь существенное значение для рассмотрения дела об оспаривании ЗАО «ГК «Титан» действий Омской таможни.

Помимо этого, заявитель полагает, что решение Экономического суда СНГ носит рекомендательный характер, в связи с чем ЗАО «ГК «Титан» считает, что вынесение решения Экономическим судом СНГ не имеет существенного значения для разрешения дела, кроме того решение Экономического суда СНГ не является нормативным правовым актом, применяемым при рассмотрении дел, согласно статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, ЗАО «ГК «Титан» считает, заявление Омской таможней ходатайства о приостановлении производства по вышеуказанного делу, не имеет существенного значения для разрешения спора по заявлению ЗАО «ГК «Титан» к Омской таможне (дело № А46-6333/2010) и направлено на необоснованное продление срока рассмотрения настоящего судебного дела.

Согласно пункту 5 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела.

Рассмотрев заявленное Омской таможней ходатайство, учитывая, что в соответствии с указанной номой приостановление производства по делу является правом суда, суд, полагая, что судебный акт по указанному делу № 01-1-Е/2-10, имеющемуся в производстве Экономического суда СНГ, может иметь значения для разрешения настоящего спора, считает необходимым ходатайство Омской таможни удовлетворить, производство по делу № А46-6333/2010 приостановить.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 статьи 143, пунктом 1 статьи 145, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Приостановить производство по делу № А46-6333/2010 по заявлению закрытого акционерного общества «Группа компаний «Титан» к Омской таможне о признании незаконным письма № 11-05-30/3831 от 30.03.2010 и обязании зачесть излишне уплаченные таможенные платежи  до вступления в законную силу решения Экономического суда СНГ по делу № 01-1-Е/2-10 по заявлению Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской стороной положений действующих международных  договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.

На определение может быть подана апелляционная жалоба  в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Информация о движении дела размещена на сайте суда по адресу www.omsk.arbitr.ru.

Судья

Л.Н. Распутина