АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
644024 г.Омск, ул.Учебная,51 информатор (3812) 31-56-51 сайт www.omsk arbitr.ru e-mailinfo@omsk.arbitr.ru
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о приостановлении производства по делу
город Омск 28 июня 2010 года | № дела А46-7528/2010 |
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола секретарем Ильиной М.В., рассмотрев в предварительном судебном заседании суда дело по заявлению Открытого акционерного общества "Газпром нефть" к Омской таможне о признании недействительным письма от 07.04.2010 № 11-05-30/4299, обязании возвратить излишне уплаченную вывозную пошлину в сумме 11 563 828 руб.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель не явился, извещен,
от заинтересованного лица – Кубаль Т.К. (удостоверение № 110562, доверенность), Селютиной С.В. (удостоверение № 099872, доверенность от 11.01.2010 № 03-01/05),
У С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество "Газпром нефть" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Омской таможне о признании недействительным письма от 07.04.2010 № 11-05-30/4299, обязании возвратить излишне уплаченную вывозную пошлину в сумме 11 563 828 руб.
21.06.2010 от заявителя поступило письменное ходатайство о рассмотрении предварительного судебного заседания по настоящему делу в отсутствие его представителя.
От Омской таможни поступило письменное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решения Экономического суда СНГ по делу № 01-1-Е/2-10 по заявлению Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь, мотивированное следующим.
Определением Экономического суда СНГ от 21.04.2010 по делу № 01-1-Е/2-10 принято к рассмотрению заявление Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.
По мнению Правительства Республики Беларусь, взимание Российской Федерацией вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты неправомерно, так как Республика Беларусь и Российская Федерация являются участниками международных договоров, предусматривающих режим свободной торговли между государствами-участниками таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле», Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007).
В связи с этим, Правительство Республики Беларусь просит Экономический суд СНГ: констатировать факт нарушения Российской стороной международных обязательств по вышеуказанным международным договорам; рекомендовать Российской стороне принять меры по отмене вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов, вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.
В соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 (договор от 10.10.2000), Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан учредили международную организацию «Евразийское экономическое сообщество» (далее - ЕврАзЭС или Сообщество).
В соответствии со ст. 8 Договора от 10.10.2000 Суд Сообщества обеспечивает единообразное применение Договаривающимися Сторонами настоящего Договора и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений.
Организация и порядок деятельности Суда Сообщества определяются его Статутом, утверждаемым Межгоссоветом.
Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.04.2003 № 122 утвержден Статут Суда Евразийского экономического сообщества.
Согласно п. 4 Статут Суда Евразийского экономического сообщества к ведению Суда Сообщества относится разрешение межгосударственных споров экономического характера:
а) возникающих при применении Договора от 10.10.2000 и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений;
б) возникающих при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС.
В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ о возложении на Экономический Суд Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 19.09.2003, Соглашением между Евразийским экономическим сообществом и Содружеством Независимых Государств о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 03.03.2004 Экономический Суд СНГ временно, до формирования Суда Евразийского экономического сообщества, обеспечивает единообразное применение Договора от 10.10.2000, других действующих в рамках ЕврАзЭС международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.
Экономический Суд СНГ разрешает межгосударственные споры экономического характера, возникающие:
- при применении Договора и других действующих международных договоров в рамках ЕврАзЭС и принятых органами ЕврАзЭС решений;
- при исполнении обязательств, предусмотренных действующими международными договорами в рамках ЕврАзЭС и решениями органов ЕврАзЭС.
Из определения Экономического суда СНГ от 21.04.2010 следует, что Соглашение о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле», Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007 являются международными договорами, действующими в рамках ЕврАзЭС. Рассмотрение указанного спора входит в компетенцию Экономического суда СНГ.
Согласно информации, содержащейся на официальном сайте Экономического суда СНГ (www.sudsng.org), по результатам распорядительного заседания коллегии Экономического суда СНГ, состоявшегося 18-19 мая 2010 года, коллегия Экономического суда СНГ решила продолжить подготовку дела к судебному разбирательству в рамках распорядительного заседания, которое назначено на 22.06.2010.
По мнению Омской таможни, результат рассмотрения Экономическим судом СНГ заявления Правительства Республики Беларусь об установлении (не установлении) факта нарушения Российской стороной международных обязательств по международным договорам, выразившееся во взимании Российской Федерацией вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, имеет существенное значение для рассмотрения спора, возникшего между Омской таможней и ОАО «Газпром нефть», поскольку:
- и уплата ОАО «Газпром нефть» вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов, вывозимых в Республику Беларусь, и отказ таможенного органа в возврате указанных вывозных таможенных пошлин основаны на применении международных договоров государствами-участниками таможенного союза (Соглашение о Таможенном союзе между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995, Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 13.11.1992 «О свободной торговле», Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000, Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 06.10.2007);
- правоотношения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении нефтепродуктов также основаны на применении вышеназванных международных договоров.
Согласно пункту 5 статьи 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе приостановить производство по делу в случае рассмотрения международным судом, судом иностранного государства другого дела, решение по которому может иметь значение для рассмотрения данного дела.
Рассмотрев заявленное Омской таможней ходатайство, учитывая, что в соответствии с указанной номой приостановление производства по делу является правом суда, суд, полагая, что судебный акт по указанному делу № 01-1-Е/2-10, имеющемуся в производстве Экономического суда СНГ, может иметь значения для разрешения настоящего спора, считает необходимым ходатайство Омской таможни удовлетворить, производство по делу № А46-7528/2010 приостановить.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 статьи 143, пунктом 1 статьи 145, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Приостановить производство по делу № А46-7528/2010 по заявлению Открытого акционерного общества "Газпром нефть" к Омской таможне о признании недействительным письма от 07.04.2010 № 11-05-30/4299, обязании возвратить излишне уплаченную вывозную пошлину в сумме 11 563 828 руб. до вступления в законную силу решения Экономического суда СНГ по делу № 01-1-Е/2-10 по заявлению Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь.
На определение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Судья С.В. Ярковой