002008:20
28 июня 2017 года
№ дела
А46-7759/2017
Резолютивная часть определения объявлена в судебном заседании 21 июня 2017 года.
Текст определения в полном объеме изготовлен 27 июня 2017 года.
Арбитражный суд Омской области в составе судьи Яркового С.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рейтер М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление акционерного общества «Газпромнефть – Омский НПЗ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о признании незаконным и отмене распоряжения от 05.05.2017 № 122-р «О внесении изменений в распоряжение от 20.04.2017 № 110-р», при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явились, извещены,
от заинтересованного лица – ФИО1, на основании доверенности от 20.12.2016, удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество «Газпромнефть – Омский НПЗ» (далее – АО «Газпромнефть – Омский НПЗ», заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (ниже – Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене распоряжения от 05.05.2017 № 122-р «О внесении изменений в распоряжение от 20.04.2017 № 110-р».
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, направил ходатайство о прекращении производства по делу. Представитель заинтересованного лица указала на неподведомственность спора арбитражному суду.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области АО «Газпромнефть – Омский НПЗ» 05.05.2017 принято распоряжение № 122-р «О внесении изменений в распоряжение от 20.04.2017 № 110-р».
Из содержание указанного ненормативного акта следует, что в связи с необходимостью дополнительного получения документов от АО «Газпромнефть-ОНПЗ», предоставление которых необходимо для достижения целей и задач проверки, а так же на основании Приказа Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу от 04.05.2017 № 593, пункт 13 распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица от 20.04.2017г. № 110-р дополнить следующими подпунктами:
- схему объектов недвижимости, находящихся в собственности, пользовании, аренде;
- генеральные. планы территорий, занятых производственными объектами, с указанием сведений 6 наличии водонепроницаемых покрытий, системы сбора и очистки сточных дождевых, талых и поливомоечных вод на земельных участках, используемых при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности;
- краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности АО «Газпромнефть-ОНПЗ», как источника загрязнения компонентов окружающей среды (воздух, вода, почва) с описанием основных технологий, балансовых схем;
- документация об организации и проведении производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля), включая приказ (распоряжение) руководителя о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля в сфере природопользования и охраны окружающей среды, планы природоохранных мероприятий и отчеты об их выполнении, документы (положение или иной документ) об организации экологической службы (отдела) с приложением должностных инструкций, названных в приказе (распоряжении) лиц;
- планы мероприятий по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения и отчеты о их выполнении;
- планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных . ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций и отчеты об их выполнении за период с 01.01.2016г. по 20.04.2017 года;
- перечень земельных участков используемых АО «Газпромнефть-ОНПЗ» с указанием объектов, расположенных на земельных участках, в том числе, расположенных в границах водоохранных зон водных объектов;
- документы, подтверждающие право пользования земельными участками, на которых расположены объекты АО «Газпромнефть-ОНПЗ» и иные объекты, используемые предприятием (свидетельства, Договора аренды и субаренды земельных участков, акты приемо - передачи земель, при необходимости постановления и решения органов исполнительной власти о предоставлении земель, переводе их из одной категории в другую);
- сведения о наличии земельных участков, подверженных водной и ветровой эрозии;
- схемы расположения земельных участков, используемых АО «Газпромнефть-ОНПЗ»;
- сведения о проведении рекультивации нарушенных земель (при наличии нарушенных земель);
- планы проведения мероприятий по использованию и охране земель (природоохранных мероприятий) и отчеты по их выполнению за период с 01.01.2016г. по 20.04.2017 года.
Считая указанный акт незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Суд на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) прекращает производство по делу, полагая, что заявление АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, исходя при этом из следующего.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (пункт 2 части 1 статьи 29 АПК РФ). Из смысла приведённых норм следует, что критериями отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический характер требования, а также субъектный состав.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из названных норм, арбитражный суд вправе рассматривать дела о признании недействительным ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, если такой акт затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как ранее судом было установлено, заявитель оспаривает ненормативный акт заинтересованного лица, которым, в свою очередь, внесены изменения в ранее принятое распоряжение 20.04.2017 № 110-р. Из материалов дела следует, что распорядительным актом заинтересованного лица от 20.04.2017 № 110-р определено провести проверку в отношении заявителя. Предметом указанной проверки является, соблюдение обязательных требований по проведению мероприятий, по предотвращению причинения вреда (жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям), окружающей среде.
Следовательно, данное дело не относится к компетенции арбитражного суда, что является основанием для прекращения производства по делу, за исключением случая, когда производство по аналогичному делу уже было прекращено судом общей юрисдикции, поскольку в ином случае общество будет лишено права на судебную защиту своих прав и законных интересов. Общество не лишено права на судебную защиту в суде общей юрисдикции. Изложенное согласуется с разъяснениями, данными в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
При таких обстоятельствах требование АО «Газпромнефть-ОНПЗ» не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, что в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ влечёт прекращение производства по делу. Кроме того, посредством электронной связи 30.05.2017 от заявителя поступило заявление об отказе от заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150-151, 184-185, 187-188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Производство по делу № А46-7759/2017 прекратить.
С момента вступления определения суда в законную силу считать отменёнными обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Омской области от 24.05.2017 по делу № А46-7759/2017.
Возвратить публичному акционерному обществу «Газпромнефть – Омский НПЗ» (ИНН <***>, ОГРН <***>) из федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины, уплаченной платёжным поручением от 10.05.2017 № 6161.
Определение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья
С.В. Ярковой