АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024
http: //www.Orenburg.arbitr.ru/
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о частичном удовлетворении ходатайства
г. Оренбург Дело № А47-11949/2020
06 февраля 2024 года
Резолютивная часть определения объявлена 23 января 2024 года
В полном объеме определение изготовлено 06 февраля 2024 года
Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Кузахметовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Игиновой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство» МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (МУП «Коммунальное хозяйство») (ОГРН <***>, ИНН <***>, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Первомайский)
ходатайство Администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (Оренбургская область, Оренбургский район, п. Первомайский) об отсрочке исполнения определения суда от 20.06.2023,
при участии в судебном заседании:
ФИО1 – Главы МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (паспорт),
ФИО2 – представителя Администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (доверенность от 09.01.2024, постоянная, паспорт),
ФИО3 – представителя конкурсного управляющего (доверенность от 02.05.2023, постоянная, паспорт),
ФИО4 – представителя Управления Федерального казначейства Оренбургской области (доверенность от 26.12.2023, постоянная, паспорт),
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились; сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания в материалах дела имеются; ходатайство рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «ЭнергосбыТ Плюс» в лице Оренбургского филиала 17.09.2020 (отметка экспедиции суда) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании МУП «Коммунальное хозяйство» несостоятельным (банкротом) в связи с наличием просроченной более трех месяцев задолженности в общей сумме 3 351 764 руб. 62 коп.
Определением суда от 24.09.2020 заявление кредитора принято к производству, возбуждено дело о банкротстве, назначено судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявленных требований.
Определением суда от 09.11.2020 (резолютивная часть от 02.11.2020) заявление АО «ЭнергосбыТ Плюс» признано обоснованным; в отношении должника введена процедура наблюдения; временным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий ФИО5 (почтовый адрес: 460008, г. Оренбург, <...>), являющийся членом Ассоциации «Краснодарская межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Единство».
Сообщение о введении наблюдения опубликовано на сайте ЕФРСБ 04.11.2020, в газете «Коммерсантъ» 14.11.2020.
Решением суда от 31.03.2021 (резолютивная часть от 23.03.2021) муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области (МУП «Коммунальное хозяйство») признано банкротом с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим должника утвержден арбитражный управляющий ФИО6 (почтовый адрес: 460001, г. Оренбург, а/я 3167), являющийся членом Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Южный Урал».
Сообщение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства опубликовано на сайте ЕФРСБ от 29.03.2021, в газете «Коммерсантъ» № 58 (7020) от 03.04.2021.
Определением суда от 20.06.2023 частично удовлетворено заявление конкурсного управляющего ФИО6: с Администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в пользу МУП «Коммунальное хозяйство» МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области в качестве компенсации за уменьшение конкурсной массы взыскано 35 834 430,84 руб.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 28.11.2023 определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2023 по делу № А47-11949/2020 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2023 по тому же делу оставлено без изменения, кассационные жалобы Администрации муниципального образования Первомайский Поссовет Оренбургского района Оренбургской области и Администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Администрация муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области 22.12.2023 обратилась в суд с ходатайством об отсрочке исполнения определения суда от 20.06.2023 на один год.
Определением суда от 27.12.2023 ходатайство принято к производству, назначено судебное заседание.
До начала судебного заседания от конкурсного управляющего поступил письменный отзыв, согласно которому возражает относительно удовлетворения ходатайства об отсрочке исполнения определения суда от 20.06.2023.
В судебном заседании представителем Администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области заявлено ходатайство о приобщении дополнительных документов.
Документы в порядке статьи 66 АПК РФ приобщены судом к материалам дела.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего возражал относительно удовлетворения ходатайства, представитель и глава Администрации МО Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области просили суд ходатайство удовлетворить и предоставить отсрочку исполнения определения суда от 20.06.2023 на один год.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ и статьей 32 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), в том числе указанным Законом.
Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 АПК РФ), должны исполняться всеми юридическими и должностными лицами, гражданами в порядке, предусмотренном главой VII АПК РФ (статья 318 АПК РФ).
Статьей 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон № 229-ФЗ) предусмотрено, что взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения (часть 1 статьи 324 АПК РФ).
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 № 467-О АПК РФ и Закон № 229-ФЗ не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта. Поэтому суд самостоятельно устанавливает необходимость предоставления отсрочки (рассрочки) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу.
Лицо, ходатайствующее об отсрочке или рассрочке исполнения решения, должно доказать затруднительность его исполнения в настоящее время и реальную возможность исполнить судебный акт в более поздний срок.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - постановление Пленума ВС РФ № 50) также разъяснено, что при предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе, права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.04.2006 № 104-О, суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Таким образом, арбитражный суд разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, на основании исследования обстоятельств конкретного дела и их оценки в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом соблюдения баланса интересов сторон таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Следовательно, лицу, обратившемуся с заявлением об отсрочке (рассрочке), надлежит представить доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Как следует из материалов дела, определение суда от 20.06.2023 вступило в законную силу 28.09.2023, на его основании конкурсному управляющему ФИО6 судом выдан исполнительный лист серии ФС № 042174669, который находится на исполнении в Управлении Федерального Казначейства по Оренбургской области.
Согласно ответу № 08.12.2023 № 53-0932/48-41 Управления Федерального казначейства Оренбургской области в целях исполнения исполнительного листа в соответствии с пунктом 4 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации должником 30.10.2023 направлен запрос-требование органу местного самоуправления о выделении дополнительных лимитов бюджетных обязательств в целях исполнения исполнительного листа серии ФС № 042174669. Согласно пункту 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником требования исполнительного листа № 042174669 в течение 3 месяцем со дня его поступления в Управление осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника будет приостановлено.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 названного Кодекса.
Как следует из пунктов 5, 6 статьи 242.2 БК РФ, исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись. Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.
Согласно пункту 1 статьи 217 названного Кодекса утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Согласно пункту 3 статьи 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
Исходя из смысла названной статьи и разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 № 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в указанном определении, финансовый орган муниципального образования как субъект, уполномоченный Федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета, должен своевременно уведомить об отсутствии или недостаточности бюджетных ассигнований на эти цели главу и представительный орган муниципального образования. Последние, в свою очередь, обязаны обеспечить исполнение судебного решения в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ, т.е. в порядке осуществления расходов, не предусмотренных бюджетом.
Таким образом, исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
При недостаточности у муниципального образования предусмотренных решением представительного органа данного муниципального образования на текущий финансовый год денежных средств для обеспечения исполнения выданного судом исполнительного документа администрация и финансовый орган указанного муниципального образования, организующие исполнение исполнительного документа, вправе и одновременно обязаны совершить следующие действия: уведомить представительный орган муниципального образования о недостаточности утвержденных бюджетом на текущий финансовый год денежных средств для исполнения исполнительного документа, выданного судом, и внести предложения по соответствующей корректировке размера бюджетных ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов; либо внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования, направленные на перераспределение расходов, предусмотренных данной росписью на цели исполнения исполнительных документов, с тем, чтобы предусмотреть расходы на исполнение конкретного исполнительного документа (полномочие финансового органа муниципального образования).
Как следует из справки Администрации муниципального образования Первомайский Поссовет Оренбургского района Оренбургской области от 22.01.2024 в бюджете Администрации МО Оренбургской района Оренбургской области на 2024 года запланированы налоговые и неналоговые доходы в сумме 15 554 054 руб., а также утверждена дотация бюджетам сельских поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, за счет областного бюджета в сумме 18 575 000 руб. Также предусмотрена прогнозируемая сумма дохода от продажи материальных и нематериальных активов в сумме 11 000 000 руб.
С учетом того обстоятельства, что на момент обращения с рассматриваемым ходатайством у Администрации муниципального образования Первомайский Поссовет Оренбургского района Оренбургской области отсутствует реальная финансовая возможность незамедлительно и в полном объеме исполнить определение суда, учитывая необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов, то есть с одной стороны - интересов муниципалитета, обязанного обеспечивать оказание населению коммунальных услуг и несущего обязанность по содержанию соответствующего имущества, с другой - интересов должника и его кредиторов, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленного ходатайства в части предоставления отсрочки исполнения судебного акта на три месяца.
Предоставление отсрочки в данном случае отвечает требованию соблюдения баланса прав и законных интересов ответчика, должника и его кредиторов, поскольку существует объективная возможность поступления дополнительной финансовой помощи, которая будет направлена на погашение задолженности в установленном законом порядке.
Возражения конкурсного управляющего учтены судом при определении периода отсрочки исполнения судебного акта (3 месяца), однако должных правовых оснований для отказа в предоставлении такой отсрочки полностью суд не усматривает по вышеописанным мотивам.
Руководствуясь положениями статьи 60 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве), статьями 65, 71, 184-186, 223, 318, 319, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Ходатайство Администрации муниципального образования Первомайский поссовет Оренбургского района Оренбургской области удовлетворить частично.
Предоставить отсрочку исполнения определения Арбитражного суда Оренбургской области от 20.06.2023 года на три месяца.
В соответствии со статьей 186 АПК РФ настоящее определение направляется заинтересованным лицам путем его размещения в виде электронного документа на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Определение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Судья О.Р. Кузахметова